О дорожно-транспортной аварийности и ее причинах
Из всех видов транспорта автомобильный является наиболее опасным. Об этом свидетельствует статистика дорожно-транспортных происшествий в России.
Анализ статистических данных о количестве дорожно-транспортных происшествий и их последствиях свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма в стране остается крайне высоким и имеет тенденцию к росту. Так, в России в 2000 г. было зарегистрировано 157 623 ДТП, а в 2005 г. уже 223 342, т.е. число ДТП за рассматриваемый период увеличилось на 41,6%. Наряду с ростом общего числа дорожно-транспортных происшествий в России наблюдается рост числа ДТП со смертельным исходом: в 2000 г. - 29 613, в 2005 г. - 33 957 случаев*(1).
На протяжении многих лет в условиях не очень высокой (по сравнению с другими странами) автомобилизации российского общества в нашей стране ежегодно совершается более 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает более 30 тыс. человек и более 250 тыс. получают ранения. Число погибших в ДТП на 100 тыс. населения в России в три раза выше, чем в Великобритании и Швеции, в два раза - чем в Германии, Дании и Канаде, а тяжесть последствий в 10-12 раз превышает значение этого показателя в других странах. Масштабы социальных и экономических потерь от негативных последствий автомобилизации, по мнению ряда ученых, сопоставимы с самыми актуальными проблемами правоохранительной деятельности государства. По существу, общество имеет дело со специфическим видом преступности.
Но в связи с тем, что дорожно-транспортная авария рассматривается в качестве явления, порожденного некими случайными причинами, сводящимися к различным антисоциальным проявлениям со стороны участников дорожного движения, в первую очередь, водителей и пешеходов, ее последствия не вызывают адекватного общественного резонанса, а следовательно, и адекватной реакции со стороны государства. Соответственно, строится и стратегия противостояния со стороны государства и общественности этому злу. Основные задачи по снижению уровня аварийности возложены на правоохранительные органы, прежде всего, на милицию с ее карательными функциями. Подтверждением данному тезису может служить ежегодная административная деятельность ГИБДД.
Для разработки эффективной системы мер предупреждения негативных последствий дорожного движения, необходимо, прежде всего, полно и точно описать причины сложившегося положения. В связи с этим представляется, что одним из серьезных факторов, не позволяющим даже сегодня обеспечивать более высокий уровень защиты участников дорожного движения, является недостаточное внимание криминологов к этому виду неосторожных преступлений. Относительно умышленных преступлений достаточно давно сформировалось научное понятие преступности. Исходя из этого выстраиваются стратегия и тактика борьбы с нею. В основу мер противодействия преступности положены причины этого антисоциального явления, а не причины единичного факта совершения преступления.
Стратегия и тактика обеспечения безопасности в сфере дорожного движения осуществляются иначе. Как правило, меры противодействия дорожно-транспортным происшествиям вырабатываются на основе статистических данных о ДТП, собираемых подразделениями ГИБДД согласно Правилам учета дорожно-транспортных происшествий*(2). Правилами определена классификация дорожно-транспортных происшествий по видам, а также основные положения о порядке сбора информации об этих событиях, утверждена форма учетной карточки дорожно-транспортного происшествия. Данные о количестве ДТП, числе пострадавших обобщаются и публикуются в сборниках. Анализ этих материалов показывает, что они в основном содержат статистические данные о количестве и видах нарушений, допущенных водителями и пешеходами, поскольку с этим связано практически каждое происшествие.
В Правилах содержатся положения, отражающие действия участников дорожного движения в наиболее типичных дорожно-транспортных ситуациях: начало движения, обгон, остановка и стоянка, проезд перекрестков и т.п. Большая часть содержащихся в Правилах норм регламентирует учитывать изменения и ограничения скорости и направления движения. Анализ статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях за многие годы показывает, что из всех происшествий, вызванных нарушениями водителей, более 75% произошло из-за превышения скорости, нарушения правил обгона, выезда на полосу встречного движения, нарушения правил стоянки, маневрирования, проезда перекрестков, несоблюдения дистанции, неподчинения сигналам регулирования, из-за игнорирования требований дорожных знаков и разметки. Как следствие, в качестве причины аварийности признается, в первую очередь, недисциплинированность участников дорожного движения.
