Персональные данные госслужащих и их защита
в трудовых правоотношениях
Персональные данные работников являются конфиденциальной информацией и передача их третьим лицам должна производиться с соблюдением определенных требований, закрепленных в ст. 88 Трудового кодекса РФ.
Институт защиты персональных данных работника, в том числе госслужащего, введен в трудовое право сравнительно недавно с принятием нового Трудового кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 1 февраля 2002 года. Одним из оснований введения института защиты персональных данных госслужащего являются международно-правовые договоры.
Так, в ст. 12 Всеобщей декларации прав и свобод человека от 10 декабря 1948 г. закреплено важное положение о том, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь или незаконным посягательствам на его честь и репутацию и что каждый имеет право на защиту от такого вмешательства или таких посягательств.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" от 4 ноября 1950 г., каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, жилища, корреспонденции. Этот принцип закреплен также в п. 1 ст. 9 Конвенции Содружества Независимых Государств "О правах и основных свободах человека" от 26 мая 1995 года, ратифицированной Федеральным законом от 4 ноября 1995 г.*(1)
Принцип уважения частной жизни установлен Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., и Конституцией Российской Федерации.
Декларация регламентирует право каждого работника на неприкосновенность его частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (п. 1 ст. 9).
В силу ст. 23 Конституции РФ, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну защиту своей чести и доброго имени.
Статья 85 Трудового кодекса Российской Федерации содержит определение двух новых для трудового права понятий: "персональные данные работника" и "обработка персональных данных работника".
Персональные данные работника (в т.ч. и госслужащего) - это прежде всего, информация, которая касается конкретного работника и которая необходима работодателю в связи с трудовыми отношениями. Следовательно, среди всей информации, касающейся конкретного работника, к персональным данным можно отнести только такую информацию, которая необходима работодателю в связи с трудовыми отношениями.
В силу ст. 65 Трудового кодекса РФ такой информацией является:
- личные данные государственного гражданского служащего;
- сведения о трудовом стаже государственного гражданского служащего;
- сведения об образовании, квалификации, о наличие специальных знаний;
- сведения о состоянии здоровья;
- персональные данные;
- сведения, отраженные в документах воинского учета.
Однако к такой информации могут относиться иные сведения, содержащиеся в личном деле работника, такие, например, как сведения о переводах, о профессиональном росте, профессиональной карьере госслужащего, повышении его квалификации; профессиональной подготовке, переподготовке, приобретении им другой специальности, квалификации; сведения об аттестации, конкурсных испытаниях, иная информация, которая непосредственно касается госслужащего и которая может быть отнесена к разряду конфиденциальной.
Исходя из смысла ч. 6 ст. 89 Трудового кодекса РФ, можно сделать вывод, что персональные данные госслужащего могут быть двух видов:
- данные, представляющие собой факты, которые не подлежат субъективной оценке, например, специальность государственного гражданского госслужащего, приобретенная им в результате окончания какого-либо учебного заведения;
- данные оценочного характера, которые могут, в частности содержаться в характеристике, заключении аттестационной комиссии, других документах.
На основании положений Федерального закона от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации"*(2) можно некоторым образом определить круг сведений, которые являются персональными данными государственного гражданского служащего.
В соответствии со ст. 2 закона от 20 февраля 1995 г., к персональным данным госслужащего можно отнести:
- документированную информацию, например, приказ о переводе на другую работу, об установлении различного рода гарантий и компенсаций;
- информацию о гражданах, например, сведения, сообщенные работником работодателю при приеме на работу, а также в процессе осуществления своей трудовой деятельности.
По смыслу ст. 88 Трудового кодекса такая информация относится к разряду конфиденциальной.
Понятие "обработка персональных данных", содержащееся в ч. 2 ст. 85 Трудового кодекса РФ, представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе:
- формирования информационных ресурсов на основе получения, хранения, комбинирования, документирования информации о конкретном работнике в порядке, предусмотренном ст. 86 Трудового кодекса РФ;
- использование отдельных документов, а также иной информации, составляющих персональные данные госслужащего, хранящихся у работодателя, путем передачи их другим лицам с учетом требований, предъявляемых ст. 88 Трудового кодекса РФ или любым другим способом, не противоречащим требованиям действующего законодательства; путем предоставления работнику свободного и бесплатного доступа к своим персональным данным в соответствии со ст. 86 Трудового кодекса РФ.
Как уже отмечено выше, институт защиты персональных данных госслужащего включает в себя понятие "обработка его персональных данных". Ст. 86 Трудового кодекса РФ закрепила следующие требования:
1) обработка персональных данных госслужащего может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия госслужащему в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечении личной безопасности госслужащего, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечение сохранности имущества;
2) при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных государственного гражданского служащего работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, Трудовым кодексом и иными федеральными законами;
3) все персональные данные государственного гражданского служащего следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то госслужащий должен быть уведомлен об этом заранее и на это должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить госслужащему о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа госслужащего дать письменное согласие на их получение;
4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные госслужащего о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со ст. 24 Конституции РФ работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия;
5) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные госслужащего о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
6) при принятии решений, затрагивающих интересы госслужащего, работодатель не имеет права основываться на персональных данных госслужащего, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;
7) защита персональных данных госслужащего от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств, в порядке, установленном федеральным законом;
8) госслужащие и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами организации, устанавливающими порядок обработки персональных данных госслужащего, а также об их правах и обязанностях в этой области;
9) государственные гражданские служащие не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;
10) работодатели и госслужащие должны совместно выбирать меры защиты персональных данных госслужащих.
К сожалению, процедура обработки персональных данных госслужащего в законе не определена.
Персональные данные госслужащего являются конфиденциальной информацией и передача их третьим лицам должна производиться с соблюдением следующих требований, закрепленных в ст. 88 Трудового кодекса РФ:
- не сообщать персональные данные госслужащего третьей стороне без письменного согласия госслужащего, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью госслужащего, а также в случаях, установленных федеральным законом;
- не сообщать персональные данные госслужащего в коммерческих целях без его письменного согласия;
- предупредить лиц, получающих персональные данные госслужащего о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждение того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные госслужащего, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное положение не распространяется на обмен персональными данными госслужащего в порядке, установленном федеральным законом;
- осуществлять передачу персональных данных госслужащего в пределах одной организации в соответствии с локальным нормативным актом организации, с которым госслужащий должен быть ознакомлен под расписку;
- разрешить доступ к персональным данным госслужащего только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные госслужащего, которые необходимы для выполнения конкретных функций;
- не запрашивать информацию о состоянии здоровья госслужащего за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения госслужащим трудовых функций;
- передавать персональные данные госслужащего представителям работников в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и ограничивать эту информацию только теми персональными данными госслужащего, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.
В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся у работодателя, госслужащие имеют право на:
- полную информацию об их персональных данных и обработке этих данных;
- свободный и бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей персональные данные госслужащего, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
- определение своих представителей для защиты своих персональных данных;
- доступ к относящимся к ним медицинским данным с помощью медицинского специалиста по их выбору;
- требование об исключении или исправлении неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением требований Трудового кодекса. При отказе работодателя исключить или исправить персональные данные госслужащего, он имеет право заявить в письменной форме работодателю о своем несогласии с соответствующим обоснованием такого несогласия. Персональные данные оценочного характера госслужащий имеет право дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения;
- требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные госслужащего, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях и дополнениях;
- обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействий работодателя при обработке и защите его персональных данных.
В трудовом законодательстве устанавливается и ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных.
Однако эта норма - ст. 90 Трудового кодекса РФ носит отсылочный (бланкетный) характер и может быть предметом отдельного рассмотрения.
В трудовом законодательстве устанавливается и ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных.
В. Седов,
к.ф.н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин
юридического факультета Владимирского государственного
педагогического университета,
член квалификационной комиссии судей
1-го арбитражного апелляционного суда
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 45. ст. 4239.
*(2) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 8. Ст. 609.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107