Об участии службы участковых инспекторов полиции в обеспечении
безопасности дорожного движения
За последние десять лет на дорогах Казахстана погибло свыше 25 тыс. человек. По сути дела с карты исчез малый город или целый район. Сейчас каждый день в среднем происходит 40 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает до 10 человек и один из них - ребенок, 48 граждан получают травмы. У всего этого ужаса есть экономическая цена - примерно 8 млрд. долл. ущерба за те же 10 лет. Практически та же сумма накоплена национальным фондом*(1).
Количественный рост и качественные изменения автомобильного транспорта, увеличение протяженности улично-дорожной сети требуют значительных усилий со стороны государственных органов, ответственных за организацию и обеспечение безопасности дорожного движения.
Только в течение одного года - с 2004 по 2005 г. в Казахстане число легковых автомобилей возросло с 1 204 118 до 1 405 325. Среднегодовое увеличение легкового транспорта составило 16,7%, грузового - 25%, автобусного - 4%*(2). При этом штатная численность сотрудников дорожной полиции, непосредственно обеспечивающих безопасность дорожного движения, медленно изменяется в сторону увеличения.
Все это обусловливает необходимость дальнейшего исследования вопросов организации и тактики обеспечения безопасности дорожного движения.
Одной из задач органов внутренних дел являются государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности дорожного движения, реализация которой возложена на сотрудников различных служб административной полиции*(3).
На практике этим занимаются сотрудники дорожной полиции. Необходимо отметить, что административную полицию образует наряду с дорожной полицией и другими подразделениями также служба участковых инспекторов полиции, наделенных правом составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать административные взыскания за нарушения в сфере дорожного движения*(4).
В Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КРКАП) предусматриваются восемь составов административных правонарушений, по которым участковые инспекторы полиции имеют право рассматривать дела и принимать решения, в том числе:
по ч. 1 ст. 463 (Несоблюдение водителями транспортных средств требований сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков, разметки проезжей части и другие грубые нарушения правил дорожного движения);
по ч.ч. 1-3 ст. 470 (Управление транспортным средством лицом без документов и не имеющим права управления);
по ч.ч. 1-3 ст. 473 (Нарушение правил движения пешеходами и иными участниками дорожного движения);
по ст. 476 (Нарушение иных требований, предъявляемых к участникам дорожного движения).
Также по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым судами, им предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях:
по ч. 3 ст. 461 (Нарушение водителями правил эксплуатации транспортных средств);
по ч. 2 ч. 3 ст. 462 (Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения);
по ч. 1-1 ст. 463 (Несоблюдение водителями транспортных средств требований сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков, разметки проезжей части и другие грубые нарушения правил дорожного движения);
по ч. 2 ст. 464 (Нарушение водителями транспортных средств правил проведения учебной езды, пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами, применения аварийной сигнализации);
по ст. 465 (Нарушение участником дорожного движения правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки);
по ст. 466 (Нарушение правил проезда железнодорожных переездов);
по ч.ч. 1-3, 5 ст. 467 (Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения);
по ч.ч. 1, 2 ст. 468 (Нарушение водителями транспортных средств установленных правил обеспечения безопасности дорожного движения, повлекшее причинение вреда здоровью людей, повреждение транспортных средств или иного имущества);
по ст. 469 (Оставление места дорожно-транспортного происшествия);
по ст. 471 (Невыполнение требований сотрудника органов внутренних дел (полиции) об остановке транспортного средства, уклонение от прохождения освидетельствования на состояние опьянения).
Для сравнения: сотрудники дорожной полиции, имеющие специальные звания, имеют право налагать административные взыскания по 17 составам КРКАП, а их полномочия при составлении протоколов об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения, подведомственных судам, одинаковы с полномочиями участковых инспектор полиции.
Однако исследования в этой области показывают, что участковые инспекторы полиции не в полной мере используют предоставленные полномочия или не используют их вообще. В основном участковыми инспекторами полиции выявляются административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 463 КРКАП. Улучшение результатов достигается ими при проведении совместных мероприятий с сотрудниками дорожной полиции.
