г. Киров |
|
06 марта 2013 г. |
Дело N А29-8377/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуреевой О.А.,
судей Пуртовой Т.Е., Сандалова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федотовой Ю.А.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Завальнева Игоря Николаевича
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.12.2012 по делу N А29-8377/2012, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,
по иску Дорожного агентства Республики Коми (ИНН: 1101486389, ОГРН: 1051100405487)
к индивидуальному предпринимателю Завальневу Игорю Николаевичу (ИНН: 110200024061, ОГРН: 304110205200014),
о взыскании 120 982 руб. 15 коп.,
установил:
Дорожное агентство Республики Коми (далее - истец, Дорожное агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к индивидуальному предпринимателю Завальневу Игорю Николаевичу (далее - ответчик, ИП Завальнев И.Н.) о взыскании 120 982 руб. 15 коп. платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.12.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель со ссылкой на пункт 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 указывает, что нормативно правовой акт федерального органа исполнительной власти - Приказ N 140 от 12.04.2012 Дорожного агентства "О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми" (далее - Приказ N 140) официально в установленном законом порядке опубликован не был и не включен в федеральный реестр нормативных правовых актов Республики Коми, в связи с чем не влечет правовых последствий как не вступивший в законную силу и не может служить основанием для урегулирования соответствующих правоотношений и применения санкций к гражданам и организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний.
Истец в отзыве на жалобу указывает, что доводы ответчика об отсутствии опубликования Приказа N 140 не соответствуют действительности. Просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.04.2012 при осуществлении сотрудником ИДПС ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару в присутствии специалиста ГКУ РК "Дорожный контроль" весового контроля на посту весового контроля на 9-м километре автодороги Обход г. Сыктывкара был установлен факт перевозки тяжеловесного груза на транспортном средстве марки Мерседес Бенс 1317, регистрационный знак К648 МХ 11RUS, с нарушением требований нормативно-правовых актов, регулирующих данный вид перевозок, а именно: с превышением допустимой осевой нагрузки, установленной приказом Дорожного агентства Республики Коми N 140 от 12.04.2012 "О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми" (при допустимой осевой нагрузке 6 тонн, фактическая нагрузка на ось 2 составляла 9,07 тонн).
По результатам весового контроля был составлен акт контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) N 6 от 27.04.2012 г.
Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства вышеуказанное транспортное средство принадлежит предпринимателю Завальневу И.Н.
На момент проверки транспортным средством управлял водитель Немеш Андрей Степанович, который осуществлял перевозку грузов по маршруту г. Киров - г. Ухта по заданию Завальнева И.Н.
Данный факт подтверждается путевым листом N 1 и товарной накладной N 379 от 26.04.2012 г.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие соответствие технических параметров автомобильных весов, установленных на пункте весового контроля, предъявляемым к ним требованиям, в том числе сертификат Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии об утверждении типа средств измерений и свидетельство о поверке весов автомобильных.
На основании Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, утвержденного распоряжением Правительства Республики Коми N 438-р от 30.11.2009, общая протяженность участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходил маршрут движения транспортного средства Мерседес Бенс 1317, регистрационный знак К648 МХ 11RUS (г. Киров - г. Ухта), составила 327,247 км.
По результатам весового контроля на основании постановления Правительства Российской Федерации N 934 от 16.11.2009 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" и постановления Правительства Республики Коми N 295 от 14.10.2009 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми" истцом был произведен расчет платы за вред, причиненный транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, размер которого составил 120 982 руб. 15 коп.
Акт контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) N 6 от 27.04.2012 и расчет платы, содержащий предложение произвести возмещение вреда в течение 15 дней с момента составления акта и расчета, были вручены водителю транспортного средства.
Отсутствие действий ответчика по возмещению причиненного вреда послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе и из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
Частью 5 статьи 4 Закона об автомобильных дорогах установлено, что на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
По пункту 2 части 1 статьи 30 Закона об автомобильных дорогах временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно части 2.1 указанной статьи временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом (часть 4 статьи 30 Закона об автомобильных дорогах).
10.04.2012 Постановлением Правительства Республики Коми N 134 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного назначения (далее - Порядок осуществления временных ограничений).
Указанным Порядком осуществления временных ограничений (пункт 4) определено, что акт о введении ограничения принимается для автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения - Дорожным агентством Республики Коми.
