г. Самара |
|
14 марта 2013 г. |
Дело N А55-27816/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калибник Н.А.,
с участием:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Конструкторское бюро автоматических систем - Савельев В.Л., доверенность от 19.11.2012 года,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары - Гревцева С.П., доверенность от 14.10.2010 N 04-32/24036,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 марта 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2012 года
по делу N А55-27816/2012 (судья Степанова И.К.)
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Самары
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Конструкторское бюро автоматических систем" (ОГРН 1026300768141, ИНН 6312023149), г. Самара
о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафу в общей сумме 20 913 923,45 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения - л.д.148 т.3) к Федеральному государственному унитарному предприятию "Конструкторское бюро автоматических систем" о взыскании задолженности по налогам, сборам в сумме 7 211 781,43 руб., пеням в сумме 13 454 254,5 руб. и штрафу в сумме 247 887,52 руб., а всего в сумме 20 913 923,45 руб.
Решением суда 1 инстанции от 19 декабря 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары просит решение суда 1 инстанции отменить, ссылаясь на то, что в нарушении ст. 117 АПК РФ судом 1 инстанции в оспариваемом решении от 19.12.2012 года не рассмотрено ходатайство налогового органа о восстановлении срока для взыскания в судебном порядке, а лишь отказано во взыскании с ответчика недоимки по налогам, пеням и штрафу.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро автоматических систем" в отзыве просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив имеющие в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, Инспекцией в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ в адрес Федерального государственного унитарного предприятия "Конструкторское бюро автоматических систем" были направлены следующие требования об уплате налога, пени, штрафа:
- требование об уплате налога N 362 по состоянию на 21.02.2004 года, в том числе задолженности прочие налоги и сборы (в части погашения задолженности по отмененным федеральным налогам и сборам) в сумме 3 330 руб. по сроку уплаты до 30.09.2003 года, 4042,22 руб. по сроку уплаты до 30.12.2003 года, в сумме 4 750 руб. по сроку уплаты до 30.03.2004 года, целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство прочие начисления в сумме 2 703,34 руб. по сроку уплаты до 30.03.2004 года, пени с владельцев в сумме 1 636,09 руб. по сроку уплаты до 31.01.2004 года;
- требование об уплате налога N 829 по состоянию на 04.11.2004 года по сроку уплаты до 26.10.2004 года, в том числе отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в бюджет субъектов РФ 19 502,81 руб., прочие налоги и сборы (в части погашения задолженности по отмененным федеральным налогам и сборам) в сумме 67 297,78 руб., целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, благоустройство в сумме 35 190 руб., прочие местные налоги и сборы в сумме 19 012,69 руб.;
- требование об уплате налога N 900 по состоянию на 30.11.2004 года, в том числе прочие налоги и сборы (в части погашения задолженности по отмененным федеральным налогам и сборам) по сроку уплаты до 26.10.2004 года в сумме 9 201,34 руб.;
- требование об уплате налога N 1158 по состоянию на 06.10.2005 года по сроку уплаты до 01.10.2005 года, в том числе пени по налогу с продаж в сумме 1 139,08 руб., задолженность с владельцев транспортных средств и по налогу на приобретение транспортных средств в сумме 81 168,93 руб., прочие налоги (в части погашения задолженности по отмененным федеральным налогам и сборам) в сумме 872,93 руб., целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство в сумме 310,09 руб., прочие местные налоги и сборы по сроку уплаты до 01.10.2005 года в сумме 763,07 руб.;
- требование об уплате налога N 1336 по состоянию на 07.11.2005 года, в том числе по сроку уплаты до 01.11.2005 года пени по налогу с продаж в сумме 1 177,05 руб., отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в бюджет субъектов РФ в сумме 174,32 руб., задолженность с владельцев транспортных средств и по налогу на приобретение транспортных средств в сумме 1 207,89 руб., прочие налоги и сборы (в части погашения задолженности по отмененным федеральным налогам и сборам) 902,03 руб., целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство в сумме 320,44 руб., прочие местные налоги в сумме 221,98 руб.;
- требование об уплате налога N 1518 по состоянию на 08.12.2005 года по сроку уплаты до 01.12.2005 года, в том числе пени по налогу с продаж в сумме 1 139,09 руб., отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в бюджет субъектов РФ в сумме 309,56 руб., прочие налоги и сборы (в части погашения задолженности по отмененным федеральным налогам и сборам) 872,95 руб., целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство в сумме 310,14 руб., прочие налоги в сумме 214,83 руб.;
- требование об уплате налога N 4 по состоянию на 23.01.2006 года по сроку уплаты до 01.01.2006 года, в том числе пени по прочим налогам и сборам (в части погашения задолженности по отмененным федеральным налогам и сборам) в сумме 902,06 руб., целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство в сумме 320,47 руб., прочие налоги и сборы в сумме 3578,40 руб.;
- требование об уплате налога N 44 по состоянию на 07.02.2006 года по сроку уплаты до 01.02.2006 года, в том числе пени по прочим налогам (в части погашения задолженности по отмененным федеральным налогам и сборам) в сумме 866,21 руб., целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство в сумме 307,71 руб., прочие налоги и сборы в сумме 404,41 руб.;
- требование об уплате налога N 179 по состоянию на 06.03.2006 года по сроку уплаты до 01.03.2006 года, в том числе пени по прочим налогам и сборам (в части погашения задолженности по отмененным федеральным налогам и сборам) в сумме 752,06 руб., целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство в сумме 267,17 руб., прочие местные налоги и сборы в сумме 351,11 руб.;
- требование об уплате налога N 429 по состоянию на 10.05.2006 года по сроку уплаты 01.04.2006 года, в т.ч. пени по прочим налогам и сборам (в части погашения задолженности по отмененным федеральным налогам и сборам) в сумме 832,66 руб., целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство в сумме 295,80 руб., прочие местные налоги и сборы в сумме 388,74 руб.;
- требование об уплате налога N 439 по состоянию на 10.05.2006 года по сроку уплаты до 01.05.2006 года, в том числе пени на отчисление, воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в бюджет субъектов РФ в сумме 175,44 руб., прочие налоги и сборы (в части погашения задолженности по отмененным федеральным налогам и сборам) в сумме 805,80 руб., целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство в сумме 286,26 руб., прочие местные налоги и сборы в сумме 376,20 руб.;
- требование об уплате налога N 524 по состоянию на 05.06.2006 года по сроку уплаты до 01.06.2006 года, в том числе пени на отчисление, воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в бюджет субъектов РФ в сумме 181,25 руб., прочие налоги и сборы (в части погашения задолженности по отмененным федеральным налогам и сборам) в сумме 832,66 руб., целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство в сумме 295,80 руб., прочие местные налоги и сборы в сумме 388,74 руб.;
- требование об уплате налога N 625 по состоянию на 07.07.2006 года по сроку уплаты 01.07.2006 года, в том числе пени по прочим налогам и сборам (в части погашения задолженности по отмененным федеральным налогам и сборам) в сумме 800,18 руб., целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство в сумме 284,24 руб., прочие местные налоги и сборы в сумме 373,57 руб.;
- требование об уплате налога N 753 по состоянию на 07.08.2006 года по сроку уплаты до 01.08.2006 года, в том числе пени по прочим налогам и сборам (в части погашения задолженности по отмененным федеральным налогам и сборам) в сумме 823,68 руб., целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство в сумме 283,47 руб., прочие местные налоги и сборы в сумме 384,58 руб.;
- требование об уплате налога N 869 по состоянию на 11.09.2006 года по сроку уплаты 01.09.2006 года, в том числе пени по прочим налогам и сборам (в части погашения задолженности по отмененным федеральным налогам и сборам) в сумме 797,94 руб., целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство в сумме 283,46 руб., прочие местные налоги и сборы в сумме 372,55 руб.;
- требование об уплате налога N 930 по состоянию на 04.10.2006 года по сроку уплаты до 01.10.2006 года, в том числе пени по прочим налогам и сборам (в части погашения задолженности по отмененным федеральным налогам и сборам) в сумме 772,20 руб., целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство в сумме 274,32 руб., прочие местные налоги и сборы в сумме 360,54 руб.;
- требование об уплате налога N 1064 по состоянию на 13.11.2006 года по сроку уплаты до 01.11.2006 года, в том числе пени по прочим налогам и сборам (в части погашения задолженности по отмененным федеральным налогам и сборам) в сумме 787,87 руб., целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство в сумме 279,88 руб., прочие местные налоги и сборы в сумме 367,82 руб. (л.д. 13-46 т. 1).
Согласно справке N 87286 по состоянию на 14.09.2012 года за предприятием числится задолженность в Пенсионный Фонд РФ по страховым взносам в сумме 4 800 895,64 руб., пени - 9 847 038,93 руб., штраф - 1 435 864,70 руб.; в Федеральный Фонд социального страхования по страховым взносам - 953 112 руб., пени - 1 480 263,25 руб., в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования по страховым взносам в сумме 53 170,69 руб., пени - 79 700,59 руб., в Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования по страховым взносам в сумме 896 630,94 руб., пени - 1 391 736,29 руб.; в Фонд занятости населения по взносам в сумме 382 910,18 руб., пени - 544 665,58 руб. и по штрафу за нарушения налогового законодательства в сумме 2 300 руб. (л.д. 5-9 т. 1)
Поскольку указанные требования предприятием исполнены не были, Инспекция 28.09.2012 года обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с предприятия задолженности по налогам, страховым взносам, сборам в сумме 7 211 781,43 руб., пеням в сумме 13 454 254,5 руб. и штрафу в сумме 247 887,52 руб., а всего в сумме 20 913 923,45 руб.
В исковом заявлении Инспекцией было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного шестимесячного срока на обращение в суд с исковым заявлением, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ (л.д. 2-4 т. 1).
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с абзацем 4 п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Из материалов дела не усматривается, что ФГУП "Конструкторское бюро автоматических систем" имеет лицевой счет, доказательств обратного Инспекцией не представлено.
Вместе с тем абзацами 1 и 2 п. 2 ст.45 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном данным Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Между тем из материалов дела видно, что направленные в адрес предприятия требования об уплате налога предусматривали следующие сроки исполнения налогоплательщиком в добровольном порядке: 01.07.2004 года, 14.11.2004 года, 10.12.2004 года, 16.10.2005 года, 17.11.2005 года, 18.12.2005 года, 02.02.2006 года, 17.02.2006 года, 16.03.2006 года, 20.05.2006 года, 20.05.2006 года, 15.06.2006 года, 17.07.2006 года, 17.08.2006 года, 21.09.2006 года, 14.10.2006 года, 23.11.2006 года.
В указанные сроки требования налогового органа предприятием исполнены не были.
Тем не менее, решения о принудительном взыскании с налогоплательщика недоимки по налогам, сборам пеням и штрафам налоговым органом в установленные сроки не принимались.
С указанным заявлением в Арбитражный суд Самарской области Инспекция обратилась только 28.09.2012 года (л.д. 2-4 т. 1), т.е. с пропуском шестимесячного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 115 НК РФ.
При подаче заявления в суд 1 инстанции Инспекцией было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с предприятия задолженности по налогам, пеням и штрафам.
При этом из содержания заявления и ходатайства следует, что Инспекция не указала ни одной причины, по которой ею был пропущен установленный п. 3 ст. 46 НК РФ шестимесячный срок.
Не указаны соответствующие причины и в апелляционной жалобе.
Из содержания обжалуемого решения суда 1 инстанции следует, что судом фактически указанное ходатайство Инспекции было рассмотрено, однако уважительных причин для восстановления пропущенного срока суд не нашел.
Доказательств наличия уважительных причин пропуска налоговым органом указанного шестимесячного срока в материалах дела не имеется.
Пропуск налоговым органом шестимесячного срока на подачу заявления в порядке статей 46, 115 Налогового кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Кроме того, в силу положений п. 4, п. 6 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы
Из материалов дела следует, что в подтверждение направленного в арбитражный суд заявления Инспекцией представлены требования об уплате налога, справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 14.09.2012 N 87296, таблицы начисления пеней.
При этом Инспекция не представила ни одного документа, подтверждающего основания и причины возникновения указанной задолженности, а также размер недоимок по указанным в заявлении налогам, страховым взносам, сборам, штрафам, их соответствия фактическому объему налоговых обязательств налогоплательщика, соответствующие расчеты в материалах дела отсутствуют.
Не представлены Инспекцией и доказательства привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в виде штрафов, отраженных в указанной справке, соответствующие решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в материалах дела отсутствуют.
Представленные Инспекцией требования, справка и таблицы начисления пеней таковыми доказательствами не являются.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Инспекции, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления налогового органа, оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2012 года по делу N А55-27816/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27816/2012
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары
Ответчик: ФГУП "Конструкторское бюро автоматический систем"