Вопросы профилактики при обеспечении безопасности дорожного движения еще недостаточно освещаются на занятиях по боевой и служебной подготовке, проводимых с участковыми инспекторами полиции*(5), что отрицательно сказывается на их профессиональном уровне.
Таким образом, основная профилактическая служба органов внутренних дел, которой справедливо признается служба участковых инспекторов полиции, практически не принимает участия в предупреждении нарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Сложившаяся ситуация обусловлена рядом организационных проблем, из которых наиболее значительной выступает проблема многофункциональности.
Рассматривая деятельность участковых инспекторов, А.Х. Миндагулов пишет, что "функции участковых инспекторов полиции носят разносторонний характер работы и в разных источниках определяются цифрами от 24 до 100 и более"*(6). Опросы*(7) показывают, что на современном этапе ситуация не улучшается. Многофункциональность участковых инспекторов полиции влечет увеличение фактической нагрузки на них. Обилие функций порождает ситуацию, в которой не каждый участковый инспектор может разобраться и определить в своей работе главное направление. В результате его рабочее время используется неэффективно.
С психологической точки зрения, многофункциональность связана в данном случае с рядом отрицательных последствий. "...Отсутствие точных заданий, частое и притом необоснованное их изменение, ... неправильная оценка труда служащих - все это отрицательно сказывается на психике человека, вызывает раздражение и утомляемость, потерю интереса к работе"*(8).
Приоритетным направлением должно стать их традиционное предназначение - индивидуальная профилактика административных правонарушений и преступлений.
С учетом сложившихся условий в сфере безопасности дорожного движения необходимо повышение роли участковых инспекторов с использованием различных методов и способов для более эффективной работы в этом направлении. На наш взгляд, их профилактическая деятельность окажет положительный эффект по исправлению ситуации на дорогах Республики Казахстан.
Основная направленность в профилактике должна определяться административно-юрисдикционными полномочиями и нормами административного права.
Представляется целесообразным разработка механизма взаимодействия участковых инспекторов с сотрудниками дорожной полиции, так как существующий не соответствует требованиям сегодняшнего дня.
Назрела необходимость в регулярном проведении с участковыми инспекторами занятий в системе боевой и служебной подготовки по изучению надлежащих вопросов, а также оперативных совещаний со службой дорожной полицией по обобщению и анализу причин совершения правонарушений в сфере дорожного движения.
В настоящее время остро стоит проблема информационного обеспечения участковых инспекторов полиции по следующим направлениям:
1) информация о нарушениях в сфере безопасности дорожного движения в населенном пункте (городе, районе);
2) информация о решениях, принятых по делам об административных правонарушениях в данной сфере.
Одним из отрицательных моментов также является отсутствие качественных комментариев по осуществлению производства по делам об административных правонарушений в целом и в сфере дорожного движения, в частности. Значительную помощь окажет разработка различных проектов пособий для использования сотрудниками соответствующих подразделений, которые бы соответствовали специфическим особенностям работы в этой области и содержали рекомендации по улучшению координации и взаимодействия между основными участниками.
Анализ статей КРКАП, полномочий и возможностей участкового инспектора полиции позволяет сделать вывод, что по некоторым составам он может работать более эффективно, чем сотрудники дорожной полиции. В частности, по выявлению лиц, управляющих транспортным средством, в отношении которых вынесено решение суда о лишении такого права; зональный метод позволяет участковому инспектору эффективно осуществлять работу, связанную с предотвращением нарушений в области безопасности дорожного движения в жилом массиве, на стоянках, станциях технического обслуживания, дачных участках и т.д., т.е. в локальных зонах, где нет действенного контроля со стороны дорожной полиции.
Необходимо учитывать, что в сельской местности участковый инспектор полиции не имеет возможности постоянного взаимодействия с сотрудниками дорожной полиции, как в городе. В связи с этим перспективным представляется рассмотрение вопроса о предоставлении участковому инспектору в сельской местности полномочий, аналогичных полномочиям сотрудников дорожной полиции по обеспечению безопасности дорожного движения на вверенном административном участке. В случае предоставления таких полномочий возникает необходимость обеспечения их необходимыми материально-техническими средствами (жезлами, громкоговорящими устройствами, средствами принудительной остановки транспорта, "радарами" и т.д.). Отсутствие соответствующих спецсредств у участковых инспекторов создает препятствия для пресечения административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 2, 3 ст. 462 КРКАП.
