г. Пермь |
|
12 марта 2013 г. |
Дело N А60-41047/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сафоновой С.Н.,
судей Полевщиковой С.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лапшиной Е.И.,
при участии:
от заявителя Богдановичского открытого акционерного общества по производству огнеупорных материалов: не явились,
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Богдановичского открытого акционерного общества по производству огнеупорных материалов
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 декабря 2012 года по делу N А60-41047/2012
принятое судьей Колосовой Л.В.,
по заявлению Богдановичского открытого акционерного общества по производству огнеупорных материалов (ИНН 6605001321, ОГРН 1026600705889)
к Государственному учреждению - Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252)
о признании ненормативного правового акта недействительным,
установил:
Богдановичское открытое акционерное общество по производству огнеупорных материалов (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании недействительными вынесенных Государственным учреждением - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) (далее - Учреждение, заинтересованное лицо) решений N 129 от 02.08.2012 о непринятии к зачету на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2179 рублей 21 копеек; о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в сумме 1976 рублей 79 копеек; от 01.08.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в сумме 32331 рублей 92 копеек (взносы, штрафы) и пени в соответствующей части; от 02.08.2012 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 27872 рублей 34 копеек.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27 декабря 2012 года заявленные требования частично удовлетворены: суд признал недействительными решения N 129 от 02.08.2012 о непринятии к зачету на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2179 рублей 21 копеек; N129 б/д о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в сумме 1976 рублей 79 копеек; N 129 от 01.08.2012 в части предложения уплатить недоимку в размере 63 (Шестьдесят три) рублей 20 копеек, соответствующих пеней, штрафа и N129 от 02.08.2012 в части предложения уплатить недоимку в размере 54 (Пятьдесят четыре) рублей 49 копеек, соответствующих сумм штрафа, как несоответствующие законодательству о социальном страховании. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование жалобы ее заявитель указывает, что спорные выплаты работникам-донорам и работникам, находящимся на прохождении военных сборов, начислены не в связи с выполнениями ими трудовых функций, а значит, и не облагаются страховыми взносами в соответствии с ФЗ N 212-ФЗ и ФЗ N 125-ФЗ. Также заявитель считает, что спорные выплаты являются компенсационными выплатами, в отношении которых законом не предусмотрено их включение в базу по страховым взносам, что не было учтено судом первой инстанции при вынесении решения.
Заинтересованное лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу заявителя не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в оспариваемой части.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения Учреждением проверки заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов, заинтересованным лицом вынесены оспариваемые решения, в том числе о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по ч.1 ст.47 Закона N 212-ФЗ.
Основанием для привлечения заявителя к ответственности явились, в том числе выводы проверяющих о занижении облагаемой базы в связи с не включением в нее выплат за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха работникам-донорам, а так же выплат работникам за время исполнения государственных обязанностей (прохождение военных сборов).
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из правомерности доначисления взносов в связи с доказанностью факта занижения облагаемой базы на суммы выплат за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха работникам-донорам, а так же выплат работникам за время исполнения государственных обязанностей (прохождение военных сборов).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения представителя Общества, участвующего в судебном заседании, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в облагаемую базу по страховым взносам Обществом не были включены выплаты, производимые работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха.
По мнению Учреждения, с которым согласился суд первой инстанции, оснований для исключения спорных сумм из базы для исчисления страховых взносов у Общества не имелось.
Выводы суда первой инстанции в данной части являются правильными в связи со следующим.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В силу положений ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" общество является плательщиком страховых взносов.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации
В силу п. 1 ст. 20 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Исходя из п. 2 названной статьи, страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц (статья 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 22 ФЗ N 125-ФЗ страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачивается вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включается в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо в смету расходов на содержание страхователя.
Статьей ст. 20.1 ФЗ РФ N 125-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 186 Трудового кодекса РФ работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
Названные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
Следовательно, данные выплаты подлежат включению в объект обложения страховыми взносами в Фонд социального страхования РФ на основании ст. 20.1 ФЗ РФ N 125-ФЗ, ст. 7 ФЗ РФ N 212-ФЗ.
