г. Саратов |
|
11 марта 2013 г. |
Дело N А57-17394/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" марта 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
при участии в судебном заседании:
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Шатунова О.Г., по доверенности от 28.01.2013, выданной сроком на 3 года,
от ОАО "Мир" - адвокат Кульпина Е.Н., по доверенности от 08.09.12, выданной сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.12.2012
по делу N А57-17394/2012, (судья Л.М.Николаева),
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Мир" (ОГРН 1026401402807 ИНН 6439000985, Саратовская область, г. Балаково)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340, Москва)
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (ОГРН 1056405504671 ИНН 6455039436, г.Саратов)
Правительству Саратовской области, г. Саратов,
о внесение рыночной стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Открытое акционерное общество "Мир" с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Правительству Саратовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:02 01 01:0061 площадью 4 510 кв.м., расположенного по адресу Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, дом 1А, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2007 года в размере 4 802 000 рублей; обязании Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в Государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:02 01 01:0061 площадью 4 510 кв.м., расположенного по адресу Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, дом 1А, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2007 года в размере 4 802 000 рублей, определенную по состоянию на 01 января 2007 года, в качестве его кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 декабря 2012 года по делу N А57-17394/2012 исковые требования удовлетворены частично. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:02 01 01:0061 площадью 4 510 кв.м., расположенного по адресу Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, дом 1А, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2007 года в размере 4 802 000 рублей. Суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в Государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:02 01 01:0061 площадью 4 510 кв.м., расположенного по адресу Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, дом 1А, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2007 года в размере 4 802 000 рублей, определенную по состоянию на 01 января 2007 года, в качестве его кадастровой стоимости. В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Правительству Саратовской области - отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФБУ "ФКП" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 декабря 2012 года по делу N А57-17394/2012, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебном заседании пояснил суду, что поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит суд отменить решение суда первой инстанции, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ОАО "Мир" в судебном заседании пояснил суду, что возражает против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просит суд обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судом, в судебном заседании оглашено, что через канцелярию Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от представителя истца поступил отзыв на апелляционную жалобу от 26.02.2012 (вх. N 7677/2013), в котором истец просит суд обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Данный отзыв был приобщен судом апелляционной инстанцией к материалам дела.
В судебном заседании представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" представил суду дополнительные пояснения, в которых просит суд в требованиях ОАО "Мир" к ФГБУ "ФКП Росреестра" отказать. Судебная коллегия приобщила данные пояснения к материалам дела.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Мир" является собственником объекта недвижимости - 2-х этажного нежилого здания общей площадью 2 428,5 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 64:40:02 0101:0061 общей площадью 4 510 (четыре тысячи пятьсот десять) кв.м., расположенном по адресу Саратовская область г. Балаково, ул. Трнавская, д.1 А.
Земельный участок предоставлен ОАО "Мир" в постоянное бессрочное пользование, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 64-АБ N 776325, выданным 05 декабря 2007 г. Балаковским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области.
В целях определения кадастровой стоимости спорного земельного участка ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ были проведены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков, по итогам которых был составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 (далее - отчет), утвержденный 18.02.2009.
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник -Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии) составлен Акт проверки отчета N 7 от 18.02.2009 года, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Постановлением Правительства Саратовской области N 270-П от 07.07.2009 года Утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) N 6440/201/09-4793 от 27 октября 2009 г., выданной ФБУ "Кадастровая палата" по Саратовской области, для земельного участка с кадастровым номером 64:40:02 0101:0061 установлен вид разрешенного использования - "под объекты культуры и искусства", что соответствует седьмой группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии". Кадастровая стоимость земельного участка составляет 25 599 842 рубля 40 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости - 5 676,24 руб./кв.м.
В досудебном порядке по инициативе истца была проведена рыночная оценка указанного земельного участка. Согласно Отчету N 07/12-83 от 09 августа 2010 года по определению рыночной стоимости земельного по состоянию на 01.01.2007 г. стоимость составила - 4802000 рублей.
Истец полагает, что определенные значения кадастровой стоимости земельного участка существенно превышают размер его рыночной стоимости, что позволяет сделать вывод о недостоверности этих значений и необходимости защиты прав и законных интересов истца посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости и признании недостоверными экономических характеристик (УПКСЗ и кадастровой стоимости) этого участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, обоснованно руководствовался следующим.
На основании Постановления "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков его внесения" от 27 ноября 2007 г. N 412-П годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным законом, в соответствии с их видами разрешенного использования, предназначенными для иных целей, установлена в размере 2% от его кадастровой стоимости.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах её определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума высшего Арбитражного уда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учёта внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером 64:48:03 02 05:20, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Истцом в качестве доказательства действительной рыночной стоимости земельного участка представлен отчет оценщика N 07/12-83 от 09 августа 2010 года, согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2007 г. (на дату определения кадастровой стоимости) составляет 4802000 рублей.
Работы по государственной кадастровой оценке земельных участков производились Федеральным государственным унитарным предприятием Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок" - ВИСХАГИ (Поволжский филиал). По результатам работ был составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 по форме, утвержденной Приказом Роснедвижимости N П/0240 от 18.09.2007 (далее - Отчет об определении кадастровой стоимости).
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) составлен акт проверки Отчета N 7 от 18.02.2009, которым подтверждено соответствие Отчета об определении кадастровой стоимости Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (об оценочной деятельности) отчёт независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признаётся документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.
Также, в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие в порядке, предусмотренном действующим законодательством, достоверность отчета независимого оценщика.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца к ФГБУ "ФКП Росреестра" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:02 01 01:0061 площадью 4 510 кв.м., расположенного по адресу Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, дом 1А, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2007 года в размере 4 802 000 рублей и обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в Государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:02 01 01:0061 площадью 4 510 кв.м., расположенного по адресу Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, дом 1А, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2007 года в размере 4 802 000 рублей, определенную по состоянию на 01 января 2007 года, в качестве его кадастровой стоимости.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком, поскольку органом кадастрового учета является Управление Росреестра по Саратовской области и он проводил кадастровую оценку земель. Однако указанный довод является несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - по тексту - Росреестр).
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Таким образом, судебная коллегия считает, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Также, суд первой инстанции правомерно указал, что требования истца к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Правительству Саратовской области удовлетворению не подлежат, на следующих основаниях.
Данные органы не наделены какими-либо полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, соответственно, к ним не могут быть адресованы заявленные в настоящем споре требования.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности по внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Поскольку Федеральная служба государственная регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Правительство Саратовской области не наделены полномочиями по определению, установлению, утверждению, изменению кадастровой стоимости земельных участков, в удовлетворении искового требования к указанным ответчикам суд первой инстанции правомерно отказал.
Довод заявителя, изложенный в дополнительных пояснениях по делу о том, что на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки, ввиду чего, истец может воспользоваться данной нормой, подлежит отклонению.
Поскольку, Распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" вступило в законную силу только 28.12.2012, а резолютивная часть решения по настоящему делу объявлена 13.12.2012, данное распоряжение не имеет отношения к предмету исковых требований в спорный исковой период.
Согласно статье 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 декабря 2012 года по делу N А57-17394/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области в доход Федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 2 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Суду первой инстанции в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В.Волкова |
Судьи |
Н.А.Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-17394/2012
Истец: ОАО "Мир"
Ответчик: Правительство Саратовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Правительство Саратовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области