26 августа 2011 г. |
А11-6173/2010 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владимиравторынок" (600036, г.Владимир, Московское шоссе, д.5; ОГРН 1033301812587, ИНН 3327312490)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.12.2010
по делу N А11-6173/2010,
принятое судьей Давыдовой Л.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владимиравторынок" о признании незаконным решения администрации г.Владимира об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
администрации г.Владимира - Антиповой И.В, по доверенности от 08.04.2011 N 01-01-08/1918 сроком действия до 31.12.2011,
Управления земельными ресурсами администрации г.Владимира - Антипова И.В. по доверенности от 12.01.2011 N 76-01-014/19 сроком действия до 31.12.2011,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Владимиравторынок" (далее - ООО "Владимиравторынок", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 27.07.2010 N 76-01-01/4566 решения администрации г.Владимира (далее - орган местного самоуправления) об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 6468 кв. м, кадастровый номер 33:22:13072:4, расположенного по адресу: г. Владимир, Московское шоссе, 10. В целях восстановления нарушенного права Общество просило суд обязать орган местного самоуправления в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление земельными ресурсами администрации г.Владимира.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 07.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В судебное заседание представитель Общества не явился.
Представитель администрации г.Владимира и Управления земельными ресурсами г.Владимира в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, выразил несогласие с мнением Общества, просил отказать в ее удовлетворении, считая решение суда первой инстанции принятым в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя Общества.
Определением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 производство по апелляционной жалобе ООО "Владимиравторынок" приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Владимирской области по делу N А11-8420/2010.
Определением от 07.07.2011 суд апелляционной инстанции возобновил производство по апелляционной жалобе ООО "Владимиравторынок".
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что на основании свидетельств о государственной регистрации права от 05.04.2010 серия 33АК N 964190, от 05.04.2010 серия 33АК N 964191, от 20.04.21010 серия 33АК N 885781, от 24.03.2010 серия 33АК N 922140 ООО "Владимиравторынок" принадлежат на праве собственности объекты недвижимости: административное здание общей площадью 11,9 кв.м; туалет общей площадью 13,3 кв.м; закусочная общей площадью 47,3 кв.м; асфальтированная площадка общей площадью 3326,9 кв.м.
На основании распоряжения администрации г.Владимира от 02.06.2004 N 1239-р "О предоставлении земельного участка на условиях аренды ООО "Владимиравторынок" по адресу: г.Владимир, Московское шоссе" 09.06.2004 Общество и орган местного самоуправления заключили договор аренды N 7903 земельного участка, общая площадь 6468 кв.м, кадастровый номер 33:22:13072:0004, категория земель - земли поселения, территориальная зона - общественно-деловая, в границах согласно приложению, разрешенное использование - эксплуатация временного авторынка, расположенный по адресу: г. Владимир, Московское шоссе. Срок действия договора аренды земельного участка с учетом дополнительных соглашений установлен до 17.12.2010.
Постановлением главы г.Владимира от 24.01.2008 N 196 "Об итогах публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования земельного участка по Московскому шоссе, заказчик: ООО "Владимиравторынок" изменено разрешенное использование указанного земельного участка с "содержание временного авторынка" на "строительство торгового центра "Мол-Авто".
30.06.2010 ООО "Владимиравторынок" обратилось в администрацию г.Владимира с заявлением о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность (за плату) в связи с приобретением права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке, приложив пакет документов.
Письмом от 27.07.2010 N 76-01-01/4566 Управление земельными ресурсами администрации г.Владимира поставило Общество в известность, что в соответствии с распоряжением от 02.06.2004 N 1239-р земельный участок площадью 6468 кв.м предоставлен Обществу в аренду для содержания временного авторынка; договор аренды продлен до 17.12.2010; до настоящего времени разрешения на строительство торгового центра в установленном законом порядке Обществу не выдавалось и приемка законченного строительством объекта - торгового центра не осуществлялась, с учетом изложенного испрашиваемый земельный участок с разрешенным использованием "строительство торгового центра "Мол-Авто" не подлежит передаче в собственность.
Также Управление сообщило, что в целях рассмотрения возможности отчуждения земельного участка для содержания объектов недвижимого имущества согласно представленным свидетельствам о государственной регистрации права Обществу необходимо представить кадастровые паспорта на земельные участки под каждым объектом недвижимости.
Посчитав, что такое решение является отказом уполномоченного органа в предоставлении собственность испрашиваемого земельного участка, который не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой руководствовался статьями 168, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 33, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 и исходил из того, что решение органа местного самоуправления соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ООО "Владимиравторынок".
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Законом Владимирской области от 11.03.2010 N 11-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области" установлен порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Владимирской области. Полномочным органом по распоряжению земельными участками на территории города Владимира, собственность которых не разграничена, является администрации г.Владимира.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на земельные участки в соответствии с нормами этой статьи.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды имеют граждане и юридические лица- собственники зданий, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 предусматривает, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагается, в том числе кадастровый паспорт земельного участка.
Общество обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 6468 кв.м, обосновав свое заявление приобретением права собственности на расположенные на нем объекты недвижимости.
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 17.03.2011 по делу N А11-8420/2010 Общество обязано в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу снести путем демонтажа административное здание, общая площадь 11,9 кв.м; туалет, общая площадь 13,3 кв.м; закусочная, общая площадь 47,3 кв.м. Право собственности на асфальтированную площадку общей площадью 3326,9 кв.м признано отсутствующим.
При таких обстоятельствах у заявителя не возникает предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации право на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности. Следовательно, оспариваемое решение уполномоченного органа является правомерным.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Владимирской области законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении требований.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.12.2010 по делу N А11-6173/2010 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 1000 руб. суд относит на ее заявителя.
С учетом статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению заявителю по делу.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.12.2010 по делу N А11-6173/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владимиравторынок" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Владимиравторынок" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 30.12.2010 N 161 государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-6173/2010
Истец: ООО "Владимиравторынок"
Ответчик: Администрация г. Владимира, Администрация города Владимира
Третье лицо: Управление земельными ресурсами администрации г. Владимира