г. Киров |
|
28 февраля 2013 г. |
Дело N А28-10377/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей Гуреевой О.А., Пуртовой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Комарицыной О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Савина Владимира Сергеевича
на решение Арбитражного суда Кировской области от 21.12.2012 по делу N А28-10377/2012, принятое судом в составе судьи Зведер Е.Р.,
по исковому заявлению Дорожного агентства Республики Коми (ИНН 1101486389, ОГРН 1051100405487)
к индивидуальному предпринимателю Савину Владимиру Сергеевичу (ИНН 430704381592, ОГРН 311430723600014)
о взыскании 125 674 руб. 47 коп.,
установил:
Дорожное агентство Республики Коми (далее - истец, Агентство) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к индивидуальному предпринимателю Савину Владимиру Сергеевичу (далее - ответчик, ИП Савин В.С., предприниматель, заявитель жалобы) о взыскании 125 674 руб. 47 коп. платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 21.12.2012 исковые требования Дорожного агентства Республики Коми удовлетворены.
ИП Савин В.С. с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, признать незаконным приказ Дорожного агентства Республики Коми от 12.04.2012 N 140, в удовлетворении иска отказать полностью.
По мнению заявителя жалобы, пунктом 3 Постановления Правительства Республики Коми от 10.04.2012 N 134 предусмотрено вступление его в силу по истечении 10 дней после официального опубликования, то есть 21.04.2012. таким образом, приказ от 12.04.2012 N 140 издан Агентством в период времени, когда Постановление N 134 не вступило в законную силу, и, соответственно, не имело юридической силы. В отзыве на исковое заявление ответчик просил арбитражный суд признать незаконным данный приказ, однако данное требование было проигнорировано судом.
Агентство в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указывает, что Приказ от 12.04.2012 N 140 принят уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, на момент составления акта от 28.05.2012 N 4 о выявленном нарушении является действующим нормативным актом, был доведен до всеобщего сведения, в установленном порядке судом не признан недействующим.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Заявитель жалобы просил рассмотреть жалобу без его участия.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон по имеющимся материалам.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 30.11.2009 N 438-р утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, который включает в себя, в том числе, автомобильную дорогу "Обход г.Сыктывкара" (л.д.-15).
Постановлением Правительства Республики Коми от 10.04.2012 N 134 утвержден порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения (л.д.-76-85).
Пунктом 3 Постановления N 134 установлено, что оно вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования.
Приказом Дорожного агентства Республики Коми от 12.04.2012 N 140 введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми и установлены сроки начала и окончания временного ограничения движения (л.д.-33).
Согласно приложению к приказу N 140 в отношении автомобильной дороги "Обход г.Сыктывкара", в том числе от 0 км до 9,191 км, установлено временное ограничение движения транспортных средств с 23 апреля по 6 июня 2012 года, предельно допустимая нагрузка на ось - 6 т (л.д.-72-74).
По пункту 2 Приказа N 140 он вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.
Сведения о введении временного ограничения движения транспортных средств опубликованы в газете "Республика" от 17.04.2012 N 72 (4709) и на официальном сайте Дорожного агентства Республики Коми (л.д.-99-100, 105).
Как следует из материалов дела, 28.05.2012 на посту весового контроля автодороги "Обход г.Сыктывкара (9 км)" проведен весовой контроль транспортного средства марки Freightailer CL120064, государственный регистрационный знак М692КТ43, принадлежащего Савину В.С., с прицепом Samro SR334 с регистрационным знаком АЕ211043, под управлением водителя Панкратова А.Н. В ходе весового контроля установлено, что при допустимой массе транспортного средства 40 тонн и фактической массе 37,53 тонны, фактическая нагрузка составила: тягача на первой оси 4,05 тонны, на второй оси 6,97 тонны, на третьей оси 6,5 тонны, прицепа - на первой оси 6,22 тонны, на второй оси 6,94 тонн, на третьей оси 6,85 тонны при предельно допустимой массе 6 тонн на ось согласно Приказу дорожного агентства Республики Коми от 12.04.2012 N 140, о чем составлен протокол от 28.05.2012 N 11 АА 489493 об административном правонарушении (л.д.-32).
В материалы дела представлен акт контроля весовых параметров транспортного средства от 28.05.2012 N 4 (л.д.-27).
Первичный расчет по акту контроля весовых параметров транспортного средства N 4 от 28.05.2012 был произведен по маршруту движения "Пенза-Ухта (через Киров)" на расстояние 294,487 км и составил 125 674 руб. 42 коп. (л.д.-28).
Акт от 28.05.2012 N 4, путевой лист 16.05.2012-16.06.2012 N 19, товарная накладная от 25.05.2012 N 96, копия водительского удостоверения Панкратова А.Н., подтверждают факт осуществления ответчиком перевозки тяжеловесного груза по автомобильным договорам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми с нарушением установленного временного ограничения движения транспортных средств (л.д.-29-31).
Свидетельство о регистрации транспортного средства подтверждают принадлежность последнего ответчику (л.д.-30).
В связи с неисполнением ИП Савиным В.С. обязанности по возмещению суммы ущерба в добровольном порядке послужило основанием обращения Агентства с иском в Арбитражный суд Кировской области.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе и из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции от 28.11.2011) (далее - Закон об автомобильных дорогах).
Частью 5 статьи 4 Закона об автомобильных дорогах установлено, что на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
По пункту 2 части 1 статьи 30 Закона об автомобильных дорогах временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно части 2.1 указанной статьи временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом (часть 4 статьи 30 Закона об автомобильных дорогах).
10.04.2012 Постановлением Правительства Республики Коми N 134 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного назначения (далее - Порядок осуществления временных ограничений).
Указанным Порядком осуществления временных ограничений (пункт 4) определено, что акт о введении ограничения принимается для автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения - Дорожным агентством Республики Коми.
Положением о Дорожном агентстве Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 07.02.2005 N 16 установлено, что Агентство является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности в Республике Коми и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми.
В соответствии с пунктом 5 Порядка осуществления временных ограничений актом о введении ограничения устанавливаются сроки начала и окончания временных ограничения или прекращения движения; автомобильные дороги (участки автомобильных дорог), на которых вводятся временные ограничение или прекращение движения; предельно допустимые для проезда по автомобильным дорогам общая масса и (или) нагрузка на ось, а также габаритные параметры транспортного средства (в случае введения временного ограничения движения).
Пункт 7 Порядка осуществления временных ограничений гласит, что при издании акта о введении ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий уполномоченные органы обязаны не позднее чем за десять календарных дней до начала введения временных ограничения или прекращения движения информировать пользователей автомобильных дорог путем размещения указанной информации на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений, а также о возможных маршрутах объезда.
Согласно пункту 20 Порядка осуществления временных ограничений продолжительность временного ограничения движения не должна превышать сорок пять календарных дней подряд в весенний и тридцать календарных дней подряд в осенний период. Данным пунктом предусмотрены условия продления установленных сроков.
В силу частей 8 и 9 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
16.11.2009 Постановлением Правительства Российской Федерации N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Пунктом 3 Правил возмещения вреда установлено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Порядок определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по указанным дорогам, утвержден постановлением Правительства Республики Коми от 14.10.2009 N 295.
Согласно статье 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для возложения на сторону имущественной ответственности в виде возмещения ущерба необходимо наличие ряда фактов, а именно: фактов неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между допущенным нарушением и возникшим ущербом, вины причинителя вреда, наличия и размера ущерба.
Факт совершения правонарушения, результаты контроля весовых параметров, зафиксированные в акте от 28.05.2012 N 4, расчет причиненного ущерба подтверждаются материалами дела и ответчиком по существу не оспариваются.
Согласно тексту Постановления правительства Республики Коми от 10.04.2012 N 134 оно вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования.
Приказ Агентства N 140, принятый во исполнение положений Постановления N 140 подписан 12.04.2012, то есть до момента вступления его в законную силу.
Вместе с тем, на момент совершения правонарушения Постановление N 134 и приказ N 140, вступили в законную силу, информация о данных актах в установленных порядке и сроках опубликована в газете "Республика" и размещена на официальном сайте Агентства, официальном Интернет-портале Республики Коми.
Указанные акты не признаны недействительными, незаконными и не отменены в установленном законом порядке.
Кроме того, принятие приказа N 140 до вступления в законную силу Постановления N 134 не освобождает ответчика от обязанности возместить причиненный им вред, так как на момент нанесения вреда данные акты являлись действующими.
Поскольку, материалы дела свидетельствуют об обнаружении нарушения в период действия названных правовых актов, следовательно, в данном случае, судом первой инстанции правомерно применены их положения, в связи с чем и взыскан причиненный ущерб.
Оспаривание нормативного правового акта, к чему по существу и сводится позиция ответчика, осуществляется в специальном порядке, предусмотренном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, по указанным в ней доводам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 21.12.2012 по делу N А28-10377/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Савина Владимира Сергеевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
В.Г. Сандалов |
Судьи |
О.А. Гуреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-10377/2012
Истец: Дорожное агентство Республики Коми
Ответчик: ИП Савин Владимир Сергеевич
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову