12 марта 2013 г. |
А39-3662/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.12.2012
по делу N А39-3662/2012,
принятое судьей Савочкиным В.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КПД-групп" (ОГРН 111524901603, ИНН 5249112583, Нижегородская область, г. Дзержинск, п. Дачный, ул. Дачная, д. 2А)
о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "КПД-групп" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - Территориальное управление), выразившихся в отказе предоставить в собственность Общества на основании заявления от 08.06.2012 земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации с кадастровым номером 13:22:0115004:112, площадью 42 494 кв.м, местоположение: Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п. Комсомольский, об обязании Территориального управления подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене, действовавшей на момент подачи заявления - 08.06.2012, которая до 01.07.2012 в силу пункта 1 статьи 10 Закона Республики Мордовия от 12.03.2009 N 23-З "О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия" определялась в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости за единицу площади земельного участка, и направить его в течение 20-ти дней с даты вступления решения в законную силу в адрес Общества.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением от 17.12.2012 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил требования заявителя.
Территориальное управление не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Территориального управления, энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - Брызгальный бассейн обладает признаками гидротехнического сооружения, указанными в Федеральном законе от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", а потому земельный участок, на котором расположено такое сооружение, в силу пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации является ограниченным в обороте и не подлежит отчуждению из федеральной собственности.
Со ссылкой на подпункт "ж" пункта 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, Территориальное управление считает, что оно не наделено полномочиями по принятию решений о предоставлении земельных участков в собственность; заключение договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, оно осуществляет только по поручению Росимущества.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Общество и Территориальное управление заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без их участия.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.12.2012 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п. Комсомольский: энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - здание главного корпуса, назначение: нежилое, общая площадь: 8062,6 кв.м, инв. N 10645, литер А; энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - здание химводоочистки, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 933,5 кв.м, инв. N 10645, литер Б; энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - здание мазутонасосной, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 88,8 кв.м, инв. N 10645, литер В; энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - Дымовая труба, назначение: нежилое, протяженность: 60 м, инв. N 10645, литер Д; энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - Брызгальный бассейн, назначение: нежилое, общей площадью 314 кв.м, инв. N 10645, литер Ж; энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - Баки дренажные, назначение: нежилое, общая площадь 12,8 кв.м, инв. N 10645, литер З; энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - резервуар, назначение: нежилое, общая площадь 3059 кв.м, инв. N 10645, литер И; энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - циркуляционный водопровод, назначение: нежилое, протяженностью 116,1 м, инв. N 10645, литер К (свидетельства о государственной регистрации права от 10.03.2012 серии 13 ГА N 605271, серии 13 ГА N 605268, серии 13 ГА N 605272, серии 13 ГА N 605267, серии 13 ГА N 605269, серии 13 ГА N 605270, серии 13 ГА N 605274, серии 13 ГА N 605273 соответственно).
Указанные объекты расположены на земельном участке площадью 42 494 кв.м с кадастровым номером 13:22:0115004:112, земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения Энергетического производственно-технологического комплекса Алексеевская ТЭЦ-3, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п. Комсомольский, который принадлежит на праве собственности Российской Федерации (запись от 18.11.2010 N 13-13-06/096/2010, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.05.2012 N 01/185/2012-290).
Ранее данный земельный участок использовался предыдущим собственником вышеуказанных объектов недвижимого имущества (открытым акционерным обществом "ТГК-6") на основании договора аренды от 01.02.2005 N 10-15, заключенного с администрацией п. Комсомольский.
08.06.2012 Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 42 494 кв.м с кадастровым номером 13:22:0115004:112.
Для решения вопроса о приватизации спорного земельного участка Территориальное управление письмом от 14.06.2012 N 4/343 обратилось в Росимущество.
Письмом от 19.06.2012 N 1939 Территориальное управление уведомило Общество о проведении в срок до 06.07.2012 проверки фактического использования испрашиваемого Обществом земельного участка.
По результатам проверки Территориальное управление пришло к выводу о том, что на данном земельном участке расположен объект недвижимого имущества - Энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - Брызгальный бассейн, который является гидротехническим сооружением для испарительного охлаждения воды, включающим водораспределительные трубопроводы с разбрызгивающими устройствами (соплами), расположенными над поверхностью воды в водосборном бассейне, в связи с чем в силу подпункта 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте и не подлежит приватизации (акт проверки от 09.07.2012).
Поскольку Территориальное управление не приняло решение о предоставлении земельного участка в собственность Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Письмом от 11.09.2012 N ПП-10/38003 Росимущество поручило Территориальному управлению проинформировать Общество о невозможности осуществления приватизации указанного земельного участка в связи с нахождением на нем гидротехнического сооружения.
В свою очередь Территориальное управление письмом от 24.09.2012 N 2993 возвратило заявителю представленный им комплект документов для приватизации земельного участка с кадастровым номером 13:22:0115004:112 со ссылкой на указанное письмо Росимущества.
Данные обстоятельства послужили основанием для уточнения требований Общества.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Материалами дела подтверждается, что Общество как собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке площадью 42 494 кв.м с кадастровым номером 13:22:0115004:112, местоположение: Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п. Комсомольский, обладает исключительным правом на приобретение в собственность этого земельного участка.
Земельный участок площадью 42 494 кв.м с кадастровым номером 13:22:0115004:112 был сформирован непосредственно для размещения Энергетического производственно-технологического комплекса Алексеевская ТЭЦ-3, что следует из содержания кадастрового паспорта (выписка из государственного кадастра недвижимости от 24.05.2012) и необходим для использования расположенных на нем объектов.
Документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, Обществом были представлены в уполномоченный орган в полном объеме.
Отказывая Обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, Территориальное управление исходило из того, что на нем расположено гидротехническое сооружение (акт проверки от 09.07.2012).
Понятие гидротехнического сооружения приведено в статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
При этом статьей 7 указанного Федерального закона установлено, что гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.1998 N 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" формирование и ведение Российского регистра гидротехнических сооружений возложено на Федеральное агентство водных ресурсов.
Судом первой инстанции установлено, что согласно размещенному на сайте Федерального агентства водных ресурсов (www.waterinfo.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечню гидротехнических сооружений, расположенных на территории Республики Мордовия, объект недвижимости - энергетический производственно-технологический комплекс Алексеевская ТЭЦ-3 - Брызгальный бассейн не включен в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Более того, оборудование Алексеевской ТЭЦ-3 в настоящее время находится на консервации, а демонтаж котло- и турбоагрегатов станции согласован с ОАО "СО-ЕЭС".
Письмом от 20.02.2009 N СВ-1063/13 Минэнерго России согласовало вывод из эксплуатации в целях ликвидации энергетического оборудования Алексеевской ТЭЦ-3.
Поскольку безусловных доказательств отнесения расположенного на земельном участке с кадастровым номером 13:22:0115004:112 и принадлежащего заявителю спорного объекта недвижимости - Брызгальный бассейн к гидротехническому сооружению Территориальное управление не представило, суд обоснованно признал его утверждение об обратном несостоятельным.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что права Общества на земельный участок с кадастровым номером 13:22:0115004:112 подлежали переоформлению по правилам статьи 36 Кодекса, соответственно, у Территориального управления не имелось оснований для непринятия положительного решения о приватизации земельного участка и ненаправления заявителю проекта договора купли-продажи.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в силу пункта 4 статьи 28 Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Доказательств невозможности предоставления Обществу спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным в законе, Территориальным управлением также не представлено.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Территориальное управление возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Поскольку такие доказательства в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия Территориального управления не соответствуют действующему земельному законодательству и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод Территориального управления об отсутствии у него полномочий по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду со ссылкой на подпункт "ж" пункта 4.8 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, который предусматривает в целях реализации установленного порядка по распоряжению земельными участками получение соответствующего поручения Росимущества на заключение договора купли-продажи спорного земельного участка, судом апелляционной инстанции также отклоняется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктами 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Мордовия, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Следовательно, именно Территориальное управление как уполномоченный орган обязано рассмотреть заявку Общества о предоставлении находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка в собственность, принять соответствующее решение и направить проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
При этом вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок и проекта договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На этом основании суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя. При этом с учетом требований части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность принять решение о предоставлении Обществу в собственность испрашиваемого земельного участка и направить в его адрес проект договора купли-продажи по цене, действовавшей до 01.07.2012, в силу пункта 1 статьи 10 Закона Республики Мордовия от 12.03.2009 N 23-З "О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия", что согласуется с положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позицией, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Арбитражный суд Республики Мордовия в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Территориального управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.12.2012 по делу N А39-3662/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-3662/2012
Истец: ООО "КПД-групп"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия
Третье лицо: Федеральное агенство по управлению государственным имуществом г. Москва, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Территориальному управлению Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия