Комментарий к письму Минфина России от 19.09.2007 N 03-03-06/1/675
Расходы на ликвидацию выводимого из эксплуатации оборудования можно списать лишь после окончания процедуры их выбытия. В результате разборки основных средств могут оставаться годные к употреблению материалы. Как следует учесть эти ценности в целях налогообложения в случае самостоятельного использования и при продаже?
Налоговое законодательство позволяет включить в состав внереализационных расходов затраты компании на ликвидацию основных средств, выведенных из эксплуатации, а также сумму недоначисленной амортизации по ним. В опубликованном письме финансисты напомнили, что списать указанные расходы можно лишь в том периоде, в котором произошла фактическая ликвидация имущества, то есть был составлен соответствующий акт. Тот факт, что объект выведен из эксплуатации в другом периоде, на момент признания расходов не влияет. Схожую позицию финансисты высказывали в письме от 17.01.2006 N 03-03-04/1/27.
Напомним, что понесенные затраты можно отнести на налоговую себестоимость лишь в случае их экономической обоснованности. Инспекторы признают ликвидацию оправданной, если объекты не пригодны к использованию и не подлежат восстановлению.
Часто в результате разборки основного средства остаются вполне годные к использованию детали, запчасти, материалы и т.п. Как указали финансисты в письме от 26.10.2005 N 03-03-04/1/300, стоимость материалов, полученных фирмой в результате ликвидации имущества, необходимо учесть в составе внереализационных доходов при налогообложении прибыли. Признавать доход в данном случае следует по рыночной цене соответствующих ценностей на дату составления ликвидационного акта.
Если фирма принимает решение использовать полученные материалы в собственном производстве, часть их стоимости она должна списать на налоговые расходы. Такая возможность появилась у компаний с 2006 года, когда в статью 254 Налогового кодекса были внесены соответствующие поправки. Так, в составе расходов признают 24 процента (ставка налога на прибыль) от рыночной стоимости материалов.
Если же для компании целесообразно продать запчасти, при определении налогооблагаемого дохода следует руководствоваться теми же правилами: уменьшить выручку на сумму, равную 24 процентам от стоимости материалов.
Приняв решение о ликвидации, необходимо определить, с какого момента фирме следует прекратить уплачивать налог на имущество. Финансисты на этот счет сообщили следующее (письмо Минфина России от 03.04.2007 N 03-05-06-01/24): для учета выбытия объектов к счету 01 можно открыть субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета заносят стоимость объекта, в кредит - сумму начисленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточную стоимость списывают со счета 01 на счет 91 "Прочие доходы и расходы". Фирма обязана платить налог на имущество до тех пор, пока не будет завершена процедура выбытия.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 24, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.