г. Владимир |
|
01 марта 2013 г. |
Дело N А39-2494/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.03.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ознобиной Оксаны Васильевны (ИНН 132403990067, ОГРНИП 305132401400917), г. Рузаевка, Республика Мордовия,
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.11.2012 по делу N А39-2494/2012, принятое судьей Полубояровой Г.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Ознобиной Оксаны Васильевны о признании незаконным постановления Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия от 15.05.2012 N 01101690004097.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Ознобина Оксана Васильевна 17.01.2012 представила в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту - Управление) расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за 2011 год (принят 17.01.2012, вх.N 57), согласно которому размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии составил 13 509 рублей 60 копеек, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1610 рублей 76 копеек, страховых взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 1039 рублей 20 копеек.
Поскольку в установленный законом срок страховые взносы за 2010 и 2011 год уплачены не были, Управлением начислены пени за период с 26.11.2011 по 17.01.2012 в сумме 736 рублей 13 копеек на задолженность 2010 - 2011 г.г.:
- 627 рублей 33 копеек - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии,
- 52 рублей 55 копеек - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,
- 56 рублей 25 копеек - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Управлением в адрес Ознобиной О.В. было направлено требование от 28.03.2012 N 01101640006877 об уплате вышеуказанной суммы недоимки и пени в срок до 16.04.2012.
В связи с неисполнением предпринимателем в установленный в требовании срок обязанности по уплате страховых взносов и пени, начальником Управления вынесено постановление N 01101690004097 о взыскании с Ознобиной О.В. страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов в общей сумме 16 895 рублей 69 копеек.
Посчитав указанное постановление незаконным, индивидуальный предприниматель Ознобина О.В. обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 15.11.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Ознобина О.В. а указывает, что не осуществляла предпринимательскую деятельность в связи с тяжелым состоянием здоровья.
Управление отзыв на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в числе прочих индивидуальные предприниматели.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее закон N 167-ФЗ) установлено, что индивидуальный предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов не ставится Законом N 167-ФЗ в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода.
Обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя (пункт 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании").
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 167-ФЗ регистрация в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации зависит только от государственной регистрации гражданина в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без
образования юридического лица, подтверждением которой является соответствующее свидетельство (пункт 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Получив свидетельство о государственной регистрации, индивидуальный предприниматель становится субъектом обязательного пенсионного страхования (статья 4 Федерального закона N 167-ФЗ).
По буквальному смыслу нормативных положений статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" должны уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, в том числе теми, кто уже достиг пенсионного возраста, а также теми, чей возраст близок к пенсионному.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.05.2005 N 211-О отметил, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не ставится в зависимость от факта ведения им предпринимательской деятельности и получения дохода. Только с момента аннулирования свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем.
Индивидуальный предприниматель как страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением этих страховых взносов (пункт 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Аналогичные положения были предусмотрены также и в статье 28 Закона N 167-ФЗ.
Согласно статье 13 Закона N 212-ФЗ стоимость страхового года - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего внебюджетного фонда в течение одного финансового годы для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения.
Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз (часть 2 статьи 13 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01.01.2009 установлен в сумме 4330 рублей.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в 2011 году для всех плательщиков страховых взносов применяются следующие тарифы страховых взносов:
- в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26%;
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1%;
- в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,0%.
Стоимость страхового года на 2011 год утверждена в размере 13 509 рублей 60 копеек, исходя из тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного частью 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" на 01 января 2011 года (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2011 N 238 "О стоимости страхового года на 2011 год").
Таким образом, в 2011 году стоимость страхового года для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ составляла 16 156 рублей 56 копеек, в том числе: в Пенсионный фонд - 13 509 рублей 60 копеек (4330 х 26%х12), в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1610 рублей 76 копеек (4330 х 1% х 12), в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 1039 рублей 20 копеек (4330 х 2% х 12).
Из пункта 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ о страховых взносах следует, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Как следует из материалов дела и не отрицается Ознобиной О.В., страховые взносы за 2011 и 2010 годы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования ею не уплачены.
Статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБР.
За несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Управлением Ознобиной О.В. начислены пени на недоимку 2010 - 2011 года за период с 26.11.2012 по 17.01.2012 в сумме 736 рублей 13 копеек, из которой:
- 627 рублей 33 копеек - пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии,
- 52 рублей 55 копеек - пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,
- 56 рублей 25 копеек - пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Расчет пени судом проверен, и признан обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 N 107 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальными предпринимателями не уплачиваются страховые взносы в виде фиксированного платежа в случае неосуществления ими предпринимательской деятельности в периоды, указанные в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно:
- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
- период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
- период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
- период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.05.2005 N 182-О разъяснил, что нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. от 29.05.2002) во взаимосвязи с положениями его статьи 17, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Из материалов дела следует, что постановлением муниципального образования Рузаевка от 10.09.2003 N 544 Ознобина О.В. зарегистрирована в качестве предпринимателя без образования юридического лица, о чем Ознобиной О.В. выдано свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица от 10.09.2003 N 4135.
