город Ростов-на-Дону |
|
04 марта 2013 г. |
дело N А53-29450/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от территориального отдела в городе Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах Ростовской области: представитель по доверенности от 01.02.2013 Шоева Жанна Игоревна;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Платовский Мебельный комбинат" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.12.2012 по делу N А53-29450/2012, принятое судьёй Паутовой Л.Н., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Платовский Мебельный комбинат" к заинтересованным лицам Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, территориальному отделу в городе Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Платовский Мебельный Комбинат" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах N 875 от 30.08.2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, а также отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что по данному факту правонарушения протокол об административном правонарушении не составлялся; о времени и месте рассмотрения материалов дела общество не было извещено надлежащим образом. Также общество указывает, что по адресу: г. Новочеркасск, ул. Мелиховская, 2, производственную деятельность не осуществляет, арендуя только офисное помещение, в связи с чем не является субъектом вмененных нарушений.
В отзыве на апелляционную жалобу территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области не согласился с доводами заявителя, указав на то, что о времени и месте возбуждения дела об административном правонарушении общество извещено посредством направления уведомления факсимильным способом; о рассмотрении дела общество извещено по почте, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма. Факт осуществления обществом произведенной деятельности по изготовлению мебели подтверждается материалами дела.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Территориального отдела в городе Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах Ростовской области не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители общества и Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Новочеркасска совместно со специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах, отдела по охране окружающей среды администрации г. Новочеркасска 21.05.2012 с выходом на место по адресу: г. Новочеркасск, ул. Мелиховская, 2, проведена проверка ООО "Платовский мебельный комбинат", в ходе которой установлены нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.
В ходе проверки было установлено, что ООО "Платовский мебельный комбинат":
- не проведена инвентаризация отходов и объектов их размещения; не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением требований ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ);
- отсутствуют паспорта отходов I - IV классов опасности, что является нарушением требований ч.3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ;
- лица, допущенные к обращению с отходами I - IV классов опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной сертификатом, что является нарушением требований ч.1 ст. 15 Федерального закона N 89-ФЗ;
- не ведется учет образовавшихся, использованных, переданных другим лицам отходов; в установленном законодательстве порядке не предоставляется отчетность, что является нарушением требований ст. 19 Федерального закона N 89-ФЗ;
- не осуществляется производственный контроль соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами, что является нарушением требований ст. 26 Федерального закона N 89-ФЗ;
- места для сбора и временного хранения отходов не оборудованы в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями (на момент проверки зафиксировано складирование металлической стружки около здания мех. обработки на открытом грунте (почве), что является нарушением требований ч.2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, что является нарушением требований ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
- отходы производства, в том числе металлический лом, бочка с остатками хлороформа хранятся навалом на земле, на территории предприятия, что противоречит требованиям п.3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления";
- площадка для временного хранения бытовых отходов оборудована с нарушениями требований п.2.2.1, п.2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88.
Указанные правонарушения отражены в акте осмотра от 21.05.2012.
02.08.2012 заместителем прокурора г.Новочеркасска, в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и материалы к нему направлены в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах в соответствии со ст. 23.13 КоАП РФ.
30.08.2012 руководитель Управления Роспотребнадзора по Ростовской области по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении ООО "Платовский мебельный комбинат" в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, вынес постановление N 875, которым признал ООО "Платовский мебельный комбинат" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, и назначил наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая, что указанное постановление по делу об административном правонарушении является незаконным, используя право на обжалование, предусмотренное ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "Платовский мебельный комбинат" обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" содержит перечни общих запретов, ограничений и обязанностей в сфере обращения с отходами и опасными веществами, например запреты на сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, ввоз опасных и радиоактивных отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания и т.д. Санитарно-эпидемиологические требования содержатся в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, гигиенических и иных нормативах и включают различные по своему характеру ограничения, запреты, обязывания (Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет, что лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно статье 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Часть 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно статье 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно п.п. 3.4-3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:
- в производственных или вспомогательных помещениях;
- в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
- в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных
специально оборудованных емкостях;
- в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
- на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.
Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-
накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).
Однако, как видно из материалов дела, общество, в результате производственной деятельности которого образуются опасные отходы, вышеуказанные обязанности не исполнило, что подтверждается, в частности, актом проверки, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении.
Вина юридического лица выражается в непринятии всех необходимых мер для соблюдения требований действующего законодательства.
Довод заявителя о том, что общество по адресу: г. Новочеркасск, ул. Мелиховская, 2, производственную деятельность не осуществляет, арендуя только офисное помещение, в связи с чем не является субъектом вмененных нарушений, не принимается судом апелляционной инстанции, как не соответствующий материалам дела. Согласно имеющейся в деле выписке из ЕГРЮЛ указанный адрес является местом нахождения юридического лица; основным экономическим видом деятельности ООО "Платовский мебельный комбинат" является ОКВЭД 36.1 - Производство мебели
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Довод о том, что протокол об административном правонарушении не составлялся; о времени и месте рассмотрения материалов дела общество не было извещено надлежащим образом, не соответствует материалам дела, согласно которым по факту выявленных нарушений прокурором в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, приравненное к протоколу об административном правонарушении в силу статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. О времени и месте составления постановления о возбуждении дела общество извещено по факсу. При этом извещение по факсу не свидетельствует о ненадлежащем уведомлении общества, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливает обязательных способов извещения (пункт 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
О времени и месте рассмотрения дела общество также извещено надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении заказного письма.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.12.2012 по делу N А53-29450/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29450/2012
Истец: ООО "Платовский Мебельный Комбинат"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РО в лице ТО Управления Роспотребнадзора по РО в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах РО
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области