Комментарий к письму Минфина России от 26.09.2007 N 03-11-05/229
У фирм и предпринимателей, которые занимаются продажами через торговые автоматы, т.е. вендингом, нередко возникают вопросы по налогообложению такой деятельности. Финансисты разъяснили, какой физический показатель использовать при расчете ЕНВД, если такая торговля на территории данного муниципалитета относится к "вмененной".
Розница или общепит?
Сложность решения вопроса об отнесении вендинг-бизнеса к определенному виду "вмененной" деятельности связана прежде всего с двойственностью характеристики продаж через торговые автоматы в Налоговом кодексе. Согласно статье 346.27 этого документа, торговлю с использованием передвижного автомата следует относить к развозной рознице. В то время как среди объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, также фигурируют торговые автоматы. Правда, уже без упоминания о "мобильности" таких устройств.
Выходит, что при формальном подходе к нормам кодекса достаточно определить, относятся ли объекты вендинга к передвижным. И если это окажется так, то речь идет о развозной розничной торговле. Напомним, что физическим показателем базовой доходности для нее служит количество работников, включая индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Казалось бы, дело за малым, однако определение понятия "торговые автоматы", как и "передвижной торговый автомат", в кодексе отсутствует. То есть охарактеризовать "продающее устройство" в смысле его "мобильности" для налоговых целей не так уж просто. Посмотрим, каким образом предлагают поступать при решении данной проблемы ведомственные специалисты.
Официальная позиция
ФНС России в письме от 29.08.2006 N 02-7-12/158 указала, что "отнесение торговых автоматов к объектам нестационарной торговой сети или к объектам организации общественного питания, не имеющим залов обслуживания посетителей, зависит от того вида предпринимательской деятельности, в рамках которого они фактически используются налогоплательщиками". То есть, если вендингом занимается розничный продавец, размещая автомат в магазине или павильоне, то речь идет о нестационарной рознице, причем с физическим показателем для расчета ЕНВД "торговое место". К передвижным автоматам инспекторы отнесли те, что расположены на улице. В данном случае налог следует рассчитывать по показателю "количество работников, включая индивидуального предпринимателя". Данный же показатель должны использовать фирмы и предприниматели, которые оказывают услуги общепита и используют торговые автоматы "в рамках данного вида предпринимательской деятельности". Впрочем, что именно это означает, налоговые специалисты не разъяснили. А между тем данный вопрос весьма актуален.
К примеру, подмосковные инспекторы ранее рассуждали так: к услугам общественного питания можно относить лишь продажи через торговые автоматы, которые сами готовят продукт (например, горячие напитки) из разных ингредиентов перед продажей (письмо УФНС России по Московской области от 13.01.2005 N 18-16/32793, 33631). Теперь же мнение региональных налоговых специалистов несколько изменилось. Они согласны считать услугами общественного питания вендинг-реализацию не только горячих, но и прохладительных напитков, а также кондитерских изделий (письмо УФНС России по Московской области от 26.06.2006 N 22-19-И/0256).
Специалисты финансового ведомства также неоднократно давали разъяснения о принадлежности к "автоматическому общепиту" деятельности по продаже через торговые автоматы горячих напитков (см., например, письма Минфина России от 16.07.2007 N 03-11-05/157, от 13.11.2006 N 03-11-04/3/488, от 12.09.2006 N 03-11-04/3/411). Но в отношении реализации прочих товаров, которую также можно приравнять к общепиту, финансисты пошли еще дальше, чем налоговые работники. В частности, из письма Минфина России от 22.05.2007 N 03-11-04/3/170 можно сделать вывод, что вендинг-продажа таких покупных товаров, как сигареты и зажигалки, тоже может быть отнесена к деятельности по оказанию услуг общественного питания через объект без зала обслуживания посетителей.
О грядущих поправках
Итак, несмотря на обилие разъяснений финансистов и инспекторов, много вопросов по налогообложению вендинга на сегодня остаются открытыми. И этому немало способствует упомянутая понятийная неопределенность Налогового кодекса. Не будет лишним заметить, что с начала следующего года данная ситуация несколько изменится. Законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ в статью 346.27 кодекса внесены поправки, в том числе и в отношении "характеристики" торговых автоматов. К объектам организации общественного питания без залов обслуживания посетителей они относиться больше не будут. Но зато пополнят список торговых объектов в категории "стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов".
Таким образом, можно предположить, что с 2008 года весь вендинг без исключения будет рассматриваться толь ко в качестве розничной торговли - либо стационарной, либо развозной. В любом случае не обойтись без дополнительных разъяснений Минфина по данному вопросу, которые мы будем своевременно размещать на страницах журнала.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 24, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.