09 июня 2011 г. |
Дело N А11-6338/2010 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бухтояровой Л.В.,
судей Александровой О.Ю., Максимовой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мироедовой А.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства поселка Энергетик города Владимира на решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.01.2011, принятое судьей Беловым А.А., по делу N А11-6338/2010 по иску муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства поселка Энергетик города Владимира к администрации города Владимира о признании права хозяйственного ведения.
В судебном заседании приняли участие представители:
от муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства поселка Энергетик города Владимира - Бражник М.А. по доверенности от 10.03.2011 (сроком на 3 года);
от администрации города Владимира - Ермакова Н.Е. по доверенности от 10.05.2011 N 01-01-08/2549 (сроком до 20.12.2012).
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства поселка Энергетик города Владимира (ОГРН 1023301283280) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к администрации города Владимира о признании права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, а именно: газопровод низкого давления к жилым домам, расположенный по адресу: г.Владимир, мкр.Энергетик, протяженностью 92,46 п.м; газопровод низкого давления, расположенный по адресу: г.Владимир, мкр.Энергетик, протяженностью 375,96 п.м; газопровод высокого давления с ГРП, расположенный по адресу: г.Владимир, мкр.Энергетик, протяженностью 2707,2 п.м.
Решением от 11.01.2011 Арбитражный суд Владимирской области отказал в удовлетворении заявленных требований. Одновременно суд взыскал с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства поселка Энергетик города Владимира в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 8000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства поселка Энергетик города Владимира обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данный судебный акт в связи несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильным истолкованием закона.
Заявитель указал, что спорные газопроводы переданы на праве хозяйственного ведения МУП ЖКХ пос.Энергетик в соответствии с постановлением главы администрации города Владимира "О передаче объектов коммунально-бытового назначения ГУ "УКС департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области" от 08.02.2002 N 35. При этом пояснил, что произведена техническая инвентаризация спорных газовых сетей, однако имеются расхождения в правоустанавливающей документации с вновь полученной технической документацией в части протяженности газовых сетей и частично в наименовании объектов. Также отметил, что регистрирующим органом отказано в государственной регистрации спорных объектов.
Администрация города Владимира в отзыве на апелляционную жалобу от 16.05.2011 N 02-05/73 и дополнении к нему от 06.06.2011 N 02-05/84 пояснила, что решение является законным, обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными. При этом отметила, что решение УМИ г.Владимира о закреплении спорных объектов недвижимости на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ пос.Энергетик не принималось. Также считает, что у истца не возникло вещное право в отношении спорного имущества.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением губернатора Владимирской области от 15.01.2002 N 22 "О передаче объектов коммунально-бытового назначения из государственной собственности Владимирской области в муниципальную собственность города Владимира" из государственной собственности Владимирской области в муниципальную собственность города Владимира переданы объекты коммунально-бытового назначения, в том числе газопровод высокого давления с газораспределительным пунктом, расположенный по адресу: г. Владимир, п. Энергетик, протяженностью 2736, 2 п.м, газопровод низкого давления, расположенный по адресу: г.Владимир, п. Энергетик, протяженностью 451 п.м, наружные сети к жилым домам, расположенные по адресу: г. Владимир, п. Энергетик, протяженностью 117 п.м.
В соответствии с распоряжением председателя Комитета по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области от 31.01.2002 N 215 "О передаче объектов коммунально-бытового назначения из государственной собственности Владимирской области в муниципальную собственность города Владимира" государственному учреждению "УКС департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области" поручено передать указанные выше объекты администрации города Владимира.
Постановлением главы администрации города Владимира от 08.02.2002 N 35 "О передаче объектов коммунально-бытового назначения ГУ "УКС департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области" Управлению муниципальным имуществом города Владимира предписано включить в реестр муниципальной собственности в установленном порядке передаваемые государственным учреждением Владимирской области "Управление капитального строительства департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области" объекты коммунально-бытового назначения, расположенные в п. Энергетик: газопровод высокого давления с газораспределительным пунктом, газопровод низкого давления, наружные сети к жилым домам, а также передать названные объекты в хозяйственное ведение МУП ЖКХ пос. Энергетик для дальнейшей эксплуатации.
По актам-накладным приемки-передачи основных средств от 02.04.2002 N 33, 34, 35, утвержденным распоряжением председателем Комитета по управлению государственным имуществом Владимирской области от 02.04.2002 N804, спорные объекты переданы с баланса ГУ "УКС департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области" на баланс МУП ЖКХ пос. Энергетик переданы газопровод низкого давления, 1998 года ввода в эксплуатацию, газопровод к жилым домам, 1998 года ввода в эксплуатацию, газопровод высокого давления с ГРП, 1998 года ввода в эксплуатацию.
