г. Москва |
|
11 марта 2013 г. |
Дело N А41-32424/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куденеевой Г.А.,
судей Исаевой Э.Р., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Потапкиной М.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя - гражданки Ананьевой Инги Геннадьевны: Ананьевой И.Г., лично (паспорт), Ананьева Г.И., представителя (доверенность, удостоверенная нотариально 02.12.2010 г. в реестре за N 1-12346),
от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Егорьевску Московской области: Васёниной О.Е., специалиста правового отдела (доверенность N 02-10/01051 от 28.12.2012 г.),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу гражданки Ананьевой Инги Геннадьевны на решение Арбитражного суда Московской области от 27 ноября 2012 года по делу N А41-32424/12, принятое судьей Петровой О.О., по заявлению гражданки Ананьевой Инги Геннадьевны к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Егорьевску Московской области о признании решения налогового органа недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Гражданка Ананьева Инга Геннадьевна обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Егорьевску Московской области (далее -ИФНС России по г. Егорьевску Московской области) N 818 от 16 декабря 2011 года о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью "Фабричная столовая" (далее - ООО "Фабричная столовая") (л.д. 2-3).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 ноября 2012 года заявленные требования оставлены без удовлетворения (л.д. 110-112). При вынесении решения суд исходил из того, что не имеется оснований для признания решения налогового органа недействительным, поскольку заявителем представлены в налоговый орган все необходимые документы для государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ананьева И.Г. подала в Десятый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просила решение отменить, сославшись на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм процессуального права, неправильное применение норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления (л.д. 117-120). Заявитель сослался на то, что решение о ликвидации является недействительным, поскольку заявителем в налоговый орган не представлен полный комплект документов, в том числе ликвидационный баланс, отражающий действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; заявитель не был надлежащим образом уведомлен о ликвидации общества.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству (с учетом опечатки), об отложении судебного разбирательства вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Ананьева И.Г. и ее представитель поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить. Пояснили, что заявитель является кредитором ООО "Фабричная столовая".
Представитель ИФНС России по г. Егорьевску Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения. Пояснил, что оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица у налоговой инспекции не имелось.
Заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы (с учетом пояснений), арбитражный апелляционный суд считает, что имеется основание, предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела следует, что с августа 2008 года Ананьева Инга Геннадьевна работала в ООО "Фабричная столовая".
Вступившим в законную силу 01 декабря 2011 года решением Егорьевского городского суда от 16 сентября 2011 года по делу N 2-839/2011 с ООО "Фабричная столовая" в пользу истца взыскана задолженность в размере 7 853 руб. 63 коп., образовавшееся в связи с невыплатой заработной платы.
Вступившим в законную силу 16 августа 2011 года определением Егорьевского городского суда от 26 мая 2011 года по делу N 2-170/2011 с ООО "Фабричная столовая" в пользу истца взыскана задолженность в размере 8 700 руб. 00 коп., образовавшееся в связи с невыплатой заработной платы.
29 августа 2011 года на внеочередном общем собрании участников ООО "Фабричная столовая" принято решение о ликвидации общества, оформленное протоколом N 4 от 29.08.2011 г., поручении участнику общества ЗАО "Новая столица" в лице генерального директора проведения всех действий в связи с ликвидацией предприятия (л.д. 46-47).
Как установлено апелляционным судом, ООО "Фабричная столовая" состояло на учете в ИФНС России по г. Егорьевску Московской области с 01 июля 2008 года (Выписка из ЕГРЮЛ от 16.08.2012 г.) (л.д. 84-93).
29 августа 2011 года ООО "Фабричная столовая" представлено в ИФНС России по г. Егорьевску Московской области следующие документы: уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица с протоколом внеочередного общего собрания участников ООО "Фабричная столовая" N 4 от 29.08.2011 г., на основании чего 05.09.2011 года в информационный ресурс Инспекции внесены сведения в ЕГРЮЛ о начале процедуры ликвидации.
07 сентября 2011 года назначен ликвидатор общества Казакова Н.Н. (протокол N 5 внеочередного общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью "Фабричная столовая" от 07.09.2011 года) (л.д. 57-59).
07.09.2011 года в ИФНС России по г.Егорьевску Московской области представлены уведомление о формировании ликвидационной комиссии и Протокол N 5 внеочередного общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью "Фабричная столовая" от 07.09.2011 г. Информация о формировании ликвидационной комиссии юридического лица и назначении ликвидатора внесены в информационный ресурс Инспекции 14.09.2011 года.
Объявление о ликвидации ООО "Фабричная столовая" опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 38(345) от 28 сентября 2011 года (л.д. 72).
28 ноября 2011 года утвержден промежуточный ликвидационный баланс ООО "Фабричная столовая" (Протокол N 6 внеочередного общего собрания участников ООО "Фабричная столовая" от 29.11.2011 года).