Положением о Дорожном агентстве Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 07.02.2005 N 16 установлено, что Агентство является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности в Республике Коми и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми.
В соответствии с пунктом 5 Порядка осуществления временных ограничений актом о введении ограничения устанавливаются сроки начала и окончания временных ограничения или прекращения движения; автомобильные дороги (участки автомобильных дорог), на которых вводятся временные ограничение или прекращение движения; предельно допустимые для проезда по автомобильным дорогам общая масса и (или) нагрузка на ось, а также габаритные параметры транспортного средства (в случае введения временного ограничения движения).
Пункт 7 Порядка осуществления временных ограничений гласит, что при издании акта о введении ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий уполномоченные органы обязаны не позднее чем за десять календарных дней до начала введения временных ограничения или прекращения движения информировать пользователей автомобильных дорог путем размещения указанной информации на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений, а также о возможных маршрутах объезда.
Согласно пункту 20 Порядка осуществления временных ограничений продолжительность временного ограничения движения не должна превышать сорок пять календарных дней подряд в весенний и тридцать календарных дней подряд в осенний период. Данным пунктом предусмотрены условия продления установленных сроков.
В силу частей 8 и 9 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
16.11.2009 Постановлением Правительства Российской Федерации N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Пунктом 3 Правил возмещения вреда установлено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Порядок определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по указанным дорогам, утвержден постановлением Правительства Республики Коми от 14.10.2009 N 295.
Согласно статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В силу части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для возложения на сторону имущественной ответственности в виде возмещения ущерба необходимо наличие ряда фактов, а именно: фактов неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между допущенным нарушением и возникшим ущербом, вины причинителя вреда, наличия и размера ущерба.
Результаты контроля весовых параметров, зафиксированные в акте от 27.04.2012 N 6, расчет причиненного ущерба подтверждаются материалами дела и ответчиком по существу не оспариваются.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика причиненный вред в предъявленном истцом размере.
Доводы заявителя о том, что Приказ N 140 не может быть применен в данной ситуации ввиду ненадлежащего опубликования, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Приказ N 140 относится к нормативным правовым актам и в соответствии с пунктом 2 указанного приказа вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования.
Согласно статье 8 Закона Республики Коми N 101-РЗ от 04.11.2002 "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию" (в редакции Закона Республики Коми N 16-РЗ от 29.02.2012), официальным опубликованием законов Республики Коми, нормативных правовых актов Государственного Совета Республики Коми, нормативных правовых актов Главы Республики Коми, нормативных правовых актов Правительства Республики Коми, решений Конституционного Суда Республики Коми, договоров Республики Коми, соглашений органов государственной власти Республики Коми считается первая публикация полного текста этих актов в газетах "Республика", "Коми му", в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" либо первое размещение (опубликование) в порядке, установленном Правительством Республики Коми, на официальном сайте Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (на официальном Интернет-портале Республики Коми) в разделе "Правовые документы".
Пунктом 7 Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дорогам регионального или межмуниципального, местного значения, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми N 134 от 10.04.2012 г., предусмотрено, что при издании акта о введении ограничения уполномоченные органы обязаны не позднее чем за 10 календарных дней (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка) до начала введения временных ограничения или прекращения движения информировать пользователей автомобильными дорогами путем размещения указанной информации на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений, а также о возможных маршрутах объезда.
На официальном Интернет-портале Республики Коми http://www.rkomi.ru Приказ N 140 был опубликован 12.04.2012, что подтверждается распечаткой с данного сайта.
Кроме того, информация о введении временного ограничения движения транспортных средств на дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми публиковалась в газете "Республика" в N 53 от 22.03.2012 и N 72 от 17.04.2012, а также 20.03.2012 была размещена на сайте Дорожного агентства Республики Коми.
Из указанного следует, что ответчик мог и должен был знать об установленных ограничениях.
Таким образом, оснований считать, что Приказ N 140 не был официально опубликован в установленном порядке, у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах судебный акт принят в соответствии с требованиями действующего законодательства при надлежащем исследовании обстоятельств и материалов дела, оснований для его отмены не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.12.2012 по делу N А29-8377/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Завальнева Игоря Николаевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
О.А. Гуреева |
Судьи |
Т.Е. Пуртова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-8377/2012
Истец: Дорожное агентство Республики Коми
Ответчик: ИП Завальнев Игорь Николаевич