Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб военнослужащих в
органах федеральной службы безопасности
После объявленной два года назад и широко разрекламированной акции ФСБ России с призывом звонить и сообщать о подозрительных лицах и фактах в соответствующие структурные подразделения обрушился шквал звонков и письменных обращений. При этом, ценность более 90% тревожных сигналов по результатам проверок оказалась нулевой.
Новый порядок работы с обращениями граждан разработан федеральной службой безопасности в целях реализации в органах ФСБ России требований Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ. Соответствующий приказ директора ФСБ "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности" от 22 января 2007 г. N 21 был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 марта 2007 г.
Ведомственная Инструкция утвердила единые правила приема устных и письменных обращений людей в ФСБ России, их регистрации, контроля за исполнением принятых по ним решений.
Положения данной Инструкции распространяются на все обращения, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В настоящей статье проанализированы наиболее существенные нормы, регламентирующие порядок обращений военнослужащих в органы федеральной службы безопасности*(1), в целях разъяснения специфики таких обращений, их конфиденциальности и выполнения требований военного законодательства.
Нововведения, прежде всего, касаются процесса работы с гражданами. Особо отмечается работа с информацией, поступившей от военнослужащих. Обращения этой категории граждан согласно новой Инструкции будут рассматриваться в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. В частности, в соответствии со ст. 119 данного Устава решения по предложениям, заявлениям и жалобам военнослужащих (в данном случае подразумевается - информация) принимаются:
- в воинских частях - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;
- в управлениях округов, групп войск, флотов и в Министерстве обороны Российской Федерации - в срок до 15 дней со дня их поступления.
В тех случаях, когда для разрешения предложения (заявления, жалобы) необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения предложения (заявления, жалобы) могут быть в порядке исключения продлены командиром воинской части, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом военнослужащему, подавшему предложение (заявление, жалобу).
Кроме того, военнослужащие, сообщившие о ставших им известными фактах хищений на военных складах, продажи боеприпасов, военной техники, нарушений правил боевого дежурства, сохранности государственной и военной тайны или любую другую информацию, должны быть уверены, что эта информация не будет направлена на рассмотрение непосредственному командиру, в орган военного управления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Новая Инструкция ФСБ России это запрещает.
Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию ФСБ России, будут переправлены в соответствующие органы власти и военного управления или органы военной прокуратуры в течение 7 дней со дня регистрации с письменным уведомлением военнослужащего о переадресации обращения.
На сообщения, в которых не указаны фамилия военнослужащего, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ не дается. Такое обращение решением начальника органа безопасности признается анонимным и приобщается в соответствующее дело или уничтожается в установленном порядке. Если в указанном обращении содержится информация о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, обращение подлежит регистрации и проверке в соответствии с Инструкцией по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, утвержденной приказом ФСБ России от 16 мая 2006 г. N 205.
Сообщения, в которых содержатся ругательства и грубые слова, могут остаться без ответа, но содержащаяся в них информация будет проверена, если речь идет о тех фактах и возможных преступлениях, расследование которых входит в компетенцию ФСБ России. Сообщение при этом направляется в соответствующий орган безопасности для принятия необходимых мер.
Новая Инструкция повысила персональную ответственность каждого непосредственного начальника на местах, рассматривающего каждое конкретное обращение.
Прием и регистрацию письменных обращений, адресованных в ФСБ России, директору ФСБ России, заместителям директора ФСБ России и руководителям служб ФСБ России, осуществляет отдел писем Управления делами ФСБ России. Такие обращения направляются в органы безопасности для решения по существу поставленных в обращениях вопросов или переадресовываются по компетенции в другие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Все письменные обращения регистрируются в книге предложений, заявлений и жалоб.
Начальники и другие должностные лица органов безопасности в соответствии с вышеназванной Инструкцией должны обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием военнослужащего, направившего обращение; обязаны принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов военнослужащего.
Обращения военнослужащих органов безопасности, получивших при исполнении обязанностей военной службы увечья (ранения, травмы, контузии), а также обращения членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, незамедлительно докладываются начальникам органов безопасности и рассматриваются ими или их заместителями в максимально короткий срок.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" N 59-ФЗ письменные обращения граждан рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации. В соответствии со ст. 20 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности решения по обращениям военнослужащих принимаются:
а) в подразделениях ФСБ России, территориальных органах безопасности, органах безопасности в войсках, пограничных органах, других органах безопасности, авиационных подразделениях, центрах специальной подготовки, подразделениях специального назначения, на предприятиях, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, экспертных, судебно-экспертных, военно-медицинских и военно-строительных подразделениях и иных учреждениях и подразделениях, предназначенных для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;
б) в ФСБ России или в подразделениях ФСБ России по поручению руководства ФСБ России - в срок до 15 дней со дня поступления.
В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен начальником или его заместителем не более чем на 30 дней, а по обращениям военнослужащих - не более чем на 15 дней, с уведомлением об этом автора обращения.
Нетрудно заметить, что сроки рассмотрения обращений военнослужащих сравнительно жестче. Данный факт свидетельствует о том, что "случайных" сообщений со стороны военнослужащих значительно меньше. Это обусловлено, несомненно, и правовым статусом, и особенностями государственной военной службы.
Следует также отметить, что при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не подлежит также разглашению информация о факте обращения гражданина в органы безопасности и о результатах его рассмотрения лицам, не имеющим прямого отношения к рассмотрению обращений в органах безопасности.
Началом срока рассмотрения обращений, поступивших в ФСБ России и переданных для исполнения в подразделения ФСБ России, считается день их регистрации в отделе писем Управлении делами ФСБ России.
Окончанием срока рассмотрения обращений считается дата подписи ответа автору обращения.
Справки, заключения и другие документы по результатам рассмотрения обращений подлежат обязательной регистрации как подготовленные документы в соответствии с требованиями делопроизводства в органах безопасности. Данное требование распространяется также на письменные обращения военнослужащих и гражданского персонала органов безопасности, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну.
Решения по обращениям, рассмотренным в установленном порядке, не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения.
В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Для письменных обращений в приемных или в иных доступных для посетителей местах органов безопасности устанавливаются ящики, выемка из которых производится не реже трех раз в сутки.
Непосредственно работа по контролю за исполнением поручений по обращениям граждан в ФСБ России осуществляется в порядке, установленном правовыми актами ФСБ России, и возлагается на секретариаты и должностных лиц органов безопасности, наделенных полномочиями по контролю.
Лица, осуществляющие такой контроль, имеют право:
а) запрашивать у исполнителей и их непосредственных начальников необходимые сведения о ходе рассмотрения обращений;
б) знакомиться в установленном порядке с материалами, отражающими состояние рассмотрения обращений;
в) вносить предложения соответствующим начальникам по устранению недостатков, выявленных в ходе контроля рассмотрения обращений.
О ходе контроля рассмотрения обращений регулярно, но не реже одного раза в месяц, докладывается начальнику органа безопасности.
Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений в органах безопасности осуществляет Управление делами ФСБ России.
Придание юридической силы нормам, изложенным в новой Инструкции, позволит, с одной стороны, сосредоточить внимание оперативников на обращениях военнослужащих в органы федеральной службы безопасности, а с другой стороны, даст возможность упорядочить работу по реагированию на обращения граждан в органы государственной власти. По сути, данная Инструкция, явилась итогом анализа и учета опыта проведенной акции с предложением звонить по телефону доверия ФСБ.
И.А. Слободанюк,
докторант Военного университета,
кандидат юридических наук, полковник юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Под органами федеральной службы безопасности понимаются ФСБ России, подразделения ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности, авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб военнослужащих в органах федеральной службы безопасности
Автор
И.А. Слободанюк - докторант Военного университета кандидат юридических наук, полковник юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2007, N 11