Ознобина О.В. 16.09.2003 поставлена на учет в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Республике Мордовия в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" налоговый орган в связи с отсутствием заявления индивидуального предпринимателя о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года, должен самостоятельно снять с учета индивидуального предпринимателя.
В случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, предусмотренной настоящей статьей обязанности государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 года утрачивает силу. При этом данное лицо после указанной даты вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Судом установлено Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Мордовия в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 305132401400917 была внесена запись об индивидуальном предпринимателе Ознобиной О.В., зарегистрированной до 01 января 2004 года, о чем последней выдано свидетельство серия 13 N 000117242.
Документы, свидетельствующие о наличии оснований для освобождения от уплаты страховых взносов, приведенных в пункте 1 статьи 11 Федерального
закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", индивидуальный предприниматель Ознобина О.В. не представила.
Единственным доводом, изложенным в заявлении и поддержанным представителем предпринимателя в судебном заседании суда первой инстанции, явился факт неосуществления Ознобиной О.В. предпринимательской деятельности в связи с тяжелой болезнью и перенесенным ей инсультом в 2003 году, в связи с чем Ознобина О.В. не имела возможности ранее обратиться в налоговые органы с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.05.2005 N 211-О установил, что, в случаях когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Рассматривая споры, связанные с взысканием с индивидуального предпринимателя (страхователя) недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, суд не должен ограничиваться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период.
При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя (страхователя), не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.
Исходя из изложенного, суду при принятии решения об отказе во взыскании с индивидуального предпринимателя (страхователя) недоимки по страховым взносам следует установить не сам факт неосуществления предпринимателем предпринимательской деятельности (что в данном случае не влияет на обязанность страхователя уплачивать страховые взносы), а факт существования в спорный период экстраординарных исключительных обстоятельств свидетельствующих о невозможности предпринимателя (страхователя) своевременно обратиться в налоговые органы с соответствующим заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
В рассматриваемом случае указанные обстоятельства должны были существовать в период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Ознобина О.В. является инвалидом по состоянию здоровья и получает пособия по обязательному социальному страхованию.
Выпиской из истории болезни стационарного больного МУЗ "Рузаевская центральная районная больница" подтверждается, что Ознобиной О.В. находилась на стационарном лечении в период с 13.04.2011 по 22.04.2011 и была выписана после проведенного лечения в удовлетворительном состоянии со следующими рекомендациями: наблюдение о невролога, прием сосудистых и ноотропных препаратов в течение месяца, регулярный прием антигипертензивных препаратов, прием антикоагулянтов. В выписке имеется отметка о том, что трудоспособность больного снижена.
Согласно справке от 03.09.2012 N 120, выданной ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) "РЖПТ им. А.П.Байкузова", Ознобина О.В. в период с 20.11.2002 по 09.09.2008 работала сторожем учебного корпуса (приказ N 250 от 25.11.2002).
В справке N 116 от 28.08.2012 ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) "РЖПТ им. А.П. Байкузова" сообщило, что Ознобина О.В. работает в ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) "РЖПТ им. А.П. Байкузова" техничкой с 12.01.2009 (приказ N 1 от 12.01.2009) по настоящее время.
В материалы дела Управлением представлена выписка из лицевого счета застрахованного лица - Ознобиной О.В., сформированная по состоянию на 13.09.2012, в которой указано, что Ознобина О.В. была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица 08.11.1997. За период с 1997 года по 2000 год отчисления на указанного застрахованного лица в органы Пенсионного фонда производило ОАО "Рузхиммаш", а с 2002 года по настоящее время производит ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) "РЖПТ".
Таким образом, из смысла, придаваемого понятию застрахованного лица статьей 7 Федерального закона N 167-ФЗ, Ознобина О.В. с 2002 года и по настоящее время является работником ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) "РЖПТ им. А.П. Байкузова".
Судом первой инстанции письменные показания Антроповой В.Д. и Антропова А.В. правомерно расценены как недопустимые доказательства, не имеющие для суда юридической силы, поскольку, данные граждане не являются и работниками ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) "РЖПТ им. А.П.Байкузова", не являются они и медицинскими работниками, которые могут делать какие-либо выводы о невозможности осуществления Ознобиной О.В. трудовой деятельности. В данных пояснениях отсутствует ссылка на фамилию, имя, отчество председателя уличного комитета МАО Рузаевка, позволяющего идентифицировать их личности, а также не представлены документы, свидетельствующие о наличии у указанного лица полномочий заверять какие-либо документы либо чьи-то пояснения.
В соответствии с частью 1 статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Поскольку факт осуществления трудовой деятельности Ознобиной О.В. в течение 2011 года подтверждены надлежащими доказательствами, то сама по себе выписка из медицинской карты больного - Ознобиной О.В. за 2011 год и пояснения третьих лиц об ограниченной возможности Ознобиной О.В. осуществлять какую-либо трудовую деятельность, не могут служить подтверждением наличия либо отсутствия возможности лица своевременно обратиться в налоговые органы с соответствующим заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Таким образом, судом не установлен факт отнесения индивидуального предпринимателя Ознобиной О.В. к категории лиц, указанных в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Доказательств, свидетельствующих о существовании обстоятельств исключительного характера, которые не позволили Ознобиной О.В. своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, а именно, нахождение в течение всего периода (с 01.01.2011 по 31.12.2011) на стационарном лечении в больнице, материалы дела не содержат.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Ознобина О.В. в 2004 году добровольно прошла перерегистрацию (представлено заявление и необходимый пакет документов), о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Мордовия 14.01.2005 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 305132401400917 внесена запись об индивидуальном предпринимателе Ознобиной О.В., зарегистрированной до 01 января 2004 года и выдано свидетельство серия 13 N 000117242.
Обращение Ознобиной О.В. в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Мордовия с заявлением от 19.01.2011 N 20 о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании принятого им решения не имеет правового значения для обязанности страхователя производить отчисления страховых взносов в пенсионный фонд, поскольку решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Мордовия от 26.01.2011 Ознобиной О.В. было отказано в государственной регистрации прекращения ее деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с отсутствием документов, подтверждающих представление сведений в территориальный орган ПФ Российской Федерации.
Решениями Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Мордовия от 03.11.2011 и 11.05.2012 Ознобиной О.В. также было отказано в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по тем же основаниям.
Таким образом, факт нахождения Ознобиной О.В. на стационарном лечении в апреле 2011 года не влияет на обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за это время при отсутствии у предпринимателя самого намерения с 2003 года обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности.
Процедура вынесения Управлением постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов от 15.05.2012 N 01101690004097 не нарушена.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Датой выявления недоимки у предпринимателя Ознобиной О.В. является 17.01.2012 - дата представления Ознобиной О.В. в ПФР расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011 год.
В результате камеральной проверки по РСВ 016 12 РС 0033476 начальником Управления 29.02.2012 составлена справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов N 011 016 12 СН 0003163 (форма 3-ПФР).
Начальником Управления 28.03.2012 было вынесено и направлено предпринимателю требование от 28.03.2012 N 01101640006877 об уплате вышеуказанной суммы недоимки и пени в срок до 16.04.2012.
Указанное требование содержит сведения, указанные частью 4 статьи 22 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В силу части 7 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно представленной почтовой квитанции от 29.03.2012 N 39952 и списку отправлений от 29.03.2012 данное требование было отправлено Управлением в адрес Ознобиной О.В. заказным письмом и вручено адресату 06.04.2012 (данные с сайта Почты России в сети Интернет www.russianpost.ru ).
В силу пунктов 1 - 3 статьи 20 Закона N 212-ФЗ недоимка по страховым взносам, пени и штрафы, включенные в требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, при недостаточности (отсутствии) денежных средств на счетах страхователя (организации или индивидуального предпринимателя) или отсутствии информации о счетах подлежат взысканию Пенсионным фондом за счет имущества страхователя путем принятия в течение 1 года после истечения срока исполнения требования решения и постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества, с направлением постановления в службу судебных приставов для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 01.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Пенсионный фонд в связи с отсутствием добровольной уплаты недоимки и пени за 2011 год по требованию от 28.03.2012 N 01101640006877 и с отсутствием сведений о расчетных счетах предпринимателя на основании статей 18, 20 Закона N 212-ФЗ вынес постановление от 15.05.2012 N 01101690004097 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика, включив в него недоимку и пени в размере указанном в требовании и направив постановление в службу судебных приставов.
Срок для вынесения оспариваемого постановления, установленный частью 3 статьи 20 Закона N 212-ФЗ, Управлением не пропущен (16.04.2012 + 1 год).
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.11.2012 по делу N А39-2494/2012 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ознобиной Оксаны Васильевны оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-2494/2012
Истец: ИП Ознобина Оксана Васильевна
Ответчик: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия
Третье лицо: ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Рузаевском муниципальном районе РМ