город Воронеж |
|
11 марта 2013 г. |
Дело N А48-3189/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии:
от Закрытого акционерного общества "Славянское": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области: Гаенко М.В., представителя по доверенности N 1 от 09.01.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (г. Орёл, ул. Октябрьская, 47, ОГРН 1045753008212) на решение Арбитражного суда Орловской области от 26.12.2012 по делу N А48-3189/2012 (судья Короткова Л.В.) по заявлению Закрытого акционерного общества "Славянское" (Орловская область, Верховский район, д.Долгое, ОГРН 1025701056776) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области о признании незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Славянское" (303720, Орловская область, Верховский район, д. Долгое, ОГРН 1025701056776, далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (302028, г. Орёл, ул. Октябрьская, 47, ОГРН 2 1045753008212) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.
Решением суда от 26.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что разрешение на строительство является самостоятельным документом, выдаваемым застройщику. Согласно анализа акта о приемке, лицо, обратившееся за государственной регистрацией - ЗАО "Славянское", не являлось заказчиком создания заявленного к регистрации объекта недвижимости. Обществом не был представлен документ, подтверждающий создание заявленного к регистрации объекта недвижимости своими силами на собственные средства.
В отзыве на апелляционную жалобу Закрытое акционерное общество "Славянское" указывает, что акты комиссии подтверждают факт создания заявленного к регистрации объекта. Из писем газового треста следует, что газопровод был простроен с соблюдением норм действующего законодательства. ЗАО "славянское" является инвестором и собственником объектов, заявленных к регистрации. ОАО "Агростройзаказчик" является заказчиком, то есть юридическим лицом, уполномоченным инвестором осуществить реализацию инвестиционной программы.
В судебное заседание Закрытое акционерное общество "Славянское" не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 28.03.1996 Постановлением администрации Верховского района Орловской области N 113 (л.д.49) принято решение о предоставлении АОЗТ "Славянское" земельных участков для строительства газопровода общей площадью 6,02 га (пашни 0,70 га, пашни 3,78 га, улиц 1,54 га) во временное пользование, на период строительства сроком на один год (л.д. 49).
04.04.1996 был утвержден паспорт исходных данных для проектирования строительства газопровода (л.д.27-48) и разрешено строительство газопровода.
В соответствии с актами о приемке законченного строительства объектов системы газоснабжения от 30.06.1998 газопровод высокого и низкого давления от АГРС до д.Долгое был введен в эксплуатацию (л.д.52-61 т.1).
06.04.2012 ЗАО "Славянское" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - сооружение: газопровод высокого и низкого давления от АГРС до д. Долгое, протяженностью 3349,47 м, расположенный по адресу: Орловская область Галичинское с/п, литер Г (л.д. 141).
Сообщением от 04.06.2012 N 02/005/2012/879 Управление отказало Обществу в государственной регистрации права собственности на газопровод на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации).
Считая отказ Управления в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество незаконным, Закрытое акционерное общество "Славянское" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Общество представило регистрирующему органу все документы, необходимые для государственной регистрации права собственности на заявленный к регистрации объект недвижимого имущества, и данные документы соответствовали по форме и содержанию требованиям действующего законодательства, представленные документы являются надлежащими доказательствами наличия права собственности на имущество, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Федерального закона о регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Федерального закона о регистрации) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Основания для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определены пунктом 1 статьи 17 Закона N122-ФЗ. Пунктом 2 статьи 17 Закона установлен запрет на истребование дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, заявителем для регистрации права собственности в Управление представлены следующие документы:
- заявление от 06.04.2012,
- платежное поручение от 04.04.2012 N 372,
- выписка и ЕГРЮЛ от 04.04.2012, устав ЗАО "Славянское",
- кадастровый паспорт,
- постановление Главы администрации Верховского района Орловской области от 28.03.1996 N 113,
- приказ от 25.06.1998 N 62,
- акты о приемке законченного строительства объекта системы газоснабжения от 30.06.1998,
- протокол общего собрания акционеров ЗАО "Славянское" от 12.03.2010, устав (л.д.62 т.1).
Статьей 18 Закона N122-ФЗ установлены требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
При отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав осуществляется внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии с абз. 8, 10 ч. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, когда обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В качестве основания отказа было указано, что на государственную регистрацию не представлены:
- документ, выданный уполномоченным органом о разрешении строительства газопровода по указанному адресу;
- документ, подтверждающий создание (реконструкцию) заявленного к регистрации объекта недвижимости собственными силами на собственные средства;
- копии актов приемки законченных строительством объектов системы газоснабжения от 30.06.21998, подлинники актов приемки законченных строительством объектов системы газоснабжения от 30.06.1998;
- представленные акты приемки законченных строительством объектов системы газоснабжения от 30.06.1998 не являются документами, подтверждающими факт создания заявленного к регистрации объекта и не могут являться основанием к государственной регистрации.
Относительно требования регистрирующего органа о представлении документа, выданного уполномоченным органом о разрешении строительства газопровода по указанному адресу, суд апелляционной инстанции полагает верными выводы суда области о том, что заявителем в числе документов, представленных на регистрацию, было представлено Постановление Главы администрации Верховского района Орловской области от 28.03.1996 N 113 "О предоставлении земельных участков АОЗТ "Славянское" для строительства газопровода", содержащее разрешение на производство строительных работ (л.д.49 т.1).
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органом, компетентным выдавать заявителю разрешение на строительство и реконструкцию объекта капитального строительства является администрация.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что в соответствии с данным постановлением был утвержден акт выбора трассы газопровода, разрешено проведение проектно-изыскательных работ на выбранной трассе, предоставлены из земель Галиченской сельской администрации для строительства газопровода земельные участки общей площадью 6,02 га во временное пользование, Обществу и подряжной строительной организации предписано производить строительные работы с выполнением рекультивации земель, без причинения ущерба сельскохозяйственному производству.
С учетом вышеизложенного, Постановление Главы администрации Верховского района Орловской области от 28.03.1996 N 113 является в данном случаем документом, выданный уполномоченным органом о разрешении строительства газопровода по указанному адресу, в связи с чем, данное основание для отказа в регистрации является незаконным.
Обращаясь в регистрирующий орган, общество были представлены акты о приемке законченного строительством объекта системы газоснабжения от 30.06.1998
Согласно п.1 ст.25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления в регистрирующий орган) право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч.1 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлена в соответствии с ч.12 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
Пунктом 1 ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 N122-ФЗ, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно ч. 1 ст.55 Градостроительного кодекса РФ таким документом является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом, выдавшим разрешение на строительство, что указано в ч.2 ст.55 Градостроительного кодекса РФ.
До принятия Градостроительного кодекса РФ вопрос ввода объекта в эксплуатацию регулировался подзаконными актами: Постановлением Совета Министров СССР от 23 января 1981 года N105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" (с изм. от 30.12.1988 N1485), Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.06.1981 N 302 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" (с изм. от 17.09.1984), Ведомственными строительными нормами ВСН 19-89 "Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог" (утв. Минавтодором РСФСР 14.07.1989 НА-18/266), Приказом Минсвязи России от 09.09.2002 N113 "Об утверждении Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи", распоряжением Минтранса России от 01.10.2002 N ИС-834-р "О рассмотрении и утверждении актов приемки в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них", СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные Положения" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 N84; с изм. от 18.11.1987); СНиП 2.04.08-87 "Газоснабжение", СНиП 3.05.02-88 "Газоснабжение", ВСН 123-90 "Инструкция по оформлению приемо-сдаточной документации по электромонтажным работам" (утв. Минмонтажспецстроем СССР 24.12.1990) и др., а также территориальными строительными нормами, принятыми органами власти некоторых субъектов РФ.
В соответствии с указанными нормативными актами, приемка законченных строительством объектов осуществлялась государственными приемочными комиссиями, в состав которых, как правило, входили представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, генерального проектировщика, органов местного самоуправления, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, а также представители ведомств и иных организаций при строительстве соответствующих объектов. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформлялась актами. Акты о приемке в эксплуатацию объектов подписывались председателем и всеми членами комиссии.
Как следует из материалов дела, строительство спорного объекта осуществлялось до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004.
Из содержания актов о приемке законченного строительством объекта следует, что на данный объект - подземный газопровод низкого давления в АОЗТ, распространяются требования СНиП 3.05.02-88 "Строительные нормы и правила. Газоснабжение".
СНиП 3.05.02-88 "Строительные нормы и правила. Газоснабжение" предусматривают приемку заказчиком в эксплуатацию построенного подрядчиком объекта системы газоснабжения, то есть проверку соответствия выполненных подрядчиком работ по строительству, а не приемку законченного строительством объекта недвижимости государственной приемочной комиссией.
В соответствии с пунктом 1 Правил приемки законченных строительством объектов систем газоснабжения, приемка законченного строительством объекта системы газоснабжения, сооруженного в соответствии с проектом и требованиями СНиП 3.05.02-88*, должна производиться приемочной комиссией в соответствии с требованиями настоящих Правил.
В состав приемочной комиссии включаются представители: заказчика (председатель комиссии), генерального подрядчика и эксплуатационной организации (предприятия газового хозяйства или газовой службы предприятия). Представители органов Госгортехнадзора Российской Федерации включаются в состав приемочной комиссии при приемке объектов, подконтрольных этим органам (п. 2 СНиП 3.05.02-88)
Согласно актам приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 30.06.1998, представленному обществом на государственную регистрацию, подземный газопровод низкого давления в АОЗТ принят в эксплуатацию и вводится в действие комиссией в составе: председателя комиссии - Ганонченко А.Д. (инженера ПТО ОАО "Агростройзаказик", представителя генерального подрядчика - Акатова Г.М. (главного инженера ОФ "СТМ"), представителя эксплуатационной организации - Симонова Е.М. ( главного инженера тр. Верховьемежрайгаз), представителя органа Госгортехнадзора РФ - Даниленко А.К.
Из содержания указанных актов не следует, что они являются актами рабочей комиссии либо составлены с нарушением действовавшего законодательства.
При таких обстоятельствах следует признать, что данные акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 30.06.1998, представленные обществом на государственную регистрацию права собственности, являются достаточными документами, подтверждающими факт создания объекта недвижимости в соответствии с действовавшим на момент его создания законодательством.
Таким образом, учитывая установленный п.2 ст.17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ запрет на истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных данным Законом, и принимая во внимание, что представленные обществом на государственную регистрацию документы не противоречат предъявляемым к ним требованиям, подтверждают факт создания объекта, не оспорены и их совокупность позволяет достоверно идентифицировать данный объект, что в силу ст. 16, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ является основанием для государственной регистрации соответствующего права, отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности общества на указанное недвижимое имущество правомерно признан судом области незаконным.
Учитывая установленные обстоятельства, принимая во внимание, что Общество в целях государственной регистрации были представлены все необходимые документы, отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, изложенный в сообщении N 02/005/2012-879 от 04.06.2012, является незаконным, нарушающим права и имущественные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своих позиций при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - сооружение: газопровод высокого и низкого давления от АГРС до д. Долгое, протяженностью 3349,47 м, расположенный по адресу: Орловская область, Верховский район, Галичинское с/п, литер Г, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации Управления Росреестра по Орловской области от 04.06.2012 N 02/005/2012/879 является незаконным, как несоответствующим Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 26.12.2012 по делу N А48-3189/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-3189/2012
Истец: ЗАО "Славянское"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области