Может ли дежурный инспектор ВАИ
задержать военное транспортное средство?
Задержание транспортного средства (ст. 93 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации) - мера пресечения, направленная на прекращение эксплуатации неисправного транспортного средства либо транспортного средства, выпущенного из автомобильного парка воинской части в нарушение требований Руководства о порядке использования автомобильной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации в мирное время*(1).
Указанное Руководство определяет порядок планирования и учета использования автомобильной техники в видах Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округах, на флотах, в родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, возможность предоставления на безвозмездной основе для перевозки грузов и пассажиров грузовых автомобилей и пассажирских автобусов, особенности использования автомобильной техники при вооруженных конфликтах и в условиях чрезвычайного положения, особенности организации подвоза материальных средств автомобильным транспортом, организации контроля и материального стимулирования личного состава за эффективное использование автомобильной техники и экономию горючего, ответственность за нарушение порядка использования автомобильной техники.
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации в ст. 374 определяет, что машины выпускаются из парка по утвержденному накануне командиром полка наряду, технически исправные и обслуженные, с закрепленными за ними водителями, имеющими документ, удостоверяющий личность водителя и право на управление машиной, прошедшими предрейсовый медицинский осмотр и допущенными в рейс, с оформленными путевыми листами, подписанными заместителем командира полка по вооружению (должностным лицом, ответственным за эксплуатацию вооружения и военной техники), и имеющими отметку начальника контрольно-технического пункта об исправном состоянии машины, а также отметку дежурного по парку о показаниях спидометра и времени выпуска из парка.
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения*(2) устанавливает Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Этот Перечень исчерпывающий и запрещает эксплуатацию транспортных средств, если последние не соответствуют требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки" (утверждено постановлением Госстандарта России от 1 февраля 2001 г. N 47-ст).
В силу требований ст. 12.5, ч. 3 ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 93 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации дежурный инспектор ВАИ вправе задержать транспортное средство и направить его на гарнизонный сборный пункт задержанных машин, если им в ходе досмотра будет выявлена хотя бы одна неисправность, приведенная в указанном выше Перечне.
Для законного и обоснованного применения указанной меры дисциплинарного пресечения в отношении военнослужащих дежурный инспектор ВАИ должен обладать специальными познаниями в области порядка эксплуатации транспортных средств.
Вместе с тем, в Вооруженных Силах Российской Федерации согласно статье 85 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации для контроля за соблюдением правил дорожного движения водителями транспортных средств воинских частей в гарнизоне, на прилегающих к нему дорогах и в населенных пунктах, а также для поддержания порядка в использовании автомобильной техники приказом начальника гарнизона назначается военная автомобильная инспекция гарнизона в составе:
- начальник ВАИ;
- его заместитель;
- инспектора ВАИ (старшие инспектора);
- начальник гарнизонного сборного пункта задержанных машин.
Абзац 2 указанной статьи определяет, что инспекторами ВАИ назначаются офицеры и прапорщики (мичманы) автомобильной службы, а также офицеры и прапорщики (мичманы) других родов войск и служб воинских частей гарнизона, знающие правила дорожного движения и материальную часть автомобильной техники.
Из содержания приведенной нормы представляется возможным выделить обязательные требования, предъявляемые к инспекторам ВАИ. К ним относятся:
- наличие воинского звания офицера или прапорщика;
- знание правил дорожного движения и материальной части автомобильной техники;
- наличие приказа начальника гарнизона о создании ВАИ гарнизона, которым соответствующие офицеры и прапорщики назначены инспекторами ВАИ.
Однако приказ Министра обороны Российской Федерации "О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Министерстве обороны Российской Федерации" от 31 октября 2005 г. N 453 утверждает Перечень должностных лиц из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на штатных воинских должностях в военных автомобильных инспекциях, уполномоченных применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в котором определено, что инспектор ВАИ - штатная должность, порядок и основания назначения на которую определены Положением о порядке прохождения военной службы*(3).
Следовательно, несение службы в наряде согласно Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации в качестве инспектора ВАИ возлагается на военнослужащих, исполняющих должностные обязанности инспекторов ВАИ, и является специальной обязанностью указанных должностных лиц, которая не может возлагаться на других военнослужащих*(4).
Итак, может ли дежурный инспектор ВАИ задержать военное транспортное средство? Может, при наличии нескольких условий:
1) дежурный инспектор ВАИ должен состоять в штате ВАИ гарнизона;
2) он должен обладать специальными познаниями в области правил эксплуатации транспортных средств;
3) он должен знать Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, и требования Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки".
А.С. Ковалев,
адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права
Военного университета, капитан юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Министра обороны Российской Федерации "О порядке использования автомобильной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации в мирное время" от 29 декабря 2004 г. N 450.
*(2) Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О правилах дорожного движения" от 23 октября 1993 г. N 1090.
*(3) Указ Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 г. N 1237.
*(4) Ковалев. А.С. Кто такой инспектор ВАИ, и какие у него права? // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 8. С. 37 - 38.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Может ли дежурный инспектор ВАИ задержать военное транспортное средство?
Автор
А.С. Ковалев - адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2007, N 11