|
г. Москва |
|
|
07 марта 2013 г. |
Дело N А41-4841/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Мордкиной Л.М., Александрова Д.Д.,
при ведении протокола судебного заседания: Нетребской А.С.,
при участии в заседании:
от Клинского районного потребительского общества: Ульянова О.И., по доверенности от 28.01.2013;
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Клину Московской области: Курманов А.В., по доверенности от 09.01.2013 N 02-20/3,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Клинского РАЙПО на решение Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2012 по делу N А41-4841/12, принятое судьей Мясовым Т.В. по заявлению Клинского районного потребительского общества (ОГРН 1025002593164) к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Клину Московской области об обязании инспекции Федеральной налоговой службы по г. Клину Московской области возвратить переплату по налогу на добавленную стоимость в размере 540.515 руб. 40 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Клинское районное потребительское общество (далее - Клинское РАЙПО, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Клину Московской области (далее - ИФНС России по г.Клину Московской области, заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) об обязании возвратить переплату по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 540 515 руб. 40 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.10.2012 г. по делу N А41-4841/12 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, налогоплательщик обжаловал его в Десятый арбитражный апелляционный суд, подав апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 08.10.2012 г. по делу N А41-4841/12 отменить и принять новый судебный акт.
Заинтересованным лицом по делу отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Стороны направили в судебное заседание апелляционного суда своих представителей. Представитель налогоплательщика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель инспекции возражал.
Десятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, материалы дела, заслушав позиции сторон в судебном заседании, полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение Арбитражного суда Московской области оставлению без изменения по следующим основаниям.
Клинское РАЙПО дважды 09.11.2010 и 12.05.2011 (т.2. л.д. 112, т. 1 л.д.33), обращалось в налоговый орган в заявлениями о зачете (возврате) переплаты по пени по НДС в размере 540 515 руб. 40 коп.
Решениями N 533 от 15.11.2010 (т.1. л.д.32) и N 222 от 17.05.2011 (т.1 л.д.27) ИФНС России по г.Клину Московской области в проведении зачета (возврата) отказано в связи с пропуском трехлетнего срока со ссылкой на п.7 ст.78 НК РФ. Решением УФНС России по Московской области от 14.11.2011 решение ИФНС по городу Клину Московской области N 222 от 17.05.2011 г. (т.2 л.д. 106-107) оставлено в силе.
Не согласившись с указанными решениями налогового органа Клинское РАЙПО обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал на пропуск налогоплательщиком, установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ, трехлетнего срока для возврата излишне уплаченных сумм налога.
Апелляционный суд, поддерживая выводы суда о пропуске заявителем указанного срока, считает необходимым указать следующее.
В соответствии со статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне изысканных налогов, пеней, штрафов.
Налоговые органы в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ, заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О пропуск указанного срока не препятствует обращению в суд с иском о возврате (зачете) из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского иска или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст.200 ГК РФ).
В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 08.11.2006 г. N 6219/06, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. N3972/10 следует, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет (ст. 196 ГК РФ) со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Следовательно, вышеуказанные нормы не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате (зачете) из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации. Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08).
Факт наличия переплаты по пени по НДС в размере 540 515 руб. 40 коп. подтверждается актом совместной сверки расчетов от 03.05.2012 N 2257 (т.2 л.д.108-109), декларациями и платежными поручениями и не оспаривается налоговым органом.
Как следует из материалов дела, сумма переплаты по пени по налогу на добавленную стоимость в размере 540 515,56 руб. образовалась за счет излишней уплаты денежных средств платежными поручениями N 582 от 07.08.2006, N 366 от 11.10.2006, N 822 от 21.09.2007, а также за счет программного уменьшения пени в размере 215 159 руб. 60 коп., в связи с предоставлением уточненных деклараций за апрель 2006 года, май 2006 года, июнь 2006 года, июль 2006 года. Оплата пеней по данному налогу в сумме 215 159 руб. 60 коп. Клинским РАЙПО была произведена в августе 2006 года.
В своей апелляционной жалобе налогоплательщик указывает, что, по его мнению, он узнал о наличии переплаты из полученной 19.05.2010 от ИФНС России по г
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.