г. Санкт-Петербург |
|
11 марта 2013 г. |
Дело N А42-5743/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Горшелева В.В.,
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Пампу Н.Б.,
при участии:
от истца: Копосов С.В. по доверенности от 12.12.2012;
от ответчика: Лушкин А.А. по доверенности от 17.10.2012;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24814/2012) ОАО "Российские Железные Дороги" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.10.2012 по делу N А42-5743/2012 (судья Быкова Н.В.), принятое
по иску ОАО "Мурманский морской торговый порт" (ОРГН: 1037739877295)
к ОАО "Российские Железные Дороги" (ОРГН: 1055100064480)
о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
открытое акционерное общество "Мурманский морской торговый порт" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 229 руб. 09 коп.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 26.10.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик в апелляционной жалобе просит данное решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге; спорные вагоны привлечены ответчиком в аренду, соответственно он является законным владельцем спорных вагонов; размер платы согласован сторонами в договоре.
Истец возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в письменном отзыве на неё, полагает решение арбитражного суда первой инстанции правильным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком 24.12.2004 заключен договор N 15/м на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Мурманский морской торговый порт" при станции Мурманск Октябрьской железной дороги.
Пунктом 18.2 параграфа 18 договора N 15/м (в редакции протокола согласования разногласий от 24.04.2005) установлено, что истец уплачивает ответчику плату за пользование вагонами и контейнерами по ставкам тарифного руководства N 2 с учетом коэффициентов, введенных в законодательном порядке. При этом плата за пользование вагонами взыскивается на основании ведомостей подачи и уборки вагонов, которые составляются на основании памяток приемосдатчика, подписанных представителями истца и ответчика, и уведомлений истца.
29.02.2012 истцу на станцию Мурманск октябрьской железной дороги по накладной ЭЖ 720400 прибыли вагоны N N 67714030, 66365479, 63873848, 67091304, 60181849, 65193580 с грузом. Согласно железнодорожной накладной собственником вагонов являлось ОАО "Вторая грузовая компания".
Вагоны 29.02.2012 поданы на железнодорожный путь необщего пользования, о чем составлена памятка приемосдатчика на подачу вагонов N 203156.
После окончания грузовых операций на основании уведомления о завершении грузовой операции N 203156 в 00.30 часов 01.03.2012 вагоны убраны с путей необщего пользования, о чем составлена памятка приемосдатчика на уборку вагонов N 203159.
В ведомости подачи и уборки вагонов N 005607 по каждому из шести вагонов указана плата за пользование вагоном. Общая плата составила 1041 руб. 60 коп.
Сумма 1229,09 руб. (с НДС), несмотря на возражения истца, включена в Акт оказанных услуг от 05.03.2012 N 1000017316/2012031 в составе общей суммы платы за пользование вагонами в размере 292862,60 руб. Акт подписан истцом с разногласиями.
Из материалов дела усматривается, что истец в соответствии с положениями параграфа 19 договора N 15/м для оплаты оказываемых услуг осуществляет периодическое перечисление авансовых платежей на лицевой счет ответчика в Санкт-Петербургском Техническом центре по обработке документов ОАО "РЖД", в связи с чем платежным поручением от 28.02.2012 N 1339 на единый лицевой счет истца было перечислено 1 500 000 руб.
Спорная плата списана, несмотря на возражения истца, по счету-фактуре от 05.03.2012 N 0000010000000615/0300001439, оформленной к платежно-расчетному документу N 1339 от 28.02.2012.
Денежные средства в размере 1 229 руб. 09 коп. истец полагает неосновательным обогащением ответчика, в связи с чем, направил в адрес последнего требование об их возврате. Поскольку денежные средства не возвращены ответчиком, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что взыскание железной дорогой платы за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанной в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ, является правомерным в случае принадлежности ОАО "РЖД" вагонов на праве собственности или ином вещном праве или при наличии соглашения сторон о размере такой платы.
Между тем, установив, что согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 N 1051 "О порядке привлечения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" что спорные вагоны привлечены ОАО "РЖД" в аренду на срок до 31.12.2012, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что аренда не является правом собственности или иным вещным правом, а арендованные ответчиком вагоны не считаются принадлежащими перевозчику в целях взимания платы.
В связи с чем, судом первой инстанции исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело по апелляционной жалобе, не соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ (Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам. зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте, в связи с чем, размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Пунктом 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ.
Из статьи 39 УЖТ РФ не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Между тем, положения статьи 39 Устава железнодорожного транспорта не ограничивают возможность начисления платы за пользование вагонами правом собственности на такие вагоны. Следовательно, вагоны могут находиться у перевозчика на любом законном основании.
Следовательно, плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии с указанной нормой права, подлежит оплате в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1051 от 20.12.2011 в аренду ОАО "РЖД" на срок до 31.12.2012 передавались вагоны, принадлежащие открытому акционерному обществу "Вторая грузовая компания" (далее - ОАО "ВГК") - вагоны собственные привлеченные (далее - ВСП).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 1051 от 20.12.2011 установлено, что использование привлеченных вагонов на территории Российской Федерации для перевозок грузов осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка, с учетом особого порядка ценообразования, предусмотренного Постановлением.
Во исполнение пункта 3 указанного Постановления приказом Федеральной службы по тарифам N 444-T/4 от 27.12.2011 утвержден порядок расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных полувагонах. Данный Порядок предназначен для использования открытым акционерным обществом "РЖД" при определении тарифов на перевозки грузов в привлеченных ОАО "РЖД" полувагонах универсального типа (далее - привлеченные вагоны) открытого акционерного общества "ВГК", эксплуатируемых на территории Российской Федерации в соответствии с условиями и правилами перевозок, установленными для вагонов общего парка.
При этом согласно указанному Порядку за время нахождения полувагонов привлеченного парка у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят ОАО "РЖД" плату за пользование вагонами в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2)
Согласно материалам дела, между ОАО "ВГК" и ОАО "РЖД" заключен договор N 18 от 26.01.2012, в рамках которого ответчик на основании постановления Правительства РФ от 20.12.2011 N 1051 привлекает, а ОАО "ВГК" предоставляет для использования в перевозках грузов железнодорожным транспортом общего пользования полувагоны, находящиеся у ОАО "ВГК" в собственности или на ином законном основании.
Согласно представленным в материалы дела документам, полувагоны универсального типа, находящиеся в собственности или на ином законном основании у ОАО "ВГК", привлечены ОАО "РЖД" в аренду на срок до 31.12.2012. Соответственно, ответчик является законным владельцем спорных вагонов.
При таких обстоятельствах, начисление ответчиком платы за пользование спорными вагонами (ВСП) и списание денежных средств с лицевого счета истца в заявленном размере, является правомерным и обоснованным.
В связи с чем, плата за пользование вагонами в размере 1 229 руб. 09 коп. (с учетом НДС 18%) была начислена и списана ответчиком с лицевого счета истца правомерно. Основания констатировать на стороне ответчика неосновательного обогащения за счет истца в указанной сумме по правилам статьи 1102 ГК РФ отсутствуют.
В удовлетворении исковых требований следует отказать.
Таким образом, решение суда первой инстанции, как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права, подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанций подлежат отнесению на истца по правилам статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 71, 176, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.10.2012 отменить.
В иске ОАО "Мурманский морской торговый порт" отказать.
Взыскать с ОАО "Мурманский морской торговый порт" в пользу ОАО "Российские железные дороги" 2 000 руб. расходы по госпошлине.
Председательствующий |
В.В. Горшелев |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5743/2012
Истец: ОАО "Мурманский морской торговый порт"
Ответчик: ОАО "Российские Железные Дороги"