На наш взгляд, к определению причин, порождающих негативные последствия автомобилизации общества, необходимо подходить аналогично подходу определения причин преступности.
Прежде всего следует определить понятие аварийности, которое включало бы в содержание не только данные о количестве дорожно-транспортных происшествий и их последствиях, но и весь спектр факторов, влияющих на уровень безопасности участников дорожного движения.
По мнению многих ученых, занимающихся проблемами безопасности в сфере дорожного движения, дорожное движение является четырехзвенной системой ВАДС (водитель - автомобиль - дорога - среда). Следовательно, в понятие аварийности необходимо включить факторы, имеющиеся во всех элементах, составляющих эту систему.
Каждое дорожно-транспортное происшествие происходит в силу внешне случайного стечения факторов, но в совокупности они обнаруживают устойчивые связи и отношения, подчиняются строгим закономерностям вероятностного вида. Например, ежегодно в процесс дорожного движения включаются все больше неопытных водителей, неспособных из-за формального подхода к обучению вождению адекватно оценивать складывающуюся ситуацию и не обладающих соответствующими навыками вождения в критической обстановке. В 2006 г. число лиц, получивших водительские удостоверения на право управления транспортным средством, составило 2 млн. человек. Водителями со стажем управления транспортом до трех лет совершается свыше 15% всех ДТП. Только в 2006 году этой категорией водителей совершено 28 365 дорожно-транспортных происшествий, в которых 3 745 человек погибли и 39 965 получили ранения. Каждое третье ДТП по вине молодых водителей совершено с превышением скорости. Причина каждого седьмого происшествия - несоблюдение очередности проезда. Вследствие выезда на полосу встречного движения произошло каждое девятое ДТП, а каждое пятнадцатое - совершено молодыми водителями в состоянии опьянения*(3). Как видно из интервью Главного государственного автоинспектора страны, в качестве причин столь высокой аварийности среди малоопытных водителей названы: "превышение скорости", "несоблюдение очередности проезда", "выезд на полосу встречного движения", "состояние опьянения". При этом ни слова не сказано об уровне подготовки начинающих водителей. Не определено в качестве причины аварийности состояние учебного процесса в автошколах. Не обозначено в качестве причины и то, что экзамен в ГИБДД на предмет допуска водителя к управлению транспортным средством проводится в так называемых лабораторных условиях - на автодроме и на специально определенных маршрутах, в то время как водитель, получив удостоверение на право управления транспортным средством, в первый же день своей самостоятельной езды попадает в экстремальные условия с многочисленными критическими ситуациями.
С позиции криминологии эти причины (или более правильно обозначить их факторы) обязательно должны подлежать изучению с целью выработки мер по снижению аварийности. По нашему мнению, аналогичным образом к изучению (причин) факторов, влияющих на аварийность, следует подходить и к другим элементам, составляющим систему ВАДС. Кроме того, аварийность, как и преступность, следует относить к массовому социальному явлению, протекающему в социотехнической среде. В связи с этим требуется более детальная регламентация на законодательном уровне многих общественных отношений в сфере дорожного движения. Обусловлено это прежде всего тем, что обеспечение безопасности в этой сфере является одной из важных и сложных государственных задач, от успешного выполнения которой в значительной степени зависит соблюдение ряда конституционных положений, прежде всего тех, которые касаются жизни и здоровья людей, условий труда, благосостояния общества.
А.В. Майоров,
преподаватель ЧЮИ МВД России.
А.В. Томилова,
аспирантка ЧелГУ.
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Никитас Д.А. Состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации (проблемы и профилактика) // Российский следователь. 2005. N 9.
*(2) Утверждены постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 647 // СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2681.
*(3) Интервью Кирьянова В. За рулем - молодые дураки // Аргументы и факты. 2007. N 17. С.16.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О дорожно-транспортной аварийности и ее причинах
Авторы
А.В. Майоров - преподаватель ЧЮИ МВД России
А.В. Томилова - аспирантка ЧелГУ.
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2007, N 11