Налогообложение затрат на корпоративные мероприятия
Многие компании сегодня, поддавшись модным веяниям, проводят мероприятия, сплачивающие коллектив. Такое времяпровождение называют team-building. Включать в себя оно может многое - все зависит от фантазии и финансовых возможностей заказчика.
Можно попробовать включить в расходы
Понятно, что большинство из этих затрат учесть в расходах по налогу на прибыль нельзя - трудно доказать их экономическую обоснованность. Однако в отношении части потраченных денег такую попытку предпринять можно.
Больше всего шансов учесть в расходах затраты на обучение работников. Для этого есть соответствующая нормативно-правовая база. Ведь сотрудники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям (ст. 197 ТК РФ). При этом работодатель сам определяет свои потребности в профессиональной подготовке и переподготовке кадров (ст. 196 ТК РФ). Обратите внимание, что к расходам в целях налога на прибыль нельзя отнести затраты на организацию развлечений, отдыха или лечения (п. 3 ст. 264 НК РФ).
Нужно учитывать, что затраты далеко не на всякую учебу можно учесть в составе расходов по налогу на прибыль. По общему правилу затраты на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, разрешено относить к числу прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако, чтобы включить потраченные деньги в расходы, нужно соблюдать несколько условии, прямо предусмотренных НК РФ:
у вас должен быть договор с образовательным учреждением, получившим государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
подготовку (переподготовку) должны проходить работники, состоящие в штате компании;
программа обучения должна способствовать повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности компании (п. 3 ст. 264 НК РФ).
Больше всего проблем возникает с третьим пунктом. Ведь, как правило, изначально корпоративное мероприятие планируется как нечто, напрямую с выполняемой сотрудниками работой не связанное. Поэтому и обучение в большинстве случаев состоит из различных психологических и развивающих тренингов. Связь таких занятий и должностных обязанностей работников очень косвенная. Конечно, всем сотрудникам важно владеть навыками борьбы со стрессом, оптимальной организации рабочего времени и т.п. Однако учет затрат на такую учебу в расходах по налогу на прибыль грозит спором с налоговым органом. И доказывать свою правоту и приводить аргументы в свою защиту скорее всего придется в суде.
Корпоративное мероприятие, представительские функции и реклама
Многие бухгалтеры не могут устоять перед соблазном учесть расходы на корпоративное мероприятие как представительские или как рекламные. Но такой подход к делу имеет много подводных камней. В итоге желание сэкономить может дорого стоить компании. И причина вот в чем.
НК РФ четко устанавливает, какие расходы можно считать представительскими. Это затраты, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). Нужно учитывать, что перечень представительских расходов строго очерчен. Официально принимать и обслуживать можно представителей других компаний, которые участвуют в переговорах для установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества. Кроме того, в этот круг лиц входят участники, прибывшие на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа компании, независимо от того, где будет проходить такое мероприятие. К числу представительских можно отнести расходы на официальный прием (завтрак, обед и т.п.) для перечисленных лиц, транспорт, который доставит всех этих лиц к месту проведения мероприятия, буфетное обслуживание в ходе переговоров. А также оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате компании, которые обеспечивают перевод в ходе подобных мероприятий.
Логично, что организация корпоративного мероприятия для собственных сотрудников под это определение не подпадает. По нашему мнению, ситуацию не спасут и какие-то дополнительные меры. Например, приглашение на корпоративное мероприятие представителей сторонних организаций и подписание по его итогам нескольких важных договоров. Риск спора с налоговыми органами при включении таких затрат в представительские расходы все равно остается очень высоким. К тому же судебная практика по вопросу отнесения различных затрат к числу представительских складывается по-разному. Но обратите внимание, что расходы, связанные с приемом представителей филиалов и работников общества, прибывших для решения производственных вопросов, не подлежат включению в состав представительских расходов (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.08.06 N А33-26560/04-СЗ-Ф02-3935/06-С1, А33-26560/04-СЗ-Ф02-4272/06-С1).