09 декабря 2011 года на внеочередном общем собрании участников утвержден ликвидационный баланс общества (Протокол N 7 внеочередного общего собрания участников ООО "Фабричная столовая" от 09.12.2011 года).
09 декабря 2011 года ООО "Фабричная столовая" в лице ликвидатора Казаковой Н.Н. подало в ИФНС по г. Егорьевску Московской области заявление по форме Р16001 за вх. N 818 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и соответствующие документы, о чем выдана расписка (л.д. 33).
На основании этих документов 16 декабря 2011 года налоговая инспекция приняла решение N 818 от 16.12.2011 года (л.д. 77) и внесла регистрационную запись N 2115011018868 о прекращении деятельности ООО "Фабричная столовая" (л.д. 78)
Считая указанные действия налогового органа не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы Ананьевой И.Г. как кредитора общества, заявительница обратилась в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, отказывая удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что не имеется оснований для признания решения налогового органа недействительным, поскольку заявителем представлены в налоговый орган все необходимые документы для государственной регистрации ликвидации юридического лица. Суд апелляционной инстанции считает, что указанные выводы суда первой инстанции сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильном применении норм материального права.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса. Согласно статье 63 Гражданского кодекса ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Как следует из материалов дела, на момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса компании и ее ликвидатору было известно о неисполненных перед истцом обязательствах.
Как видно из материалов дела, до утверждения промежуточного ликвидационного баланса (то есть до 28 ноября 2011 года) Ананьева И.Г. неоднократно обращалась к ООО "Фабричная столовая" с требованием оплатить долг по заработной плате, а также инициировала судебный процесс о ее взыскании задолженности.
Так, вступившим в законную силу 01 декабря 2011 года решением Егорьевского городского суда от 16 сентября 2011 года по делу N 2-839/2011 с ООО "Фабричная столовая" в пользу истца взыскана задолженность в размере 7 853 руб. 63 коп., образовавшееся в связи с невыплатой заработной платы.
Вступившим в законную силу 16 августа 2011 года определением Егорьевского городского суда от 26 мая 2011 года по делу N 2-170/2011 с ООО "Фабричная столовая" в пользу истца взыскана задолженность в размере 8 700 руб. 00 коп., образовавшееся в связи с невыплатой заработной платы.
Следовательно, на момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса ООО "Фабричная столовая" и его ликвидатору было известно о неисполненных перед истцом обязательствах.
В нарушение требований статьи 63 Гражданского кодекса ликвидатор письменно не уведомил кредитора о ликвидации компании и не произвел расчета с ним.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" записи о регистрации вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. В регистрационном деле юридического лица, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с названным Федеральным законом. Регистрационные дела юридических лиц являются частью соответственно ЕГРЮЛ.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" единство и сопоставимость сведений о юридических лицах обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Вместе с тем, 09 декабря 2011 года ООО "Фабричная столовая" в лице ликвидатора Казаковой Н.Н. представило в регистрирующий орган заявление о ликвидации и нулевой ликвидационный баланс, который не содержало информации о наличии у ООО "Фабричная столовая" кредиторской задолженности. Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Поскольку установленный статьями 61 - 64 Кодекса порядок ликвидации юридического лица нарушен, и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган не представлены, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении требования общества, чьи права как кредитора были нарушены.
Возражения налоговой инспекции, изложенные в отзыве и выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, апелляционным судом отклоняются как несостоятельные. Действительно, порядок государственной регистрации сведений в ЕГРЮЛ носит заявительный характер, не предусматривающий проверку регистрирующим органом достоверности представленных заявителем сведений. Вместе с тем представление заявителем на государственную регистрацию документов, содержащих недостоверную информацию, что установлено апелляционным судом, свидетельствует о непредставлении самого документа (подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), в связи с чем решение регистрирующего органа не может быть признано законным. Апелляционным судом отмечено, что оспариваемое решение о государственной регистрации ликвидации противоречит принципу обеспечения при ведении реестра достоверности сведений, составляющих федеральный информационный ресурс (статья 4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11.
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что решение суда подлежит отмене, требование Ананьевой И.Г. - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы относятся на ИФНС России по г. Егорьевску Московской области.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 ноября 2012 года по делу N А41-32424/12 отменить.
Заявление Ананьевой Инги Геннадьевны удовлетворить.
Признать недействительным решение N 818 от 16 декабря 2011 года Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Егорьевску Московской области о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью "Фабричная столовая".
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Егорьевску Московской области в пользу Ананьевой Инги Геннадьевны судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче заявления в сумме 200 руб. (двухсот рублей), при подаче апелляционной жалобы - в сумме 100 руб. (ста рублей).
Председательствующий судья |
Г.А. Куденеева |
Судьи |
Э.Р. Исаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-32424/2012
Истец: Ананьева И. Г.
Ответчик: ИФНС России по г. Егорьевску Московской области