НДС: что приготовил нам 2008 год?
Помните слова из песни В. Цоя: "...Перемен, мы ждем перемен..."? Но даже если и не ждем, то перемены в налоговом законодательстве все равно не заставляют себя ждать. Поэтому каждый новый год для налогоплательщиков начинается: с изучения поправок в Налоговый кодекс РФ. 2008 год не стал исключением. И конечно, законодатели не обошли вниманием главу 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.
С 1 января 2008 г. вступают в силу изменения в эту главу, которые внесены следующими Федеральными законами:
1) от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ);
2) от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2, 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 85-ФЗ);
3) от 19.07.2007 N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности";
4) от 04.11.2007 N 255-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с уточнением порядка применения налоговой ставки в размере 0 процентов налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с производством и обслуживанием космической техники".
В этой статье мы начнем знакомить наших читателей с указанными изменениями.
В целом поправки в главу 21 НК РФ можно охарактеризовать как позитивные, улучшающие положение налогоплательщиков. Условно их можно поделить на принципиальные (по сути) и технические, вытекающие из поправок принципиальных.
Начнем с изменений, касающихся большинства налогоплательщиков.
Налоговый период
К существенным поправкам, безусловно, относится изменение, связанное с налоговым периодом по НДС. Он установлен как квартал для всех без исключения налогоплательщиков (в том числе исполняющих обязанности налоговых агентов). То есть определять налоговую базу по НДС, исчислять сумму налога, уплачивать ее в бюджет, подавать налоговую декларацию все налогоплательщики будут по итогам каждого квартала.
Однако эту хорошую новость им пришлось ждать больше года: решение об установлении единого для всех налогоплательщиков налогового периода было принято законодателями еще в 2006 г.*(1), но действующей нормой НК РФ оно стало только с 1 января 2008 г.
Раньше исчислять и уплачивать НДС ежеквартально могли только те налогоплательщики, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога ежемесячно в течение квартала не превышала 2 млн руб. (п. 2 ст. 163 НК РФ). Для всех остальных налогоплательщиков налоговым периодом признавался месяц (п. 1 ст. 163 НК РФ).
Теперь подобное деление налогоплательщиков имеет смысл только для целей перехода к единому для всех налоговому периоду.
Для налогоплательщиков, у которых в 2007 г. налоговый период был равен кварталу, ничего не изменится и в 2008 г.: они по-прежнему должны будут отчитываться по налогу и уплачивать его в бюджет не позже 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (пункты 1, 5 ст. 174 НК РФ в новой редакции).
Все остальные организации и предприниматели должны будут сделать следующее.
За декабрь 2007 г. они платят налог и представляют декларацию по-старому, т.е. не позже 20 января 2008 г. Начиная с I квартала 2008 г., они переходят на ежеквартальную уплату налога и подачу деклараций.
В силу установления единого налогового периода для всех налогоплательщиков некоторые положения главы 21 НК РФ с 1 января 2008 г. утратили силу за ненадобностью. Так случилось с нормами п. 6 ст. 174 НК РФ, регулирующими порядок уплаты налога и сроки представления деклараций налогоплательщиками с ежемесячными в течение квартала суммами выручки, не превышающими 2 млн руб. (п. 8 ст. 2 Закона N 137-ФЗ).
Технический характер носят и поправки в п. 9 ст. 167 НК РФ, устанавливающий момент определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) по ставке 0%.
Раньше этот момент наступал в последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. С 1 января 2008 г. его "передвинули" на последнее число квартала, в котором произошло то же самое событие (собран полный пакет документов) (абз. 2 подп. "а" п. 6 ст. 2 Закона N 137-ФЗ).
Обращаем внимание читателей на неточность формулировок ст. 163 НК РФ, которую, к сожалению, не устранил и Закон N 137-ФЗ. В ней налоговыми агентами названы только налогоплательщики, исполняющие обязанности налоговых агентов. В то же время налоговыми агентами могут признаваться и лица, не являющиеся плательщиками НДС (например, "упрощенцы") (пункты 2, 5 ст. 346.11 НК РФ).
На наш взгляд, "упрощенец", который выступил в качестве налогового агента по НДС, должен определять налоговый период по тем же самым правилам, что и плательщик НДС, исполняющий обязанности налогового агента.
Освобождение от обязанностей налогоплательщика
Организации и предприниматели могут быть освобождены от обязанностей плательщика НДС, если их выручка за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.
Для того чтобы воспользоваться освобождением с начала какого-либо месяца, налогоплательщик должен представить в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа этого месяца письменное уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 145 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2008 г.) к таким документам относились:
- выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
- выписка из книги продаж;
- выписка из книги учета доходов, расходов и хозяйственных операций (представляют предприниматели);
- копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Отметим, что указанный выше перечень являлся (и продолжает являться в настоящее время) исчерпывающим. Однако до 1 января 2008 г. он был далеко не полным. Так, он не содержал документов, которыми "упрощенцы" и предприниматели - плательщики ЕСХН могли бы подтвердить размер выручки сразу после перехода со специального налогового режима на общий.
Документы, которые были поименованы в этом перечне до 1 января 2008 г., не имели никакого отношения к данным налогоплательщикам.
Организация, применяющая УСН, вправе не вести бухгалтерский учет в полном объеме (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Те организации, которые воспользовались этим правом, бухгалтерскую отчетность не составляют - нет данных.
Книгу учета доходов, расходов и хозяйственных операций ведут только предприниматели, находящиеся на общем режиме налогообложения.
Предприниматели, применяющие УСН или ЕСХН, показатели налогового учета отражают в иных регистрах (ст. 346.24, п. 8 ст. 346.5 НК РФ).
Обязанность по ведению журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж предусмотрена п. 3 ст. 169 НК РФ только для плательщиков НДС. Ни "упрощенцы", ни "ЕСХНщики" таковыми не признаются (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ) (п. 2 ст. 346.11, п. 3 ст. 346.1 НК РФ). Поэтому они не ведут ни журнал учета выставленных счетов-фактур, ни книгу продаж (п. 3 ст. 169 НК РФ).
Соответственно в момент перехода со специального налогового режима на общий указанные налогоплательщики не могли представить ни один из документов, перечисленных в п. 6 ст. 145 НК РФ. На этом основании налоговые органы отказывали им в праве на освобождение в момент перехода (см., например, письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@). Поэтому в первые три месяца после перехода такие налогоплательщики оказывались "в пролете".
Закон N 85-ФЗ разрешил эту проблему. С 1 января 2008 г. список подтверждающих документов дополнен следующими документами:
- выпиской из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (предоставляют лица, перешедшие на общий режим с УСН);
- выпиской из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (предоставляют предприниматели, перешедшие на общий режим с ЕСХН).
Когда не нужно восстанавливать НДС...
Налогоплательщик обязан восстановить суммы НДС, ранее правомерно принятые им к вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам, в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Однако из этого правила есть исключения. К их числу прежняя редакция вышеназванной статьи относила передачу основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц.
С 1 января 2008 г. Законом N 85-ФЗ перечень исключений расширен. Так, при передаче имущества участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества НДС восстанавливать также не нужно.
Правила для налогового агента
Покупатель товаров (работ, услуг) признается налоговым агентом по НДС при выполнении следующих условий:
- покупатель зарегистрирован в налоговых органах РФ;
- товары (работы, услуги) приобретаются на территории РФ;
- в качестве продавца товаров (работ, услуг) выступает иностранное лицо, не состоящее на учете в налоговых органах в качестве плательщика НДС;
- местом реализации товаров (работ, услуг) является территория РФ.
При этом обязанности налогового агента возникают у покупателя независимо от того, является он сам плательщиком НДС или нет.
Налоговый агент обязан исчислить, удержать у продавца и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 2 ст. 161, п. 4 ст. 173 НК РФ).
Что делать налоговому агенту с уплаченными в бюджет суммами НДС, если договор впоследствии расторгнут, а приобретенный товар возвращен продавцу?
Может ли налоговый агент принять сумму налога к вычету (если он плательщик НДС) или учесть ее в расходах (если он не является плательщиком НДС)?
До 1 января 2008 г. эти вопросы не были законодательно урегулированы.
Рассмотрим, как они решались у налогового агента - плательщика НДС и налогового агента, не являющегося плательщиком НДС или освобождаемого от уплаты этого налога.
Налоговый агент - плательщик НДС
У таких налоговых агентов существовали следующие подходы к решению данной проблемы.
Подход 1.
Налоговый агент-покупатель вправе принять НДС к вычету при соблюдении следующих условий:
- товары (работы, услуги) приобретены им для осуществления облагаемых НДС операций и приняты к учету;
- сумма налога удержана и перечислена в бюджет (п. 3 ст. 173 НК РФ).
Отметим, что исполнить обязанности налогового агента покупатель должен в момент осуществления расчетов с продавцом.
Таким образом, если к моменту расторжения договора все вышеперечисленные условия были выполнены, то покупатель мог заявить вычет по основанию, предусмотренному п. 3 ст. 173 НК РФ.
Подход 2.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров в случае возврата этих товаров продавцу или отказа от них (п. 5 ст. 171 НК РФ в старой редакции).
При уплате НДС налоговым агентом за продавца сумма налога по операции реализации товара попадает в российский бюджет, так же как и в случае, когда его перечисляет сам продавец. Поэтому налоговые органы в ответах на частные вопросы иногда разрешали применять указанную норму и налоговому агенту - покупателю.
К счастью, теперь все эти проблемы позади.
Закон N 85-ФЗ дополнил п. 5 ст. 171 НК РФ абзацем, распространяющим положения этого пункта на покупателей-налогоплательщиков, исполняющих обязанности налогового агента в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ.
Налоговый агент - неплательщик НДС
Как известно, лица, не являющиеся плательщиками НДС, не имеют права на вычет этого налога. Норм, позволяющих учесть в расходах сумму уплаченного в бюджет налога в случае расторжения договора, в НК РФ раньше также не было.
Поэтому у таких налоговых агентов оставался только один путь: пытаться зачесть (вернуть) НДС как излишне уплаченный в бюджет налог (п. 14 ст. 78 НК РФ).
С 1 января 2008 г. и эта ситуация урегулирована на законодательном уровне.
Организациям и предпринимателям, не являющимся плательщиками НДС или освобождаемым от уплаты этого налога в соответствии со ст. 145 НК РФ, теперь разрешено включать в принимаемые к вычету в соответствии с главами 25, 26.1 и 26.2 НК РФ суммы НДС, исчисленные и уплаченные ими в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента согласно п. 2 ст. 161 НК РФ, в случаях возврата товаров продавцу (в том числе в течение действия гарантийного срока), отказа от них, изменения условий либо расторжения соответствующих договоров и возврата сумм авансовых платежей (п. 7 ст. 170 НК РФ в новой редакции).
Подобная формулировка, на наш взгляд, означает следующее:
- организации-плательщики налога на прибыль, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС, вправе учесть такие суммы НДС для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- предприниматели, находящиеся на общем режиме и освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС, вправе включить суммы налога в состав профессиональных налоговых вычетов (п. 1 ст. 221 НК РФ);
- плательщики ЕСХН могут отразить указанные суммы в составе расходов, принимаемых при исчислении единого налога (подп. 23 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
- "упрощенцы", выбравшие объект налогообложения "доходы минус расходы", вправе учесть такие суммы НДС на основании подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Освобождение от обязанности уплаты НДС
Перечень освобождаемых от обложения НДС операций, установленный ст. 149 НК РФ, подвергся очередной корректировке*(2).
Пункт 2 ст. 149 НК РФ дополнен двумя новыми подпунктами - 25 и 26.
Реализация лома и отходов цветных металлов по-прежнему не облагается НДС. Но теперь эта льгота предусмотрена подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, а не подп. 24 п. 3 ст. 149, как было раньше (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ).
А вот реализация перечисленных ниже имущественных прав попала в ряды льготируемых операций впервые. К ним относятся исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также права на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ в редакции Федерального закона от 19.07.2007 N 195-ФЗ).
Обратите внимание! При продаже лома и отходов черных металлов придется начислить НДС в общеустановленном порядке, поскольку подп. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ, ранее освобождавший эту операцию от налогообложения, с 1 января 2008 г. признан утратившим силу (ст. 1 Закона N 85-ФЗ).
С 1 января 2008 г. расширен перечень не облагаемых НДС операций, указанных в п. 3 ст. 149 НК РФ.
Во-первых, не облагается НДС выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ при соблюдении ряда условий (подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).
К условиям, дающим право на льготу, в частности, относятся следующие:
- указанные работы должны быть направлены на создание новых видов продукции и технологий или на усовершенствование уже производимой продукции и технологий;
- они должны включать разработку конструкции инженерного объекта или технической системы, разработку новой технологии, создание опытных образцов машин, оборудования, материалов.
Во-вторых, освобождены от налогообложения операции по уступке (приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, а также по исполнению заемщиком обязательств перед новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки (подп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Иначе говоря, займодавец, уступая (передавая) право требования займа третьему лицу, не должен исчислять и уплачивать налог. Сказанное в равной степени относится к новому кредитору, который приобретает указанное право, а также к заемщику, который возвращает заем (кредит) новому кредитору.
Отметим, что и до 1 января 2008 г. налоговые органы разрешали не облагать НДС сумму денежных средств, полученных займодавцем-цедентом по договору уступки права требования, вытекающего из договора займа (см., например, письмо МНС России от 12.07.2004 N 03-2-06/1/1543/22).
Логика их рассуждения была проста: поскольку предоставление займов в денежной форме налогом не облагается (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), при уступке требования, вытекающего из такого договора, НДС начислять не надо.
Однако норм, регулирующих этот вопрос, глава 21 НК РФ не содержала. С 1 января 2008 г. а этот "законодательный пробел" устранен.
Срок подтверждения ставки 0%
Следующая поправка касается налогоплательщиков, оказывающих услуги (выполняющих работы), непосредственно связанные с производством и реализацией товаров, облагаемых НДС по ставке 0%, в частности перевозчиков экспортных товаров. При реализации данных услуг (работ) также применяется нулевая ставка (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ), но при условии, что налогоплательщик соберет и представит в налоговый орган пакет документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ.
По общему правилу для подтверждения обоснованности применения ставки 0% налогоплательщикам дается 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов (п. 9 ст. 165 НК РФ). Но в силу того, что "экспортные перевозчики" не представляют в налоговые органы таможенные декларации, они попадают в число исключений из общего правила, на которых общий порядок не распространяется.
К чему это приводило на практике? Перевозчики, не успевшие собрать полный пакет документов до конца налогового периода, в котором оказывались услуги, были вынуждены начислять на стоимость этих услуг НДС по ставке 18%. Ведь именно на таком подходе настаивал Минфин (см. письмо от 12.03.2007 N 03-07-08/34).
Однако законодатели признали, что Минфин был не прав:
Закон N 85-ФЗ дополнил пункт 9 ст. 165 НК РФ абзацем, распространяющим 180-дневный срок на налогоплательщиков, не представляющих ГТД в составе "экспортного" пакета документов. Указанный срок отсчитывается с даты отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории РФ, проставленной пограничными таможенными органами на перевозочных документах.
Подробнее эта тема освещена в статье И. Макалкин "Нулевая ставка НДС по работам и услугам: чего мы ждем?", опубликованной в N 10 журнала "Новая бухгалтерия" за 2007 г.
Вычет при бартере
Можно поздравить тех налогоплательщиков, которые используют в расчетах за приобретенные товары (работы, услуги) собственное имущество (в том числе вексель третьего лица). С 1 января 2008 г. они смогут принимать к вычету НДС в сумме, фактически перечисленной контрагенту на основании отдельного платежного поручения в соответствии с порядком, установленным п. 4 ст. 168 НК РФ (абз. 1 п. 2 ст. 172 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 255-ФЗ ).
Напомним вкратце историю вопроса.
С 1 января 2007 г. при осуществлении товарообменных операций покупатель товаров (работ, услуг) обязан был уплатить предъявленную ему продавцом сумму налога деньгами (п. 4 ст. 168 НК РФ).
Однако при принятии к вычету "входного" НДС покупатель вынужден был руководствоваться п. 2 ст. 172 НК РФ, согласно которому вычетам подлежали суммы налога, уплаченные продавцу, которые исчислялись исходя из балансовой стоимости имущества (с учетом его переоценок и амортизации), переданного в счет оплаты приобретенных товаров (работ, услуг).
Именно на таком подходе настаивали контролирующие органы (см., в частности, письмо Минфина России от 07.03.2007 N 03-07-15/31). И формально они были правы: поскольку порядок предоставления налоговых вычетов регулирует ст. 172 НК РФ, ее нормы имеют приоритет перед нормами п. 2 ст. 168 НК РФ.
Таким образом, если балансовая стоимость передаваемого по бартеру имущества не превышала цену его реализации (без НДС), то покупатель при вычете терял некоторую сумму.
Почему же возникло несоответствие между вышеназванными нормами?
Все дело в том, что положения п. 2 ст. 172 НК РФ были приняты в то время, когда п. 4 ст. 168 НК РФ еще не было и в помине. Тогда фактически уплаченной суммой налога действительно считалась сумма налога, которую нужно было вычленить по расчетной ставке из балансовой стоимости передаваемого имущества. С введением в действие п. 4 ст. 168 НК РФ ситуация изменилась: под фактически уплаченной суммой налога стали понимать ту сумму, которую покупатель перечислил поставщику на основании отдельного платежного поручения. Однако заявить вычет в этой сумме ему мешало ограничение, ранее установленное п. 2 ст. 172 НК РФ.
С принятием Закона N 255-ФЗ несогласованность двух норм устранена и никаких препятствий для вычета НДС в полной сумме больше не существует.
Аванс есть, налога нет
Следующая поправка коснулась порядка определения налоговой базы по НДС при получении авансов.
В настоящее время налогоплательщик обязан включить в налоговую базу по НДС сумму аванса (с учетом налога), полученного в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) (подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ).
Исключением из общего правила являются авансы, полученные в счет предстоящих поставок продукции, длительность производственного цикла изготовления которой составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством РФ), если производитель такой продукции определяет налоговую базу в момент, установленный п. 13 ст. 167 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ).
Вместе с тем указанным производителям предоставлено право выбора момента определения налоговой базы. Так, начислять НДС по отгрузке он вправе при соблюдении ряда условий, в частности если ведет раздельный учет операций и сумм налога, относящихся к подобному производству (п. 13 ст. 167 НК РФ).
Вправе ли изготовитель продукции с длительным циклом производства не включать в налоговую базу по НДС сумму полученного аванса, если он работает методом "по оплате"?
Ведь, выбрав этот метод, он также действует в соответствии с положениями п. 13 ст. 167 НК РФ. Конечно же, не вправе. А вопрос возник в силу некорректной формулировки абзаца второго п. 1 ст. 154 НК РФ.
Закон N 255-ФЗ устранил это недоразумение. В новой редакции п. 1 ст. 154 НК РФ прямо сказано: в налоговую базу не включается сумма аванса, полученного в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых свыше шести месяцев, при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями п. 13 ст. 167 НК РФ.
Кроме того, в указанный пункт включены еще два случая, когда можно не начислять НДС с авансов:
1) если они получены в счет предстоящей отгрузки товаров, которые облагаются по налоговой ставке 0% в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ;
2) если они получены в счет отгрузки товаров, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Отметим, что первый из двух случаев в настоящее время указан в п. 9 ст. 154 НК РФ. То есть принципиально ничего не изменилось.
Что касается второго случая, то он в настоящее время законодательно не урегулирован. Для тех, у кого возникали сомнения по поводу того, что же делать с поступающими авансами в случае осуществления деятельности, освобождаемой от налогообложения, Минфин России разъяснял, что подобные авансы в налоговую базу не включаются (письмо от 03.05.2006 N 03-04-05/06). Теперь это прямо написано в главе 21 НК РФ.
Метод "по оплате" окончательно канул в лету...
Вообще-то от указанного метода было решено отказаться уже два года назад. Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ (далее - Закон N 119-ФЗ) в п. 1 ст. 167 НК РФ были внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2006 г.
Но налогоплательщикам, работавшим по оплате, был дан переходный период продолжительностью в два года. В течение 2006-2007 гг. по товарам, работам, услугам, имущественным правам, реализованным до 1 января 2006 г.:
- налоговая база по НДС определялась по мере поступления денежных средств, полученных в их оплату (п. 2 ст. 2 Закона N 119-ФЗ);
- вычет "входного" НДС предоставлялся при выполнении условий, предусмотренных ст. 171 НК РФ, а также при наличии документов, подтверждающих факт уплаты налога поставщику (п. 8 ст. 2 Закона N 119-ФЗ).
Сумму дебиторской задолженности, выявленную по состоянию на 1 января 2006 г. и не оплаченную в течение этих двух лет, указанные налогоплательщики обязаны включить в налоговую базу по НДС в I квартале 2008 г. (п. 7 ст. 2 Закона N 119-ФЗ).
В том же I квартале 2008 г. могут быть предъявлены к вычету суммы "входного" налога по товарам (работам, услугам), имущественным правам, которые были приняты на учет до 1 января 2006 г. (п. 9 Закона N 119-ФЗ).
И. Кирюшина,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 1, 2, январь, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Соответствующие изменения в ст. 163 НК РФ внесены п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2008 г. (п. 4 ст. 7 Закона N 137-ФЗ).
*(2) Законодатели периодически подправляют указанную статью. К числу последних поправок можно отнести изменения, которые были внесены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ. Не стал исключением и 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16