г. Ессентуки |
|
07 марта 2013 г. |
Дело N А63-18077/2012 |
Резолютивная часть объявлена постановления 04 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на определение Арбитражного суда Ставропольского края от 18 декабря 2012 года по делу N А63-18077/2012 о возвращении заявления,
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737,
о привлечении арбитражного управляющего Боброва Сергея Алексеевича г. Краснодар, ОГРНИП 305231230600010,
к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (судья Борозинец А.М.),
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю: Попов С.С. по доверенности N 5 от 09.01.2013;
от арбитражного управляющего Боброва С.А. не явка, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Боброва Сергея Алексеевича г. Краснодар, ОГРНИП 305231230600010, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 18 декабря 2012 года о возвращении заявления Управлению Росреестра по СК возвращены заявление, материалы дела и протокол об административном правонарушении от 18 октября 2012 N 01812612 для исправления.
В определении указано, что после устранения недостатков протокол об административном правонарушении в соответствии с пунктом 3 статьи 28.8. КоАП РФ необходимо возвратить.
Не согласившись с определением, Управление Росреестра подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить определение суда как принятое с нарушением норм права. Считает, что суд неправильно применил нормы процессуального права, дал оценку доказательствам на стадии принятия дела к производству, пришел к необоснованному выводу об отсутствии события правонарушения, на отсутствие должного уведомления, дал немотивированное указание о допросе свидетелей, составления протокола осмотра вещей и необходимость представления подлинных материалов административного дела.
Выслушав представителя лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что определение Арбитражного суда Ставропольского края от 18 декабря 2012 года подлежит отмене.
Из материалов дела усматривается.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Боброва Сергея Алексеевича г. Краснодар, ОГРНИП 305231230600010, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К заявлению прилагался подлинный протокол об административном правонарушении N 0812612 от 08.10.2012 и материалы в количестве 34 наименований (том 2 л.д. 1-207).
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 18 декабря 2012 года о возвращении заявления Управлению Росреестра по СК возвращены заявление, материалы дела и протокол об административном правонарушении от 18 октября 2012 N 01812612 для исправления.
Статьей 24 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации, осуществлять функции, установленные в пункте 4 названной статьи, а также иные функции, установленные настоящим Федеральным законом, при проведении процедур банкротства обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно части 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении суд выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
В силу пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В протоколе об административном правонарушении от 18.10.2012 указаны:
- дата и место его составления 18.10.2012 г. Ставрополь, ул. Комсомольская, 58
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол: ведущий специалист-эксперт отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Исакова М.Л. Должность Исаковой М.Л. включена в Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 N 178 (в редакции от 11.01.2011 N2).
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении: арбитражный управляющий Бобров Сергей Алексеевич, исполнявший обязанности конкурсного управляющего ООО "Айвенго", указаны дата и место рождения, паспортные данные, место регистрации;
- место, время совершения и событие административного правонарушения: при осуществлении процедуры конкурсного производства в отношении ООО "Айвенго" г. Георгиевск, ул. Октябрьская, 47 в период исполнения обязанностей конкурсного управляющего Бобров С.А. нарушил требования статьи 29, 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" при наличии вступившего в законную силу определения АС СК от 16.12.2011 о признании недействительной сделки по передаче рамопильного станка ОРП ТS 5123137-195 в счет погашения задолженности ООО "Айвенго" перед ООО "Викинг", завершения исполнительских действий, в результате которых директор ООО "Викинг" Григорян Г.А. передал рамопильный станок представителю ООО "Айвенго" конкурсный управляющий указывал в отчетах недостоверную информацию: в отчетах от 23.08.2012, от 20.09.2012 о ведении претензионной работы, а сведения о передаче станка не отражены; в отчетах от 21.06.2012, 23.08.2012, 20.09.2012 указал, что требования о признании недействительными сделок не заявлялись; не указал расшифровку включенных в конкурсную массу запасов; в расшифровке основных средств не указан рамопильный станок; в протоколы от 23.05.2012 и 20.07.2012 не включена позиция уполномоченного органа, касающаяся предложений и замечаний к деятельности конкурсного управляющего относительно рамопильного станка;
- статья настоящего КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение - часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ, нормы Закона о банкротстве, иные нормы права;
- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, в протоколе не указано, так как он не присутствовал при составлении протокола, но в приложении к заявлению имеются пояснения Боброва С.А. от 16.10.12;
- иные сведения, необходимые для разрешения дела: в протоколе указаны доказательства, которыми подтверждается правонарушение;
- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, - не имеется.
Апелляционный суд приходит к выводу, что в протоколе об административном правонарушении указаны все необходимые сведения, указанные в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, место, время, событие административного правонарушения, поэтому у суда первой инстанции отсутствовали основания для возвращения заявления Управления.
При принятии определения суд первой инстанции руководствовался пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ и пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4. КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано: " Установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь статьей 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу.
При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 и частью 2 статьи 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
При этом суд первой инстанции не учел, что протокол составлен правомочным лицом, а в протоколе имеются все необходимые сведения, предусмотренные частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, а потому положения пункта 4 части 1 статьи 29.4. КоАП РФ и пункта 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 в данном случае не подлежат применению.
Вывод суда об отсутствии в протоколе доказательств события административного правонарушения, о месте и времени составления протокола, описание нормативных актов противоречат содержанию протокола.
Указание суда административному органу о том, что должностному лицу, проводящему расследование, необходимо произвести осмотр и изъятие отчетов управляющего, допросить свидетелей, установить стоимость станка и размер ущерба выходит за пределы полномочий, предоставленных суду статьями 202-204 АПК РФ, частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, статьей 29.4 КоАП РФ при решении вопроса о принятии к производству заявления административного органа о привлечении к административной ответственности.
Суд первой инстанции не учел, что в соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Суд первой инстанции, указывая административному органу собрать дополнительные доказательства, в том числе представить подлинники доказательств, имеющихся в приложении к протоколу, не учел, что эти обстоятельства подлежат установлению в ходе судебного заседания.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возврата протокола и материалов подтвердились. Позиция апелляционного суда соответствует судебной практике: Определение ВАС РФ от 21.07.2010 N ВАС-9219/10 по делу N А65-27896/2009-СА3-48, постановление ФАС СКО от 08.10.2010 по делу А63-2319/2010, от 20.12.2012 по делу А63-11707/2012.
В соответствии с пунктом 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 4 статьи 272 АПК РФ арбитражный суд по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции вправе:
1) оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения;
2) отменить определение арбитражного суда первой инстанции и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции;
3) отменить определение полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Суд первой инстанции неправильно применил нормы права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, что является основанием для отмены судебного акта и направления вопроса на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ставропольского края от 18 декабря 2012 года по делу N А63-18077/2012 отменить.
Дело направить в Арбитражный суд Ставропольского края для решения вопроса о принятии к производству заявления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 22.10.2012 о привлечении арбитражного управляющего Боброва Сергея Алексеевича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13. КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-18077/2012
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю
Ответчик: Конкурсный управлющий Бобров Сергей Алексеевич
Третье лицо: Бобров Сергей Алексеевич
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2013 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-18077/12
31.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2683/13
07.03.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-223/13
18.12.2012 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-18077/12