Письмом от 21.07.2010 N 01/035/2010-143 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области отказало МУП ЖКХ пос. Энергетик в государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорные объекты в связи с тем, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о государственной регистрации права муниципального образования г.Владимира на спорные объекты недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 24.07.2008 по делу N А11-3254/2008 МУП ЖКХ пос. Энергетик признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Никоноров В.А.
Полагая, что спорные объекты принадлежат на праве хозяйственного ведения истцу и числятся на его балансе, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования МУП ЖКХ пос. Энергетик, так как последним не доказано наличие у него права хозяйственного ведения на спорные объекты.
В силу пункта 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Моментом возникновения права хозяйственного ведения у унитарного предприятия закон считает момент передачи ему имущества собственником, если иное не установлено законом, другими правовыми актами или решением собственника. Передача осуществляется после принятия собственником решения о закреплении за предприятием имущества в хозяйственное ведение (пункт 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Право хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому для возникновения вещного права на недвижимость, переданную собственником в хозяйственное ведение предприятию, необходимо осуществление государственной регистрации права в порядке, предусмотренном законом.
В пункте 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием, а также в результате приобретения унитарным предприятием имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Судом первой инстанции установлено, что МУП ЖКХ пос. Энергетик, созданное в 1997 году, не осуществило государственную регистрацию права на недвижимое имущество в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В обоснование закрепления имущества за МУП ЖКХ пос. Энергетик на праве хозяйственного ведения последнее сослалось на постановление главы администрации города Владимира от 08.02.2002 N 35 "О передаче объектов коммунально-бытового назначения ГУ "УКС департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области", согласно которому Управлению муниципальным имуществом города Владимира предписано включить в реестр муниципальной собственности в установленном порядке передаваемые государственным учреждением Владимирской области "Управление капитального строительства департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области" указанные объекты коммунально-бытового назначения, расположенные в п. Энергетик, а также передать названные объекты в хозяйственное ведение МУП ЖКХ пос. Энергетик для дальнейшей эксплуатации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Владимира, утвержденного решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 19.11.1998 N 258, действовавшего на тот момент, органом управления, осуществляющим от имени администрации г.Владимира, в порядке, установленном законодательством, права по управлению и распоряжению имуществом унитарных предприятий и муниципальных учреждений являлся Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Владимира, впоследствии переименованный в Управление муниципальным имуществом г.Владимира на основании решения Владимирского городского Совета народных депутатов от 17.02.2000 N 29.
Соответствующего решения УМИ г.Владимира о закреплении спорного имущества на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ пос. Энергетик последним не представлено. Передача имущества по актам-накладным приемки-передачи основных средств от 02.04.2002 N 33, 34, 35 с баланса ГУ "УКС департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области" на баланс МУП ЖКХ пос. Энергетик не свидетельствует о закреплении имущества на каком-либо вещном праве в установленном порядке.
Более того, указанные акты не содержат идентифицирующих признаков передаваемых объектов. Год ввода объектов в эксплуатацию (1998), указанный в актах, не соответствует году ввода, содержащемуся в кадастровых паспортах объектов, относительно которых заявлено требование. Так, газопровод высокого давления с ГРП, протяженностью 2707,2 п.м введен в эксплуатацию в 1997 году, газопровод низкого давления, протяженностью 375,96 п.м завершен строительством в 2000-2001 годах, разрешение на ввод в эксплуатацию не предъявлено.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что у МУП ЖКХ пос. Энергетик право хозяйственного ведения на спорное имущество не возникло, является обоснованным.
Пояснения представителя МУП ЖКХ пос. Энергетик и доводы жалобы также сводятся к тому, что регистратором отказано в государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорное недвижимое имущество в связи с тем, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о государственной регистрации права муниципального образования г.Владимира на спорные объекты недвижимого имущества.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела.
Арбитражный суд полно, объективно и всесторонне исследовал обстоятельства спора и представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Исходя из изложенного оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
С муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства поселка Энергетик города Владимира подлежат взысканию в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2000 руб., поскольку определением суда от 23.03.2011 последнему предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины в порядке статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.01.2011 по делу N А11-6338/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства поселка Энергетик города Владимира - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства поселка Энергетик города Владимира (ОГРН 1023301283280) в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2000 рублей, по уплате которой предоставлялась отсрочка.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.В. Бухтоярова |
Судьи |
О.Ю. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-6338/2010
Истец: МУП жилищно-коммунального хозяйства п. Энергетик г. Владимира, МУП жилищно-коммунального хозяйства поселка Энергетик города Владимира
Ответчик: Администрация г. Владимира, Администрация города Владимира
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Владимирской области