Изложенная позиция закреплена в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 4922/11, в котором дано толкование предусмотренной ст. 186 ТК РФ выплаты, как заработной платы.
Указанное толкование подлежит применению в рассматриваемом случае, поскольку положения ст.ст. 7, 9 ФЗ РФ N 212-ФЗ и ст.ст. 20.1 и 20.2 ФЗ РФ N125-ФЗ содержат аналогичные положения относительно базы для начисления страховых взносов и выплат, на которые они не начисляются.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно посчитал, что у Общества отсутствовали основания для невключения в облагаемую базу по страховым взносам выплат работникам-донорам.
Доводы апелляционной жалобы Общества в соответствующей части подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании правовых норм.
При проведении проверки заинтересованным лицом также выявлен факт невключения страхователем в облагаемую базу выплат работникам за время исполнения государственных обязанностей (прохождение военных сборов).
Вывод суда первой инстанции о том, что спорные суммы в объект обложения страховыми взносами Обществом не включены неправомерно, является необоснованным в связи со следующим.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) призыв на военные сборы и прохождение сборов в период пребывания в запасе является воинской обязанностью граждан Российской Федерации, то есть обязанность прохождения военных сборов регулируется специальным законодательством, которое не относится к трудовому законодательству.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса выплаты, сохраняемые за работником на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время, относятся к гарантиям и компенсациям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Минздравсоцразвития России в письме от 27.05.2010 N 1354-19 указало, что выплата среднего заработка работнику на период военных сборов осуществляется не в силу трудового договора за выполнение работником определенной трудовой функции, а в связи с требованием п. 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ о необходимости сохранения данных выплат работникам, направленным на военные сборы. В период военных сборов работник трудовую функцию фактически не осуществляет.
Согласно п. 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона N 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов, согласно пункту 3 вышеуказанных Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, учитывая, что призыв на военные сборы и прохождение сборов в период пребывания в запасе являются государственной обязанностью гражданина Российской Федерации, при этом выплаты, сохраняемые на время прохождения военных сборов, являются компенсацией, предусмотренной трудовым законодательством Российской Федерации (ст. 170 Трудового кодекса), Законом N 53-ФЗ (п. 2 ст. 5, п. 2 ст. 6), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные выплаты в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
Оспариваемые решения Учреждения в части начисления взносов, пени и штрафа на спорные выплаты (в связи с прохождением военных сборов) являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя, что не было учтено судом первой инстанции при вынесении решения, в связи с чем решение подлежит отмене в части.
В порядке ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по жалобе подлежит отнесению на заинтересованное лицо. Излишне уплаченная Обществом госпошлина подлежит возврату ему из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270 ч.1 п.4, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 декабря 2012 года по делу N А60-41047/2012 отменить в части.
Дополнительно признать недействительными решения N 129 от 01.08.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и N 129 от 02.08.2012 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части доначисления страховых взносов на суммы выплат сотрудникам за период прохождения военных сборов, соответствующих сумм пени и штрафов, как несоответствующие законодательству о социальном страховании.
В остальной части решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 декабря 2012 года по делу N А60-41047/2012 оставить без изменения.
Взыскать с Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252) в пользу Богдановичского открытого акционерного общества по производству огнеупорных материалов (ИНН 6605001321, ОГРН 1026600705889) расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1 000 (Одна тысяча) рублей.
Возвратить Богдановичскому открытому акционерному обществу по производству огнеупорных материалов (ИНН 6605001321, ОГРН 1026600705889) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 397 от 24.01.2013 государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.Н.Сафонова |
Судьи |
С.Н.Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-41047/2012
Истец: Богдановичское ОАО "Огнеупоры", Богдановичское открытое акционерное общество по производству огнеупорных материалов
Ответчик: ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал N 5), ГУ СРО ФСС РФ (филиал N 5)
Третье лицо: ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