Целесообразно вменить в обязанности участковых инспекторов полиции проведение учетно-профилактической работы в сфере безопасности дорожного движения. В связи с этим предусмотреть категорию профилактического учета "Лица, систематически допускающие правонарушения в сфере безопасности дорожного движения" в форме картотечного учета без ведения накопительных материалов.
Перспективным представляется разработка вопроса о наделении участкового инспектора полномочиями, оказывающими влияние на получение права управления транспортным средством. В связи с этим в перечень документов, необходимых для допуска к сдаче экзамена, включить мотивированное заключение (характеристику), подготовленное участковым инспектором полиции административного участка, где проживает кандидат на получение водительского удостоверения. В нем бы отражались, в том числе, и объективные основания, временно препятствующие получению данным лицом указанного права. Это позволило бы своевременно выявлять среди будущих водителей лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, а также лиц, в отношении которых решается вопрос о направлении на принудительное лечение в специализированное лечебно-профилактическое учреждение*(9), и временно (до вынесения решения медицинской комиссией) приостановить допуск к экзаменам и выдачу водительских удостоверений. Одновременно у участкового инспектора полиции будет еще одно действенное средство профилактики алкоголизма, наркомании, токсикомании.
Полагаем, что результата в борьбе с правонарушениями в сфере безопасности дорожного движения можно добиться только комплексным подходом, который обусловлен решением вопроса многофункциональности участковых инспекторов полиции, дальнейшим совершенствованием законодательства, усилением взаимодействия и координации деятельности службы участковых инспекторов и дорожной полиции, изучением и распространением профилактического опыта, всемерным привлечением общественности, расширением пропаганды среди населения, обеспечением соответствующими материально-техническими средствами, специальной техникой и автотранспортом.
А.Д. Анисимов,
преподаватель кафедры оперативно-розыскной и административной
деятельности Костанайского юридического института Комитета
уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики
Казахстан.
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Казахстанская правда. 2006. 29 июля. С. 5.
*(2) См.: Регионы Казахстана, 2006. Статистический сборник / Под ред. Б.Т. Султанова / Алматы, 2006. С. 318.
*(3) См.: Пункт 8 ч. 1 ст. 2 ст. 4-2 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. N 2707 "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1995. N 23. Ст. 154.
*(4) См.: Пункт 4 ч. 2 ст. 543, п. 1 ч. 1 ст. 636 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях".
*(5) Анкетирование, опросы участковых инспекторов полиции, проводимые на кафедре оперативно-розыскной и административной деятельности Костанайского юридического института КУИС МЮ РК в 2006-2007 гг.
*(6) См.: Миндагулов А.Х. Служба участковых инспекторов милиции и предупреждение преступлений: Сборник выступлений. Академия МВД СССР. М., 1990. С. 26
*(7) Анкетирование, опросы участковых инспекторов полиции, проводимые на кафедре оперативно-розыскной и административной деятельности Костанайского юридического института КУИС МЮ РК в 2006-2007 гг.
*(8) См.: Озолин В.А. Основы научной организации управления органами внутренних дел. Волгоград, 1973, С. 96.
*(9) См.: Закон Республики Казахстан от 7 апреля 1995 г. N 2184 "О принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1995. N 3-4. Ст. 32; Постановление Кабинета Министров РК от 19 апреля 1995 г. N 514 "Об утверждении Положения о порядке направления на принудительное лечение лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, уклоняющихся от добровольного лечения, и их медико-социальной реабилитации и Положения о специализированных лечебно-профилактических учреждениях" // Электронная правовая база "Юрист".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Об участии службы участковых инспекторов полиции в обеспечении безопасности дорожного движения
Автор
А.Д. Анисимов - преподаватель кафедры оперативно-розыскной и административной деятельности Костанайского юридического института Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2007, N 11