Еще один вариант учета расходов - сделать попытку доказать, что корпоративное мероприятие по сплочению коллектива - это реклама. И все, кто увидит, как радостно и дружно играют и празднуют работники вашей компании, сразу поймут, какая ваша организация замечательная. Но здесь шансов найти понимание у налоговых инспекторов еще меньше. Ведь реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе"). Чиновники считают, что расходы на проведение подобных мероприятий этому определению не соответствуют (письмо Минфина России от 11.09.06 N 03-03-04/2/206).
Поэтому для того, чтобы посчитать такие расходы рекламными, нужно как минимум пригласить на ваше корпоративное мероприятие всех желающих. Но это уже будет совсем другой праздник.
Что в расходах учесть никак нельзя
Как мы уже отмечали выше, часть затрат на корпоративный праздник, тем или иным способом еще можно попробовать учесть в расходах по налогу на прибыль. Но в отношении отдельных сумм бухгалтеру нужно просто смириться с мыслью о невозможности их учесть в целях налогообложения. К числу таких сумм можно смело относить стоимость организации всевозможных игр (командообразующих, пейнтбол и т.п.), еды для сотрудников, праздничного фейерверка и аналогичные расходы.
Ведь расходы на оплату посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников, при определении налоговой базы не учитываются (п. 29 ст. 270 НК РФ). И придумать аргументы, которые помогли бы исправить ситуацию, довольно сложно.
Действительно, с позиций менеджера по кадрам, проведенный корпоративный праздник имеет деловую цель и экономически оправдан. Его итогом будет лучшее взаимодействие между сотрудниками, повышение в их глазах престижа компании, в которой они работают. В результате все это позволит повысить прибыль компании. Но вероятнее всего налоговый инспектор эти аргументы не воспримет. И убедить его можно, только предоставив ему конкретные доказательства улучшения производительности и взаимодействия работников в коллективе. Полагаем, что в такой ситуации нужно проявить недюжинную изобретательность, демонстрируя графики, диаграммы и таблицы. Если вы не готовы к этому, то лучше подобные затраты при налогообложении прибыли не учитывать.
О чем надо помнить
Корпоративное празднование таит в себе еще одну опасность: посещая корпоративные мероприятия, сотрудники фактически получают доход в натуральной форме безвозмездно. И следовательно, с этих сумм необходимо заплатить НДФЛ (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Чиновники считают, что это правило затрагивает и случаи участия работников в корпоративных праздниках (письмо Минфина России от 04.03.05 N 03-05-01-04/51). Эту позицию поддерживают и суды (см. например, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.06 N А12-16927/05-С50).
Хотя и здесь есть свои нюансы. Ведь все работники принимают одинаковое участие в корпоративном мероприятии. А если питание сотрудников организовано в виде шведского стола, то определить, сколько напитков и еды употребил каждый работник, сложно. Рассматривая схожий спор, судьи Высшего арбитражного суда отметили, что в таком случае нельзя персонально определить размер дохода в натуральной форме, полученного каждым физическим лицом, принявшим участие в мероприятии и получившим доход в натуральной форме в виде материального блага. Поэтому не нужно начислять и НДФЛ на суммы полученного дохода (п. 8 информационного письма Президиума ВАС России от 21.06.99 N 42). Правда, минус этого решения в том, что оно было принято в период действия старого, отмененного на сегодняшний день закона.
Впрочем, этот аргумент в любом случае можно использовать в случае возникновения спора с налоговиками. Тем более что его поддерживают некоторые федеральные арбитражные суды (см. например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 01.11.06 N А56-2227/2006 и Западно-Сибирского округа от 01.03.06 N Ф04-685/2006(20075-А45-6)). Нужно учитывать, что это всего лишь судебные решения по отдельным случаям. И гарантировать победу именно вам никто не может.
Обратите внимание, что призы для корпоративного праздника в расходах по налогу на прибыль учесть нельзя. Но зато если их стоимость не превышает 4000 руб. на одного сотрудника в год, то с них не нужно платить НДФЛ (п. 28 ст. 217 НК РФ).
Е. Ситникова,
кандидат юридических наук,
старший консультант БДО Юникон
"Практический бухгалтерский учет", N 12, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455