г. Ессентуки |
|
04 марта 2013 г. |
Дело N А63-12590/2012 |
27 февраля 2013 года объявлена резолютивная часть постановления.
04 марта 2013 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фриева А.Л.,
судей: Казаковой Г.В., Марченко О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алмазовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционных жалоб администрации Степновского муниципального района Ставропольского края и Степновского станичного казачьего общества Терского войскового казачьего общества на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.11.2012 по делу N А63-12590/2012 (судья Говорун А.А.)
по исковому заявлению крестьянского фермерского хозяйства "Юсупов Ахмедгаджи Абдулаевича" (ИНН 262000901002)
к администрации Степновского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2620005250, ОГРН 1042600393274), Степновскому станичному казачьему обществу Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (ИНН 2620005059, ОГРН 1022602225502)
о признании незаконным постановления и признании недействительным договора аренды земельного участка и применения последствий недействительности
при участии в судебном задании:
от крестьянского фермерского хозяйства "Юсупов Ахмедгаджи Абдулаевича" - Халатян Г.К. по доверенности N 24 от 09.06.2012;
в отсутствие представителей других лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также путем размещения информации в сети "Интернет",
УСТАНОВИЛ:
крестьянское фермерское хозяйство "Юсупов Ахмедгаджи Абдуллаевич" (далее - КФХ) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), Степновскому станичному казачьему обществу Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество), в котором просит суд: признать незаконным и отменить постановление администрации от 31.08.2011 N 507 о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:28:020413:3 казачьему обществу; признать недействительным договор аренды от 01.09.2011 N 211, заключенный между администрацией и казачьим обществом, применить последствия недействительности сделки.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 08.11.2012 исковые требования удовлетворены частично. Суд признал договор аренды N 211 от 01.09.2011 земельного участка площадью 1291238 кв. м, кадастровый номер 26:28:020413:3, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ТОО "Богдановское" х.Богдановка. Участок находится примерно в 4 км от ориентира по направлению на с з. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Степновский р-н, заключенный между администрацией Степновского муниципального района Ставропольского края и Степновским станичным казачьим обществом Ставропольского окружного казачьего Терского войскового казачьего общества, зарегистрированный Управлением Росреестра по Ставропольскому краю 04.10.2011 за N26-26-30/006/2011-143, недействительной (ничтожной) сделкой и применил последствия недействительности ничтожной сделки, обязав Степновское станичное казачье общество Ставропольского окружного казачьего Терского войскового казачьего общества возвратить муниципальному образованию Степновскому муниципальному району земельный участок площадью 1291238 кв. м, кадастровый номер 26:28:020413:3, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ТОО "Богдановское" х.Богдановка. Участок находится примерно в 4 км от ориентира по направлению на с з. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Степновский р-н. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 12.11.2012 исправлена допущенная описка в резолютивной части решения в водной части "рассмотрев в судебном заседании исковое заявление", вместо - "рассмотрев в предварительном судебном заседании исковое заявление".
Не согласившись с данным решением суда от 08.11.2012, администрация Степновского муниципального района Ставропольского края обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение суда в части удовлетворения заявленных требований. Заявитель считает, что им не нарушены права Юсупова А.А., поскольку у последнего отсутствует преимущественное право на заключение договора аренды спорного земельного участка. Также заявитель указал, что администрация обязана была предоставить спорный земельный участок в аренду казачьему обществу, обладающему преимущественным правом, без проведения торгов.
Не согласившись с данным решением суда от 08.11.2012, Степновское станичное казачье общество Терского войскового казачьего общества обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение суда в части удовлетворения заявленных требований. По мнению заявителя, у Юсупова А.А. отсутствуют права на испрашиваемый участок, предоставленный казачьему обществу на основании постановления администрации N 507 от 31.08.2011, которое не отменено и не нарушает права заявителя.
Представитель крестьянского фермерского хозяйства "Юсупов Ахмедгаджи Абдулаевича" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4,5,14 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлены статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно части 1 которой при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из апелляционных жалоб следует, что решение суда обжаловано ими в части удовлетворения заявленных требований, в связи с чем суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления без изменения принятого решения суда первой инстанции в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации Степновского района от 31.08.1995 N 279 крестьянскому хозяйству "ЮАМИТ" (правопредшественник КФХ "Юсупов Ахмедгаджи Абдуллаевич") предоставлен в аренду земельный участок площадью 150 га пашни, расположенных на территории Богдановской сельской администрации, севооборот N 5, поле 8, массив 357 га, для ведения крестьянского хозяйства по специализации растениеводство и животноводство, сроком на три года.
На основании указанного постановления между администрацией и КФХ "ЮАМИТ" (арендатор) заключен договор аренды от 31.08.1995, сроком действия до 31.08.1998. Договор прошел регистрацию в комитете по земельным ресурсам и землеустройству 31.08.1995.
В последующем на основании постановления главы Степновской районной государственной администрации от 26.07.1999 N 356 между КФХ "ЮАМИТ" и администрацией заключен договор аренды от 20.09.1999 сроком действия до 20.09.2002, по истечении которого КФХ продолжило пользоваться участком и вносить арендную плату.
01.02.2005 земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:28:020413:3, площадью 1 291 238 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: ТОО "Богдановское", х. Богдановка, участок находится примерно в 4 км от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Степновский район, поставлен на государственный кадастровый учет недвижимости (далее - земельный участок КН 26:28:020413:3).
14.02.2007 между администраций и КФХ заключен договор N 155 аренды земельного участка в границах муниципального образования Богдановского сельского совета Степновского района, площадью 126 га. Срок аренды земельного участка установлен с 14.02.2007 по 13.01.2008.
На основании заявления КФХ, договора от 01.12.2009 N 56/1 на выполнение кадастровых работ по земельному участку ИП Осиповым И.Г. выполнены кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка КН 26:28:020413:3, по результатам которых 11.01.2010 был составлен межевой план N 198.
25 февраля 2010 года крестьянское хозяйство обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду на 20 лет земельного участка из категории сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения Степновского района, расположенного в границах муниципального образования Богдановского сельсовета, с кадастровым номером 26:28:020413:3, площадью 1 291 238 кв. м пашни.
19 июля 2011 года казачье общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении указанного участка в аренду на 49 лет.
Постановлением администрации от 31.08.2011 N 507 испрашиваемый земельный участок предоставлен казачьему обществу. На основании данного постановления администрация (арендодатель) и казачье общество (арендатор) заключили договор аренды испрашиваемого земельного участка от 01.09.2011 N 211. Срок аренды установлен 10 лет (государственная регистрация N 26-26-30/006/2011-143 от 04.10.2011).
Полагая, что предоставление земельного участка казачьему обществу без проведения торгов противоречит законодательно установленной процедуре, глава КФХ обратился в арбитражный суд.
В силу статьи 82 Земельного кодекса Российской Федерации условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В данной статье относительно условий предоставления земель сельскохозяйственного назначения содержится отсылочная норма к специальному закону - об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В пункте 2 статьи 10 указанного Закона предусмотрено, что правила данного пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 5 названной статьи земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться казачьим обществам в аренду в порядке, установленном статьей 34 Кодекса.
При предоставлении земельных участков в аренду казачьим общества продажа на торгах права на заключение договора аренды не осуществляется при условии соблюдения порядка, установленного в статье 34 Кодекса.
В соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 1 статьи 34 Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.11.2010 N 1549-О-О указал, что данные нормы во взаимосвязи с абзацем первым пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что информация о наличии предполагаемого для передачи в аренду земельного участка администрацией в средствах массовой информации не была размещена.
В отсутствие публикации сообщения о наличии предполагаемого для передачи в аренду земельного участка глава крестьянского фермерского хозяйства обратился в администрации с заявлением о предоставлении ему спорного участка, также в администрацию поступили аналогичные заявления от иных лиц, в том числе от казачьего общества.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или в аренду на основании порядка, установленного специальным федеральным законом (пункт 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ).
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ.
Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в аренду.
Нормы Федерального закона N 74-ФЗ, предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Кодекса и Федеральному закону N 101-ФЗ, которые в связи с этим не подлежат применению к отношениям, сложившимся между администрацией и крестьянским хозяйством.
Таким образом, при наличии заявлений о предоставлении земельного участка в аренду от крестьянского фермерского хозяйства и казачьего общества нормы Федерального закона N 74-ФЗ не подлежали применению к спорным правоотношениям. При этом, поскольку заявления казачьим обществом и крестьянским хозяйством поданы в отсутствие заблаговременной публикации информации о земельном участке, то есть без соблюдения порядка, установленного в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, оснований для применения пункта 5 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ у администрации не имелось и по правилам абзаца 2 пункта 2, пункта 3 статьи 10 данного закона право аренды подлежало выставлению на торги.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ в случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Кодекса.
Непроведение открытых торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности, затрагивает права неограниченного круга лиц - потенциальных участников, намеревающихся получить права аренды на спорный земельный участок, в том числе главы КФХ, обратившегося в администрацию с соответствующим заявлением.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениям, данным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного само управления может быть признан судом недействительным, а действия таких органов незаконными при одновременном их несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, определяет наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закон у или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (пункт 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Поскольку договор N 211 от 01.09.2011 аренды земельного участка, заключенный между администрацией и казачьим обществом, не соответствует требованиям статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ и статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал указанный договор недействительным и применил последствия недействительности сделок.
Данный вывод сделан на основании системного толкования положений статей 1, 34 и 38 Земельного кодекса Российской Федерации. В данном случае, проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, предусматривающему сочетание интересов всех возможных претендентов.
Ссылка заявителей жалоб на то, что предоставление казачьему обществу не нарушает права главы КФХ, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку земельный участок предоставлен казачьему обществу в нарушение действующего законодательства. Более того, казачьему обществу предоставлен земельный участок, владение которым осуществляет КФХ с 1995 г. Доказательств изъятия у КФХ либо истребования в установленном законом порядке в материалы дела не представлено. При наличии данных обстоятельств заключение договора аренды данного земельного участка с казачьим обществом было неправомерным.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части по доводам, приведенным в жалобах.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе казачьего общества относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.11.2012 по делу N А63-12590/2012 (с учетом исправительного определения от 12.11.2012) оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать со Степновского станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (ИНН 2620005059, ОГРН 1022602225502) 2 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12590/2012
Истец: Крестьянское фермерское хозяйство "Юсупов Ахмедгаджи Абдулаевича", КФХ "Юсупов Ахмедгаджи Абдулаевич"
Ответчик: Администрация Степновского муниципального района СК, Администрация Степновского муниципального района Ставропольского края, Степновское станичное казачье общество Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества
Третье лицо: Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по СК