г. Саратов |
|
12 марта 2013 г. |
Дело N А57-17110/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
при участии заявителя: Харченко К.Н., действующего на основании доверенности от 29 июня 2012 года N 131; Администрации: Абушевой Г.А., действующей на основании доверенности от 07 марта 2013 года N 01-03/24; Комитета по управлению имуществом города Саратова: Маркеловой Д.А., действующей на основании доверенности от 07 ноября 2012 года N з-15/-14265,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лавр", ОГРН 1036405006153, ИНН 6450008515 (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 25 декабря 2012 года по делу N А57-17110/2012 (судья Топоров А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лавр", ОГРН 1036405006153, ИНН 6450008515 (г. Саратов)
к администрация муниципального образования "Город Саратов", ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003 (г. Саратов)
о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 01.06.2012 N 1221 "Об отказе ООО "Лавр" в предоставлению в аренду на 49 лет земельного участка в Кировском районе, занимаемого автостоянкой,
заинтересованные лица: Комитет по управлению имуществом города Саратова, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860 (г. Саратов), Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004 (г. Саратов),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лавр" обратилось в арбитражный суд к администрации муниципального образования "Город Саратов с заявлением о признании недействительным постановления от 01 июня 2012 года N 1221 "Об отказе ООО "Лавр" в предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка в Кировском районе, занимаемого автостоянкой".
Решением арбитражного суда Саратовской области от 25 декабря 2012 года в удовлетворении заявленного обществом с ограниченной ответственностью "Лавр" требования отказано.
С общества с ограниченной ответственностью "Лавр" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 2 000 рублей.
ООО "Лавр" не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит принятое по делу решение отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела указанное лицо извещено надлежащим образом. В материалах дела имеется уведомление N 94143, в соответствии с которым почтовое отправление вручено адресату 12 февраля 2013 г. Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на сайте суда в сети Интернет 01 февраля 2013 года.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации г. Саратова N 180-112 от 18 апреля 1994 года, между администрацией г. Саратова индивидуальной частной фирмой Дементьева А.В. "Лавр" 02 июня 1994 года был заключен договор N 453 аренды земельного участка, площадью 5 889 кв. м,, с кадастровым номером 64:48:030219:0092, расположенного по адресу: г. Саратов, 6-ой Соколовогорский, б/н, на срок 15 лет, занимаемого платной автостоянкой.
Индивидуальная частная фирма Дементьева А.В. "Лавр" реорганизована в общество с ограниченной ответственностью "Лавр", что объективно подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц N 059527 от 09 июля 2012 года.
ООО "Лавр", являясь собственником здания - продовольственного магазина площадью 78,8 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, 6-й Соколовогорский проезд, д. 14, литер В; здания - магазина автозапчастей, площадью 432 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, 6-й Соколовогорский проезд, д. 14, литер Б, здания административно-управленческого назначения, площадью 307,5 кв.м. расположенного по адресу: г. Саратов, 6-й Соколовогорский проезд, д. 14, литер А, 14 августа 2009 года обратилось в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 5 889 кв.м. с кадастровым номером 64:48:030219:0092, с разрешенным использованием "платная автостоянка", занятого указанным объектами недвижимого имущества.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением арбитражного суда Саратовской области от 10 апреля 2012 года по делу N А57-15760/2011, принятым по заявлению ООО "Лавр" об оспарвиании бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов", выраженного в уклонении от принятия решения о предоставлении ООО "Лавр" в аренду сроком на 49 лет земельного участка, площадью 5 889 кв. м,, с кадастровым номером 64:48:030219:0092, расположенного по адресу: г. Саратов, 6-ой Соколовогорский, б/н.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
01 июня 2012 года администрацией принято постановление N 1221 "Об отказе ООО "Лавр" в предоставлении в аренду на срок 49 лет земельного участка в Кировском районе, занимаемого автостоянкой".
Не согласившись с постановлением и полагая, что указанный ненормативный правовой акт нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Лавр" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд Саратовской области.
Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения заявленных требований необходимо наличие двух условий, это не соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которой обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что целевое назначение земельного участка с кадастровым номером 64:48:030219:92 определенное договором аренды N 453 от 02 июня 1994 г., что исключает какое-либо строительство на нем объектов недвижимого имущества. При этом, суд указал, что оспариваемый ненормативный правовой акт принят компетентным органом в соответствии с действующим законодательством.
Как правильно установил суд первой инстанции, изначально испрашиваемый участок был предоставлен в аренду индивидуальной частной фирме Дементьева А.В. "Лавр" под размещение платной автостоянки, т.е. предоставление земельного участка в аренду не было связано с использованием его для целей строительства. Создание на земельном участке объектов недвижимого имущества не изменяет вид разрешенного использования земельного участка.
Разрешая вопрос о наличии правовых оснований для предоставления Заявителю земельного участка в порядке реализации исключительного права, предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд правильно пришел к выводу о том, что в силу положений абзаца второго части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право может возникнуть лишь только на ту часть земельного участка, которая занята строением и необходима для его использования, с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка занятого объектом недвижимого имущества, определяется с учетом красных линий.
Однако, как установлено арбитражным судом, общая площадь застройки, занятая объектами недвижимого имущества, принадлежащим Заявителю на праве собственности, значительно меньше площади испрашиваемого земельного участка, что не согласуется с положениями статей 33, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Материалами дела установлено, что земельный участок под строительство и размещение объектов недвижимости не формировался, что не позволяет сделать вывод о том, что его размер, необходимый для размещения и эксплуатации объектов недвижимости, определен компетентным органом.
Суд при принятии решения правильно применил нормы градостроительного законодательства.
В соответствии положениями части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
Положения части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяют, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационных систем градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" (Правила), которые содержат карту градостроительного зонирования территории города Саратова.
Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
В соответствии с Картой градостроительного зонирования, являющейся частью Правил, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен на территориях общего пользования, что подтверждается представленным фрагментом карты градостроительного зонирования муниципального образования "Город Саратов".
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Право органов местного самоуправления определять порядок использования земельных участков, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, в том числе и в местах общего пользования закреплено в пункте 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанный пункт предусматривает возможность установления органами местного самоуправления перечня объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования.
Решением Саратовской городской Думы от 27.05.2010 г. N 51-606 утверждено Положение "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов".
Согласно пункту 1.6 указанного Положения земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, занятые объектами недвижимости, существовавшими на законных основаниях до вступления в силу настоящего Положения, используются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" без права увеличения площади и строительных объемов таких объектов.
Таким образом, действующим законодательством в целях обеспечения права органов местного самоуправления на планирование территории муниципального образования и размещения объектов общего пользования в границах соответствующих территорий, в том числе и в перспективе, запрещено предоставление земельных участков в границах мест общего пользования, в том числе и под объектами недвижимого имуществ, существовавших на незаконных основаниях до вступления в силу Положения "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов" (до 02.06.201 г.).
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 3.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, расположенные на территории общего пользования.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" и определенными в системе координат местами расположения испрашиваемого заявителем земельного участка, они расположены в красных линиях, то есть в местах (территории) общего пользования.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
При названных обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для вывода о том, что земельный участок с кадастровым номерам 64:48:030219:92, относящийся к землям (территориям) общего пользования, может быть выделен из земель общего пользования и предоставлены в пользование на условиях аренды ООО "Лавр".
Выводы суда соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 12 апреля 2011 года N 15248/10.
Апелляционная жалоба ООО "Лавр" содержит доводы, которым суд первой инстанции дал оценку. Несогласие с выводами суда само по себе не является основанием для отмены судебного акта. Податель апелляционной жалобы не представляет новых доказательств и на наличие таковых не ссылается, не указывает на то, какому из доводов не была дана оценка. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции при принятии решения полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу заявленных требований. Нормы материального права применены судом правильно. При принятии решения нарушений норм процессуального права не допущено.
Оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не имеется. Апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Лавр" подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 25 декабря 2012 года по делу N А57-17110/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лавр" (г. Саратов) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-17110/2012
Истец: ООО "Лавр"
Ответчик: Администрация МО "Город Саратов", КУИ г. Саратова
Третье лицо: КГАиКС МО Город Саратов