Оказание помощи органам внутренних дел:
право или обязанность военнослужащих?
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются основными обязанностями государства. Видимо, с учетом в основном только этих конституционных положений в нашем обществе сложилось устоявшееся мнение, что борьба с нарушениями правопорядка является уделом исключительно правоохранительных органов.
Однако, согласно ч. 2 ст. 6 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обладает всеми правами, свободами и несет равные обязанности. В соответствии с ч. 2 ст. 45 Основного закона каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. При этом, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации).
Законодательство Российской Федерации лишь в самом общем виде регулирует вопросы обеспечения указанных конституционных прав и свобод граждан.
Так, например, в соответствии с подп. "о" п. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ военнослужащие, а также граждане, проходящие военные сборы, в случаях оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам*(1) по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности считаются исполняющими обязанности военной службы.
Следует напомнить, что оказание помощи органам внутренних дел и иным правоохранительным органам не является новеллой военного законодательства. Так, согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил СССР (1960) военнослужащий обязан был всемерно содействовать защите чести и достоинства граждан, оказывать им помощь при несчастных случаях и бедствиях, оказывать содействие лицам, несущим гарнизонную, караульную или сторожевую службу*(2). Подобное положение было отражено и в ст. 3 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил СССР (1975).
Согласно подп. "н" п. 1 ст. 36 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. N 4455-I (утратил силу) военнослужащий считался исполняющим обязанности военной службы, в частности, в случае оказания помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка. При этом, если военнослужащий находился вне расположения воинской части на отдыхе, в увольнении или отпуске или самовольно вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места службы, в случаях оказания помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка он считался исполнявшим обязанности военной службы.
В соответствии со ст. 12 Временного устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащие при исполнении обязанностей в служебное время, а при необходимости и во внеслужебное время имели право применять и использовать оружие:
- для отражения нападения на охраняемые государственные объекты;
- для пресечения попытки насильственного завладения оружием;
- для защиты гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;
- для защиты гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;
- для задержания лица, совершившего преступление, оказывающего вооруженное сопротивление либо застигнутого при совершении тяжкого преступления, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия.
Необходимо отметить, что оказание помощи военнослужащими органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности проистекает из организационно-правовых особенностей Вооруженных Сил Российской Федерации, обусловливаемых, в свою очередь, их сущностью - способностью применять силу для защиты человека, гражданина, Отечества.
Во-первых, военнослужащие достаточно часто оказываются в ситуациях, когда кому-либо требуется помощь, не терпящая отлагательства, и получить ее, кроме как от них, неоткуда по причине отсутствия соответствующих служб или их представителей (их нет вообще либо обращение к ним ограничено или невозможно), отдаленности районных центров и населенных пунктов.
Во-вторых, военная служба несется круглосуточно, без выходных и праздничных дней, как на территории воинской части, так и за ее пределами (гарнизонная служба).
В-третьих, органы военного управления имеют достаточно широкие возможности централизованной передачи и получения информации, связи, транспортные возможности.
В-четвертых, военнослужащих можно быстро мобилизовать.
Как видно из содержания подп. "о" п. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", законодатель предусмотрел возложение на военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы задач, которые согласно ст. 3 Закона Российской Федерации "О милиции" от 18 апреля 1991 г. N 1026-I, а также п. 2 Положения о МВД России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 927, характерны для Министерства внутренних дел Российской Федерации и подведомственных ему органов внутренних дел, а именно:
- защита прав и свобод человека и гражданина;
- охрана правопорядка;
- обеспечение общественной безопасности.
Выполнение аналогичных задач в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ возложено на внутренние войска МВД России.
Защита прав и свобод рассматривается как деятельность, направленная на предупреждение или восстановление нарушенных прав и свобод. Иными словами, речь идет о помощи, оказываемой военнослужащими органам внутренних дел и иным правоохранительным органам в предотвращении готовящихся нарушений прав и свобод человека и гражданина или восстановлении уже нарушенных, ущемленных прав и свобод человека и гражданина. В качестве примеров можно привести достаточно типичные случаи помощи милиции: в задержании граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов, в охране имущества, оставшегося или вынесенного с места аварии, катастрофы или стихийного бедствия, поддержание общественного порядка в пределах гарнизона.
Если же права и свободы человека и гражданина не ущемлены, то оказание подобной помощи военнослужащими должно поощряться, но не может становиться их задачей или обязанностью. Речь идет о таких видах помощи, как предоставление различных справок, консультаций, рекомендаций и т.п.
Следующие задачи военнослужащих связаны с оказанием помощи в охране правопорядка и обеспечением общественной безопасности.
По мнению М.Н. Марченко, правопорядок - это объективно обусловленное состояние, свойство социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью и урегулированностью системы правовых отношений и связей, основанных на реализации демократических, гуманистических принципов и нормативных основ права и законности; прав, свобод и обязанностей всех субъектов*(3).
Общественная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность*(4).
Задача по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности сегодня главным образом возлагается на патрульно-постовую службу милиции, которая входит в состав милиции общественной безопасности и выполняет функции охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах, объектах транспорта и в иных общественных местах и осуществляется специально назначаемыми нарядами милиции. В теории и практике термин "патрульно-постовая служба" (ППС) используется в двух значениях: как вид деятельности специальных нарядов милиции по охране общественного порядка и как совокупность аппаратов, частей и подразделений, обеспечивающих охрану общественного порядка. Оба значения с разных сторон раскрывают содержание ППС. Организация и порядок осуществления ППС весьма подробно урегулированы Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, утвержденным приказом МВД России от 18 января 1993 г. N 17.
Формы участия военнослужащих при оказании помощи органам внутренних дел или иным правоохранительным органам, как и прежде, конкретизированы в Уставе внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140 (далее - УВС ВС РФ).
В соответствии со ст. 12 УВС ВС РФ военнослужащие при исполнении обязанностей в служебное время, а при необходимости и во внеслужебное время имеют право применять и использовать оружие:
- для отражения нападения на охраняемые государственные объекты, а также на иные расположения гражданских объектов инфраструктуры, транспортные средства;
- для пресечения попытки насильственного завладения гражданским или служебным оружием;
- для защиты гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;
- для защиты чести и достоинства граждан, а также оказания им помощи при несчастных случаях, пожарах и стихийных бедствиях;
- для задержания лица, совершившего преступление либо застигнутого при совершении тяжкого и опасного преступления, оказывающего сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законные требования сотрудников органов внутренних дел и иных правоохранительных органов.
Также следует отметить, что перечень форм и случаев оказания военнослужащими помощи органам внутренних дел и иным правоохранительным органам в настоящее время не является исчерпывающим.
Учитывая изложенное, необходимо отметить, что в случаях оказания помощи органам внутренних дел и другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности военнослужащие не приобретают статуса сотрудника милиции или иных правоохранительных органов.
Данный вывод находит также подтверждение в ст. 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I, в соответствии с которым статусом сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации обладают граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД России, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
При анализе помощи, оказываемой военнослужащими органам внутренних дел и другим правоохранительным органам, возникает вопрос: военнослужащий вправе оказывать помощь или же это его обязанность?
Безусловно, военнослужащий, оказывающий помощь органам внутренних дел и иным правоохранительным органам при выполнении приказа командира (начальника) или находясь в суточном или гарнизонном нарядах, будет считаться исполняющим обязанности - специальные обязанности (ст. 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ст. 22 УВС ВС РФ). Но можно ли считать военнослужащего обязанным оказывать помощь органам внутренних дел и иным правоохранительным органам в случаях нахождения военнослужащего на отдыхе, в увольнении или отпуске или самовольно вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места службы?
На данный вопрос частичный ответ был приведен в п. 2 ст. 36 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" 1993 г. В указанных случаях военнослужащий, оказавший помощь, считался находившимся при исполнении обязанностей военной службы.
Изменения военного законодательства на протяжении последних 40 лет не во всех случаях оказались обоснованными и необходимыми. В результате таких изменений обязанность военнослужащего оказывать помощь гражданам в защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечении общественной безопасности фактически была подменена понятием "право военнослужащего".
Сегодня оказание рассматриваемой помощи человеку и гражданину де-юре является общей обязанностью военнослужащего. Такой вывод можно сделать исходя из анализа части 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации, ст. 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ст. 13 УВС ВС РФ. Де-факто - отсутствие понятной формулировки указанной обязанности и ясных пределов ее действия в современном законодательстве в совокупности с отсутствием механизма привлечения военнослужащих к юридической ответственности за неисполнение рассматриваемой обязанности свело действие данной обязанности на нет.
В связи с вышеизложенным представляется необходимым внесение соответствующих изменений в военное законодательство.
А.В. Титов,
адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права
Военного университета, старший лейтенант юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Под правоохранительными органами понимаются государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции, арбитража // Большой энциклопедический словарь. СПб., 1998. С. 952.
*(2) Артамонов Д.Н., Побежимов И.Ф. Общевоинские уставы - свод правил поведения и деятельности военнослужащих. М., 1964. С. 22, 23.
*(3) Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976. С. 54.
*(4) Васильев А.М. Правовые категории. М., 1976. С. 126.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оказание помощи органам внутренних дел: право или обязанность военнослужащих?
Автор
А.В. Титов - адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2007, N 11