Скажите, пожалуйста, могут ли врачи оказывать платные медицинские услуги в часы основного приема или обязательно во внерабочее время?
Теоретически платные медицинские услуги могут оказываться в основное рабочее время в следующих случаях:
- если это не создает препятствий для получения бесплатной медицинской помощи лицам, имеющим на это право;
- если в силу особенностей процесса оказания медицинской помощи невозможно организовать предоставление медицинских услуг за плату во внерабочее время.
Оплата труда работников в этом случае будет мало чем отличаться от выплат надбавок стимулирующего характера за напряженность в труде, предусмотренных в соответствии с п. 6.4 "Положения об оплате труда работников здравоохранения российской федерации", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 N 377.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что оказание в основное рабочее время дополнительных услуг, в том числе и платных, за счет повышения интенсивности или производительности труда, может повлечь за собой снижение качества оказываемой медицинской помощи. Кроме того, могут возникать финансовые нарушения (двойная оплата за одну и ту же работу и т.д.). Таким образом, платные услуги могут оказываться работниками в основное рабочее время только в порядке исключения, например, при наличии периодов ожидания из-за отсутствия пациентов.
Строго во внерабочее время должны выполняться услуги, оказание которых требует длительного времени, а также услуги, сроки оказания которых можно запланировать заранее: плановые хирургические вмешательства; оказание платных услуг на дому; платные услуги, оказываемые по предварительной записи по телефону; работа врача по другой специальности (невролога - мануальным терапевтом или иглорефлексотерапевтом и т.д.). Кроме того, исключительно во внерабочее время должны оказываться за плату услуги, предусмотренные территориальной программой государственных гарантий, потребность населения в которых высока, вследствие чего постоянно существует очередь на их получение.
При наличии очереди на получение медицинской услуги оказание этой услуги в рабочее время за плату нарушает права граждан, ожидающих своей очереди, и в итоге ведет к невыполнению государственным учреждением здравоохранения своих обязательств. Это относится и к плановой госпитализации, и к проведению дорогостоящих исследований.
Если в учреждении открыто отделение (кабинет) платных услуг, а работа в таком отделении является совместительством (осуществляется по второму трудовому договору), то этом случае работа по оказанию платных услуг может осуществляться только во внерабочее время.
Платные стоматологические услуги могут оказываться в основное рабочее время (на основании приказа Минздравмедпрома Российской Федерации от 06.08.1996 N 312 "Об организации работы стоматологических учреждений в новых экономических условиях хозяйствования") за счет повышения производительности или интенсивности труда по желанию пациента, а также в случае, если ему предоставляется гарантированный объем бесплатной стоматологической помощи, и платные услуги оказываются дополнительно к гарантированному объему (например, осмотр стоматолога, необходимые рентгенологические исследования - за счет средств ОМС, восстановление зуба пломбой из светоотверждающего материала вместо гарантированного отечественного - за плату).
Существует ряд услуг, оказание которых практически невозможно организовать во внерабочее время (лабораторные, патологоанатомические, рентгенологические исследования и т.д.). В этом случае руководитель учреждения обязан установить такой график работ, чтобы оказание перечисленных услуг не создавало препятствий для получения гражданами бесплатной медицинской помощи и не приводило к росту числа ожидающих данную услугу.
О.Г. Коган,
ведущий специалист Комитета по здравоохранению
Санкт-Петербурга
1 декабря 2007 г.
"Менеджер здравоохранения", N 12, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru