г. Томск |
|
11 марта 2013 г. |
Дело N А45-27035/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2013 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.
судей Журавлевой В.А., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никитиной А.Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Петрищенко М.С. по доверенности от 10.01.2012 (до 31.12.2013), служебное удостоверение
от заинтересованного лица: Веркутис Н.В. по доверенности от 15.10.2012 (до 14.10.2013), паспорт
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 13 декабря 2012 года по делу N А45-27035/2012 (судья Векшенков Д.В.)
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "Складские технологии"
об аннулировании лицензии Б 097576 от 09.08.2010 г. на осуществление хранения алкогольной продукции,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее МРУ Росалкогольрегулирование, Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением об аннулировании лицензии общества с ограниченной ответственностью "Складские технологии" (далее ООО "Складские технологии", Общество) Б 097576 от 09.08.2010, выданной Управлением Федеральной налоговой службы по Новосибирской области на срок до 25.09.2013, на осуществление хранения алкогольной продукции по адресу обособленного подразделения (склада): 63008, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Петухова, 35/2, литер 22, 1 этаж, помещение N 126, 2 этаж, помещения N N 44, 46.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 13 декабря 2012 года требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, МРУ Росалкогольрегулирование обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на следующие обстоятельства: по делу А45-13019/2012 заявителем является не МРУ Росалкогольрегулирование; согласно постановления апелляционного суда по данному делу не был доказан только факт осуществления оборота Обществом алкогольной продукции с нарушением условий действия лицензии; нарушение положений Технических условий в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции является наршуением условий лицензирования; Обществом предписание не было оспорено в суде; суд не мог выходить за рамки дела об аннулировании лицензии.
Подробно доводы Управления изложены в апелляционной жалобе; представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
ООО "Складские технологии" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая, в том числе, на то, что алкогольная и спиртосодержащая продукция не хранилась в помещениях, следовательно, обязанности по соблюдению Технических условий у Общества не было.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Складские технологии" имеет лицензию Б 097576 на хранение алкогольной продукции, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка 09.08.2010, со сроком действия до 25.09.2013.
Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу проведена внеплановая выездная проверка ООО "Складские технологии" соблюдения обязательных лицензионных требований, установленных действующим законодательством. Основанием для проведения проверки послужило заявление физического лица об осуществлении хранения обществом с нарушением условий, предусмотренных лицензией, по указанному факту было возбуждено в отношении общества дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам административного расследования обществу было выдано предписание N 5225/10-02 от 21.03.2012, по которому в срок до 30.05.2012 необходимо устранить нарушения условий действия лицензии на хранение алкогольной продукции, а именно: - оборудовать складские помещения в соответствии с требованиями подпункта 8 пункта 2 Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртсодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2010 N 59н; - соблюдать требования подпункта 1 пункта 3 Технических условий, а в случае невыполнения данного предписания действие лицензии на хранение алкогольной продукции будет приостановлено.
28 июня 2012 года в связи с невыполнением указанного предписания Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка вынесла решение N 10/216-опт о приостановлении действия лицензии Б 097576 от 09.08.2010 на хранение алкогольной продукции сроком на два месяца.
13 сентября 2012 года Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка вынесено решение N 10/1298-опт об обращении в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии Б 097576 от 09.08.2010 на хранение алкогольной продукции, выданной обществу.
Отказывая в удовлетворении заявленных Управлением требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка оснований ни для вынесения предписания от 21.03.2012 N 5225/10-02 об устранении нарушений требований подпункта 8 пункта 2 и подпункта 1 пункта 3 Технических условий, ни для принятия решения N 10/216-опт от 28.06.2012 о приостановлении действия лицензии Б 097576 от 09.08.2010 на два месяца.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Возможность аннулирования лицензии по заявлению лицензирующего органа предусмотрена пунктом 3 статьи 20 данного Федерального закона о государственном регулировании.
Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является, в том числе неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Согласно статье 3 Федерального закона N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 5 указанного Федерального закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся, в том числе утверждение технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Приказом от 26.10.2010 N 59н Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка утверждены Технические условия в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару (зарегистрирован в Минюсте РФ 21.12.2010 N 19284).
Согласно подпунктам 2 и 8 пункта 2 Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 N 59н (далее- Технические условия), продукция должна храниться в стационарных конструктивно обособленных помещениях, предназначенных исключительно для осуществления приемки, хранения, отпуска и учета продукции (далее - складские помещения), которые соответствуют следующим требованиям: изолированы от служебных, подсобных и иных помещений капитальными стенами либо временными строительными конструкциями (перегородками) высотой от пола до потолка складского помещения; оконные проемы (при их наличии) оборудованы защитными устройствами (жалюзи, карнизами, иными защитными приспособлениями) для защиты от облучения поверхностей и пространств прямыми солнечными лучами.
В силу подпункта 1 пункта 3 Технических условий на площади складского помещения лицензиата не допускается: хранение продукции, не являющейся алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукцией, расфасованной в потребительскую тару.
Статей 26 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, к которым в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ относится запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до 22.07.2011, действуют до окончания срока их действия (часть 11 статьи 5 Федерального закона N 218-ФЗ), однако если место осуществления деятельности лицензиата в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон N 171-ФЗ, перестает соответствовать особым требованиям к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организация-лицензиат обязана прекратить в нем осуществление лицензируемого вида деятельности до приведения его в соответствии с действующими после внесения изменений требованиями. Таким образом, лицензия, выданная до 22.07.2011, действует до окончания установленного в ней срока в отношении лицензиата только при условии соответствия их места осуществления деятельности особым требованиям к осуществлению данного вида деятельности. Отсутствие в тексте самой лицензии перечня лицензионных условий не свидетельствует об отсутствии данных условий как таковых, которые могут содержаться в иных актах, что в силу перечисленных норм права влечет обязанность лицензиата по их соблюдению.
Иное толкование действующего законодательства приведет к нарушению лицензиатами требований и условий при осуществлении деятельности, к которой вместе с тем действующим законодательство предъявлены повышенные требования путем введения ее лицензирования, и, соответственно, к невозможности контроля уполномоченных органов за соблюдением требований законодательства о лицензировании, что не направлено на соблюдение целей лицензирования, заключающихся в предотвращении ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ).
Исходя из изложенных норм права, Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что нарушение положений Технических условий в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции является нарушением условий лицензирования.
Вместе с тем, в силу пункта 1 Технических условий, их положения определяют требования к обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции именно в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
Тогда как из материалов дела следует, что общество осуществляет хранение иной продукции, не являющейся алкогольной, расфасованной в потребительскую тару, а именно: в складе N 126 хранится бытовая техника: холодильники, телевизоры, пылесосы, продукты питания; в складе N 46 - бытовая техника: пылесосы, микроволновые печи; в складе N 44 хранится торговое оборудование и торговый инвентарь: разобранные металлические стеллажи, штабелированные деревянные поддоны; в складах N N 44, 46 и 126 оконные проемы не оборудованы защитными устройствами для защиты от облучения поверхностей и пространств прямыми солнечными лучами.
Из акта внеплановой выездной проверки от 07.06.2012 и фототаблицы к нему видно, на складских помещениях общества не находится алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Доказательств, свидетельствующих о хранении по лицензируемым адресам этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в материалах дела не имеется, следовательно, на момент проведения проверки Обществом не осуществлялось лицензируемого вида деятельности.
Исходя из буквального прочтения положений Технических условий, установленные в них требования, предъявляемые к оборудованию помещений, должны соблюдаться лицензиатом при фактическом осуществлении хранения (оборота) алкогольной и спиртосодержащей продукции в таких помещениях. При этом законом на указанных лиц не возлагается обязанность по оборудованию помещений, определенных в лицензии, в качестве места осуществления деятельности организации, но в которых фактически хранение (оборот) алкогольной и спиртосодержащей продукции не производится.
Согласно вступившего в законную силу решения арбитражного суда от 17.04.2012 по делу N А45-13019/2012 по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу о привлечении ООО "Складские технологии" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявителю отказано в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2012 по указанному делу установлено, что обществом фактически не осуществляется хранение алкогольной продукции на складских помещениях, а в действиях заинтересованного лица по хранению товаров народного потребления, расфасованных в потребительскую тару, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ; судом отмечено, что требования Технических условий, предъявляемые к оборудованию помещений, должны соблюдаться лицензиатом при фактическом осуществлении хранения алкогольной и спиртосодержащей продукции в таких помещениях, законом на указанных лиц не возлагается обязанность по оборудованию помещений, определенных в лицензии, в качестве места осуществления деятельности организации, но в которых фактически хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции не производится.
Таким образом, обязанность лицензиата по соблюдению Технических условий обусловлена не наличием у него лицензии, а фактом хранения алкогольной продукции.
Названные Технические условия связывают обязанность общества по соблюдению установленных требований с фактом хранения алкогольной и спиртосодержащей продукции в складских помещениях ул. Петухова, 35/2, литер 22, 1 этаж, помещение N 126, 2 этаж, помещения N N 44, 46.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка оснований для вынесения предписания от 21.03.2012 N 5225/10-02 об устранении нарушений требований подпункта 8 пункта 2 и подпункта 1 пункта 3 Технических условий, а равно для принятия решения N 10/216-опт от 28.06.2012 о приостановлении действия лицензии Б 097576 от 09.08.2010 на два месяца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что по делу N А45-13019/2012 участвовали иные лица, а равно об установлении по данному делу судом факта нарушения Обществом Технических условий судом признаются несостоятельным; по указанному делу Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Складские технологии" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; суд пришел к выводу, что нарушение положений Технических условий в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции является нарушением условий лицензирования, вместе с тем, судом установлено, что Обществом фактически не осуществляется хранение алкогольной продукции
Указание в апелляционной жалобе на необжалование Обществом предписания Управления не является основанием для признания обжалуемого судебного акта незаконным; рассмотрение судом вопроса о правомерности выдачи соответствующего предписания Управлением и на его основании решения о приостановлении действии лицензии, а равно вопроса об аннулировании лицензии неразрывно связаны между собой.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 13 декабря 2012 года по делу N А45-27035/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-27035/2012
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу
Ответчик: ООО "Складские технологии"