Семь функций интеллектуальной собственности в бизнесе
До недавнего времени функции интеллектуальной собственности (ИС) в бизнесе в России и за рубежом не определялись. Это связано с тем, что экономисты не рассматривают ИС как юридическую категорию в своих технологиях. Тем более что ИС в России как юридическое понятие появилось в начале 90-х годов ХХ века. Однако рынок этого специфического товара развивается весьма быстро, хотя есть ряд проблем, связанных с нормативным учетом и, следовательно, с эффективным использованием этих неосязаемых активов в бизнесе.
При постановке задачи комплексного управления ИС менеджеры на предприятиях нередко задают вполне резонные вопросы: каковы функции ее как специфического объекта управления в бизнес-среде; какие функции выполняет ИС, участвуя в бизнесе в виде нематериальных активов; как извлечь максимальную выгоду из имеющихся в бизнесе объектов промышленной собственности. Деньги имеют свои функции, а ИС почему-то до сих пор конкретных выделенных функций не имела. Ответив на этот базовый вопрос, можно вполне конкретно и обоснованно решать другие более общие и сложные задачи, связанные с эффективным управлением любой самостоятельной бизнес-системой, любым предприятием в целом.
Аналогичные проблемы возникают уже сегодня на многих предприятиях после того, как была выявлена, оценена и поставлена на баланс ИС. Столкнувшись с этой пока нетрадиционной для наших менеджеров проблемой, становится ясно, что эти нематериальные активы весьма сложны в понимании и в то же время они требуют специального и весьма квалифицированного управления ими по всему широкому диапазону их целевого использования. Вопросы юридической защищенности бизнеса, своевременного технико-технологического перевооружения, рентабельности бизнеса и качества его продукции остаются в стороне от тех, кто занят вопросами охраны и защиты конкретных объектов ИС. Спецификой нематериальных активов является их многофакторная комплексная зависимость друг от друга и их совокупное влияние на коммерческие результаты в бизнесе, а также междисциплинарный характер их изучения, понимания и использования. Этот учет специфики нужен для развития общей методологии ИС в качестве нового феномена в экономических и общественных отношениях.
Специалисты Института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса (СОИС) имеют научно обоснованные ответы на поставленные вопросы. Отслеживая новую и быстро развивающуюся систему знаний в этой области, год от года они нарабатывают, по сути, свою весьма оригинальную и обоснованную методологию работы с этими активами в различных отраслях экономики. Ниже мы приведем лишь краткие выводы относительно исследованных функций ИС, которые являются прикладной частью теории идей, разработанной в СОИС.
Многоликое средство актуализации бизнеса
ИС является формализованной и стратегически объективно устойчивой интеллектуальной сердцевиной бизнеса. Она обеспечивает его стабильный рост и вместе с тем периодически его актуализирует, омолаживая источники наиболее значимых эффектов (эффекторов). Непрерывное омолаживание бизнеса происходит за счет воспроизводства и практической реализации новых и уже адаптированных к данному бизнесу идей. Чтобы бизнес был конкурентоустойчивым и стабильным, эти активы следует тщательно формировать, изучать, охранять и укреплять как творческие результаты, поскольку именно на их основе происходит последовательное наращивание преимуществ любого современного предприятия и успешное продвижение бизнеса. Недаром всего четыре страны - США, Япония, Германия и Англия вместе патентуют изобретений больше, чем весь остальной мир. Интеллектуалы этих стран гораздо эффективнее ищут, регистрируют и используют новые идеи, чем в других странах. Они лучше и точнее других сориентированы на мировой рынок и технологический прогресс.
Правильное и всестороннее понимание роли и функций ИС в бизнесе в результате обеспечивает его успех, и, наоборот, однобокое понимание этого феномена больших эффектов не дает. Особенно это заметно по действиям некоторых юристов и даже многоопытных патентоведов. Знание юридических норм позволяет лишь начать общение с руководителями многих служб предприятия, но не позволяет автоматически извлекать из этого знания прибыль.
ИС как весьма специфическая собственность обладает, с нашей точки зрения, следующими семью функциями - технической, технологической, правовой, экономической, психологической, социологической и общеорганизационной. В связи с этим ИС как объект комплексного управления может рассматриваться на предприятии как:
средство насыщения товара особыми потребительскими свойствами (техническая);
средство обеспечения технологического превосходства над конкурентами (технологическая);
средство обеспечения высокой и стабильной правовой защищенности бизнеса, включая средство индивидуализации юридического лица (правовая);
средство экономического управления капиталом в целях устойчивого извлечения сверхприбыли и наращивания его стоимости (экономическая);
средство идентификации бизнеса в сознании потребителя на основе бренд-стратегии (социологическая);
средство формирования корпоративной культуры индивидуального и массового творчества в конкретной бизнес-среде (психологическая);
средство интеграции шести вышеназванных функций (общеорганизационная).
Рассмотрим функции ИС, обеспечивающие бизнесу явные конкурентные преимущества, в указанной последовательности.
ИС как средство насыщения товара особыми потребительскими свойствами
Данная функция вытекает из содержания каждого конкретно рассматриваемого объекта ИС, и в первую очередь ее выполняют изобретения и промышленные образцы. Однако доводится их содержание до потребителя, как правило, правообладателями имущественных прав, формирующими менеджмент и инвестиционную политику предприятия. При этом качество самого объекта ИС формируется его автором на основе знания определенных технических или технологических эффектов, а также знания спроса на рынке, который можно удовлетворять с помощью товара, воспроизводящего данный эффект.
Рассматриваемая функция является финишной во всех остальных вопросах использования ИС. Без нее бизнес и производимая продукция не имеют никакого физического, правового и экономического смысла. По сути, это функция технической идеи товара.
Функция насыщения товара особыми потребительскими свойствами в основном выполняется автором данного изобретения, но реализуется затем конструкторами, технологами и производственниками. Она наиболее ярко и отчетливо проявляется при стратегическом планировании в высокотехнологичном бизнесе последние десятилетия с появлением и быстрым распространением идеологии маркетинга, когда принципиально новые виды товаров появляются относительно редко, но вместе с тем однотипные товары зачастую весьма существенно отличаются друг от друга для их потребителей. Гарантии качества, надежность товара, его высокие потребительские свойства являются следствием умелого совершенствования этого товара на базе умелого применения маркетинга в сочетании с использованием конкретных объектов ИС. По мере насыщения рынка и ужесточения конкуренции качества вопрос своего или чужого субъекта прав на высокоэффективные творческие решения, закладываемые в изделия, зачастую для руководителей бизнеса отходит на второй план. Проблема "своего" изобретателя и внедрения "своих" идей последние годы в российском бизнесе теряет смысл, когда речь идет о стратегии самоутверждения или выживания бизнеса. Наблюдается движение от использования только своей ИС к так называемой чужой, но обязательно высокоэффективной техники и технологий. Это обстоятельство поднимает новую волну проблем, связанных с борьбой против подделок. Появляется масса примеров, когда незаконно используется чужая ИС. Данная функция ИС проявляется в такой группе родственных понятий, как изделие, потребительские свойства, товар, бренд. В качестве примера можно привести предприятие, производящее и продающее люстры Чижевского. Здесь ценность товара в виде изделия доминирует как некая форма или конструкция, внешний вид которой запатентован производителем как промышленный образец, обладающая особыми потребительскими свойствами, которые в свою очередь вытекают из идеи этого изделия, высказанной нашим гениальным русским ученым А.Л. Чижевским.
ИС как средство технологического превосходства над конкурентами
Здесь ИС выступает как технологическая система производства и сбыта конкретного товара. Она выражается в виде последовательных действий, как операция, процедура или технология, дозирующая употребление ресурсов, а также конкретизирующая место, время и условия исполнения обозначенной системы действий. При этом первостепенную роль играют содержание этих процессов, качество и своевременность исполнения операций по обслуживанию основных и вспомогательных технологий. Поэтому вопрос об исполнителях и организаторах этих процедур в этом случае стоит на одном из первых мест. Нередко ценность ИС, заложенной в конкретных технологических решениях, состоит в том, что без разрешения и помощи ее автора или владельца, обладающих рядом ноу-хау, ее полноценное законное воспроизводство становится год от года все более сложным и неблагодарным делом. Как обеспечить качественное воспроизводство уникальной технологии - в этом и заключается одна из наиболее острых проблем устойчивого бизнеса. Эта функция ИС как средства обеспечения технологического превосходства создает ритмичное воспроизводство уникальных потребительских свойств в товарной продукции. Организация такой трудновоспроизводимой конкурентами технологии и составляет суть искусства менеджеров, занятых данным бизнесом. Здесь примером может быть целый ряд отечественных технологий производства уникальных материалов для авиации и космоса. Данная функция отражается через такую группу понятий как технология, организация производства, менеджмент, персонал. В ее основе лежат форма производства и содержание процессов, способов, процедур, а высококвалифицированный персонал превращается в главную движущую силу бизнеса.
ИС как средство правовой защищенности бизнеса
Данная функция получила историческое развитие по мере развития рыночных отношений и товарного производства. Сначала, примерно 800 лет назад, возникли избирательные привилегии, которые в наиболее развитых странах суверенами предоставлялись своим бенефициариям (выгодополучателям). Затем, примерно 500 лет назад, возникли патентные грамоты как особая специализированная форма избирательных привилегий. Затем возникли системы национального патентования, которые четко и беспристрастно определили критерии, по которым бенефициарием мог стать не только фаворит суверена, но и любой другой, способный к этой роли и выполнивший ряд условий. С 1883 г. с момента принятия рядом стран Парижской конвенции начался период интернациональной охраны прав правообладателей ИС. Сегодняшнее состояние законодательства по ИС можно охарактеризовать как период формирования и совершенствования единой международной системы охраны прав правообладателей ИС.
России нужно включиться в данный процесс как можно быстрее. Ключевыми понятиями этой функции являются следующие: исключительное право, неисключительное право, ущерб от несанкционированных действий нарушителя прав, штраф за нанесение ущерба. Первые два понятия определяют рамки правомерного и неправомерного использования прав на объекты ИС, вторые - относятся к санкциям за их неправомерное использование. Следует отметить, что ИС, в частности, в рамках данной функции также рассматривается как средство индивидуализации юридического лица (товарные знаки, фирменные наименования и другие объекты охраны торговых обозначений). Однако более ярко ИС как средство индивидуализации выражается в функции получения сверхприбыли в бизнесе. Все более яркое выражение этой функции проявляется по мере ужесточения требований к предпринимателям со стороны правоохранительных органов и совершенствования законодательства в этой сфере.
ИС как средство получения сверх прибыли в бизнесе
Основным условием получения сверхприбыли на базе ИС является обеспечение законопослушного поведения субъектов на рынке. Оно возникает как результат реализации предыдущей, третьей функции ИС, полноценно обеспеченной государством. Выработанные более чем за 500 лет правила игры на цивилизованном рынке, узаконенные в виде национальных и международных норм частного права, обязательных для всех бизнесменов, стимулируют бизнес в основном на конечных этапах жизненного цикла продукции. При этом наиболее ответственными для предпринимателя и сложными для интеллектуалов, составляющих персонал компании, по-прежнему остаются начальные этапы этого цикла. В большинстве ведущих стран мира давно существуют льготы, стимулирующие бизнес уже на начальных этапах жизненного цикла продукции, т.е. на этапах изобретательства, проведения и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических разработок. Все эти экономические преимущества обязательно основываются на юридических и этических нормах поведения субъектов рынка, принятых на государственном и международном уровнях. В противном случае начинаются регресс и деградация культурного общества, бизнеса и цивилизованного рынка.
Ключевыми словами в данном экономическом инструментарии являются капитал, активы, стоимость, налоги, бренд. С развитием цивилизации ключевыми понятиями постепенно становятся интеллектуальный капитал, нематериальный актив, стоимость, налоговая льгота. Экономический инструмент имеет государственную, региональную и местную специфику ввиду того, что нормы регулирования льгот, оценки и учета стоимости этих активов на разных уровнях неодинаковы. Кроме того, каждый государственный аппарат управления формирует свой рынок, который в итоге отражает его содержание. Проблема поиска и использования лиц, способных преобразовывать рынок в нужном направлении, - одна из главных задач государственных органов.
Важнейшей процедурой превращения идей в стоимость бизнеса является капитализация ИС. Выступая в роли средств получения стабильной сверхприбыли, которые позволяют интенсивно наращивать стоимость бизнеса за счет капитализации идей в стоимость, ИС на всех этапах ее формирования, охраны, защиты досудебной и судебной, во всех НИОКР и на всех стадиях освоения нового или обновленного производства должна формироваться и использоваться на принципе повсеместной экономии затрат.
ИС как средство идентификации бизнеса в сознании потребителя
Данная функция реализуется за счет формирования и последовательного воплощения эффективной бренд-стратегии. Сегодня в отечественной литературе об этом немало пишут маркетологи, как правило, плохо понимающие, что продвижение товарного знака на рынке, а не бренда необходимо осуществлять как конкретного объекта ИС со всеми вытекающими отсюда последствиями, т.е. продвигать его следует в тех потребительских нишах, в классах которых он зарегистрирован в патентном ведомстве.
ИС как средство формирования корпоративной культуры бизнеса
По мере роста конкуренции качества на рынке товаров и услуг нормы законодательства по ИС, работающие в режиме средств индивидуализации данного юридического лица, выступают как основа всей творческой деятельности и современного бизнеса. Они постепенно превращаются во внутрикорпоративные нормы поведения бизнесменов, ученых, инженеров, деятелей искусства. Средство индивидуализации юридического лица - товарный знак, а у известных фирм и корпораций - бренд с точки зрения менеджмента в случае рассмотрения функций управления ИС превращается в символ, который ассоциируется с идеологией управления интеллектуальными активами всего предприятия или управляющего административного органа как самообновляющейся системы. Это самообновление в первую очередь касается изделий и технологий.
Чтобы организовать непрерывное обновление изделий и производственных технологий, на предприятии необходимо подключить к этому сложнейшему процессу как можно больше творчески активных лиц. На японских предприятиях уже давно для этих целей организованы кружки качества, которые объединяют до 70-80% всех работающих. Чтобы стабильно получать хорошие результаты, нужны каждодневная агитация и эффективное стимулирование, которые являются неотъемлемыми элементами этой творческой и правовой идеологии.
Таким образом, можно констатировать, что не только в мире, но и на российских предприятиях уже сегодня формируется и внутрикорпоративная, и национальная в разных странах, и мировая культура понимания ИС как сложного современного феномена, выступающего в качестве основы принятия норм регулирования цивилизованных отношений в бизнесе. Эти новые для нас знания начинают выступать в качестве всеобщей основы поведения современного интеллектуала. Анализ российского рынка услуг по ИС показывает, что понимание и применение этой новой области знаний весьма быстро прогрессируют. Здесь в первую очередь задействованы социально-психологические факторы, вырабатывающие личностное отношение к ИС и личностную позицию поведения в обществе. При этом лидерами становятся те, кто это понимает быстрее и лучше других, кто берет на вооружение новые принципы поведения и эффективнее их использует.
Рассматривая ИС как средство новой идеологии общества, следует особое внимание обратить на выработку новой этики поведения на рынке различных субъектов, имея в виду деятельность всей совокупности юридических и физических лиц. Важно отметить, что многие российские малые научно-технические предприятия быстро адаптируются к достоинствам и недостаткам норм патентного и других законов по ИС, к требованиям положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2000), утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 г. N 91н (в ред. от 27.11.06 г. N 155н), к положениям международных конвенций. Более того, они активно пропагандируют их определения. Новая этика интеллектуального бизнеса базируется на полном понимании и признании норм международного частного права, норм международных конвенций по ИС, национальных, нормативных и законодательных актов по ИС и корпоративных норм обеспечения правоприменительной практики. Эта новая этика делает интеллектуалов лидерами общества и в науке, и в бизнесе, и в политике. Только мудрость лидеров сможет обеспечить гармонизацию научно-технического и социально-экономического прогресса, поэтому знание этих функций и общего положения в этой области необходимо в первую очередь им.
ИС как средство интеграции шести названных функций
Актуализация ИС, о которой говорилось в начале статьи, по сути, является той самой интеграционной и общеорганизационной функцией, которая объединяет все рассмотренные функции в единую систему. Она обеспечивает взаимопроникновение функций. Это не простой процесс, когда каждый руководитель, ответственный за выполнение отдельной функции, должен учитывать требования и технологии выполнения других функций. Безусловно, что этой интеграцией должны заниматься высшие руководители, не только обладающие знанием исполнения всех функций, но и творчески мыслящие как организаторы. Интеграция в данном случае выступает как наиболее сложная и ответственная функция обеспечения общего баланса всех интересов в бизнесе, баланса всех факторов успеха и неудачи, баланса доходов, затрат, прибыли и стоимости бизнеса, чтобы он был наиболее привлекательным для инвесторов и высококвалифицированных специалистов.
Рекомендации пользователям функций ИС
В качестве рекомендаций по эффективному использованию семи функций управления ИС в бизнесе как стратегически важных положений СОИС предлагает:
во-первых, на крупных и средних предприятиях, работающих в сфере высокотехнологичного бизнеса, организовать сроком на один-два года Совет по коммерческому использованию ИС с функциями творческого коллектива по организации управления ИС. Следует начать формировать в рамках общего управления специализированную подсистему управления ИС, которая бы регулировала процессы творчества, юридической защиты прав на объекты ИС, стратегического планирования и непрерывного обновления изделий и технологий производства. После того, как подсистема будет сформирована и заработает на основе сформировавшегося нового структурного подразделения, Совет можно будет распустить;
во-вторых, исходя из явно многофункционального характера управления ИС на предприятиях к процессу организации такой специализированной подсистемы нужно привлекать прежде всего специалистов: юристов, маркетологов, технологов, научных работников, аудиторов, финансистов, патентоведов, конструкторов, менеджеров. Здесь, как нигде, должен цениться универсализм как способность комплексного решения задач бизнеса;
в-третьих, как показывает многолетняя отечественная практика, чтобы подобного рода сложное дело осуществилось, необходимо, чтобы его возглавил директор предприятия. Без этого подобное мероприятие превратится в очередную кампанию, которая не даст должного эффекта. Новой идеологии бизнеса потребуются свои идеологи, и гораздо лучше, если ими станут реальные лидеры, уже возглавляющие предприятия.
В заключение хотелось бы отметить, что ИС как объект управления представляется гораздо более сложным, чем его традиционно рассматривают юристы, ограничивающиеся рамками дефиниций. Представленное выше описание семи основных функций ИС, разработанное в СОИС, является одним из элементов общей методологии управления ИС. Причем все высокоэффективные системы управления исходя из мирового опыта всегда строятся с учетом индивидуальных условий бизнеса и особенностей персонала предприятия.
Б. Леонтьев,
д.э.н., генеральный директор Федерального института сертификации и
оценки интеллектуальной собственности и бизнеса
Контактный телефон: (495) 976-71-93
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 4, 5, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.