г.Саратов |
|
12 марта 2013 г. |
Дело N А12-24606/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" марта 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Антоновой О.И., судей В.А. Камериловой, О.В. Лыткиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Берсеневой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 декабря 2012 года по делу N А12-24606/2012, судья Луцевич С.С.,
по иску администрации Волгограда (400131. г. Волгоград, ул. им. Володарского, 5; почтовый адрес: 400087, г. Волгоград, ул. Невская, 18а; ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9; ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), Волгоградской области в лице Министерства финансов Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д.7), о взыскании убытков в размере 1 264 000 руб., при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, комитета по строительству администрации Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась администрация Волгограда с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, от имени которого выступает Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 1 264 000 руб., связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Шестернину Владимиру Алексеевичу, а также 5000 рублей в возмещение расходов по проведению оценки стоимости указанного жилого помещения. Данные требования истец квалифицирует как убытки, иск заявлен со ссылкой на статьи 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При подаче иска к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, истцом привлечено Министерство финансов Волгоградской области.
По собственной инициативе к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора судом привлечен комитет по строительству администрации Волгоградской области.
Определением от 15.11.2012 по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве соответчика привлечена Волгоградская область в лице Министерства финансов Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.12.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции правовых оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как следует из материалов дела, Решением Центрального районного суда Волгограда от 04.03.2011, вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования Шестернина Владимира Алексеевича к администрации Волгограда о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма.
Указанным судебным актом установлено, что Шестернин В.А. страдает тяжелой формой хронического заболевания - активной формой туберкулеза легких, включенного в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, проживал по адресу: г.Волгоград, Бульвар Энгельса, д.10, кв. 142 совместно с Шестерниной Г.Н., Саблиной А.В., Саблиным И.В., несовершеннолетним Саблиным А.И., не имел иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего ему на праве собственности.
Согласно постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", к таким заболеваниям относятся активные формы туберкулеза с выделением микробактерий туберкулеза.
На администрацию Волгограда возложена обязанность по предоставлению Шестернину В.А. на семью из одного человека по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры в муниципальном жилищном фонде г.Волгограда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилых помещений.
Во исполнение вышеуказанных судебных актов, постановлением администрации Волгограда от 07.11.2011 N 3405 Шестернину В.А. предоставлено жилое помещение (квартира) N 55 дома N 6 по пр-кту им. Героев Сталинграда общей площадью 33, 3 кв.м.
Между МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" и Шестерниным В.А. заключен договор социального найма от 22.11.2011 N 175.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
К способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится, в частности возмещение убытков, под которыми понимаются, в том числе расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. (пункт 2 статьи 15 ГК РФ)
В свою очередь в статье 16 указанного Кодекса закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской
Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52, 53 Конституции Российской Федерации.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 N 20-П, Определение от 15.02.2005 N 17-О и др.).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в т.ч международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2 статьи 40). При этом предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье. (определения Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1368-О-О и от 01.12.2009 N 1548-О-О)
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне.
Так, статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Норма пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, направлена на защиту указанной категории граждан, а потому согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда ( пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
При этом согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Как правомерно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом споре расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет средств бюджета муниципального образования.
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в Определении ВАС РФ от 17.08.2012 (N ВАС-10637/12), согласно которой обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Для определения рыночной стоимости квартиры у муниципалитета возникли дополнительные расходы на общую сумму 5000 рублей (платежные поручения N 405649 от 29.08.2012).
Доказательства, опровергающие рыночную стоимость спорных квартир, указанную в отчетах N 2012-32 в материалах дела отсутствуют.
Довод Управления о наличии в достаточном объеме финансирования на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, не подтверждены материалами дела. Кроме того заявитель указывает на выделение денежных средств на обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005 г., тогда как в рассматриваемом случае квартира предоставлена по решению суда во внеочередном порядке.
Таким образом, доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, в связи с чем, подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 декабря 2012 года по делу N А12-24606/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-24606/2012
Истец: Администрация города Волгограда
Ответчик: Министерство финансов Волгоградской области, Министерство финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ интересы, которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, УФК по Волгоградской области
Третье лицо: Комитет по строительству Администрации Волгоградской области