г. Томск |
|
15 марта 2013 г. |
Дело N А45-30881/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей: Бородулиной И.И, Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Ю.Н.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Черешко Максима Николаевича, г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 25 января 2013 года по делу N А45-30881/2012 (судья Наумова Т.А.)
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, г. Новосибирск
к арбитражному управляющему Черешко Максиму Николаевичу, г. Кемерово
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее по тексту - заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Черешко Максима Николаевича (далее по тексту - заинтересованное лицо, арбитражный управляющий, Черешко М.Н.) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25 января 2013 года арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 500 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, арбитражный управляющий обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25 января 2013 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных административным органом требований, так как доказательства надлежащего уведомления арбитражного управляющего о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении отсутствуют; обязанность публикации сведений об отстранении от исполнения обязанностей конкурсного управляющего возложена на самого конкурсного управляющего, а также на саморегулируемую организацию арбитражных управляющих; вывод арбитражного суда о не указании в уведомлении о проведении собрания кредиторов места нахождения должника не обоснован.
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу, возражало против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу арбитражного управляющего не подлежащей удовлетворению, поскольку в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие наличие в действиях апеллянта состава вменяемого административного правонарушения; порядок привлечения заинтересованного лица к административной ответственности нарушен не был.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25 января 2013 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Новосибирской области от 10.02.2010 года в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Строительный мир" открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Туровцев А.А.
Определением от 20.06.2012 года Туровцев А.А. отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего. Конкурсным управляющим ООО "Строительный мир" утвержден Черешко М.Н.
В ходе проведения административного расследования в рамках дела об административном правонарушении, поводом к возбуждению которого послужило непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в области законодательства о несостоятельности (банкротстве), административным органом установлено, что в нарушение требований пункта 6 статьи 28 Закона о банкротстве Черешко М.Н. не опубликованы в установленном порядке в газете "Коммерсантъ" сведения об отстранении Туровцева А.А. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "Строительный мир"; в нарушение пункта 3 статьи 13 Закона о банкротстве Черешко М.Н. в уведомлении о проведении 03.10.2012 года собрания кредиторов ООО "Строительный мир" не указал сведения, подлежащие обязательному указанию, а именно - место нахождения должника и его адрес.
По факту выявленного правонарушения административным органом в отношении арбитражного управляющего составлен протокол об административном правонарушении от 20.12.2012 года по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку привлечение к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ относится к компетенции арбитражных судов, заявитель, на основании пункта 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с требованием о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности и назначении административного наказания.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из доказанности административным органом наличия вменяемого состава правонарушения в действиях арбитражного управляющего, отсутствия оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд первой инстанции принял по существу правильное решение.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двух тысяч пятьсот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 14.13 КоАП РФ характеризуется виной, как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Субъектом данного административного правонарушения является арбитражный управляющий.
Объектом указанного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, состоит в неисполнении арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.04.2005 года N 122-О указал, что положения части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
В силу статьи 24 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации и при проведении процедур банкротства действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с абзацем 9 части 2 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан осуществлять установленные настоящим Федеральным законом функции.
При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (часть 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о банкротстве для целей настоящего Федерального закона надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее, чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов.
В силу положений пункта 3 статьи 13 Закона о банкротстве, в сообщении о проведении собрания кредиторов должны содержаться следующие сведения: наименование, место нахождения должника и его адрес; дата, время и место проведения собрания кредиторов; повестка собрания кредиторов; порядок ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов; порядок регистрации участников собрания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве, сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом о банкротстве, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом.
Согласно пункту 6 статьи 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения: о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о прекращении производства по делу о банкротстве; об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего; об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника; о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов; об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов; иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
Пунктом 1 статьи 128 Закона о банкротстве установлено, что опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней, с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 года N 1049-р в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, определена газета "Коммерсантъ".
В силу положений статьи 28 Закона о банкротстве формирование и ведение Единого федерального реестра сведений о банкротстве осуществляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
Положения пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ в части включения сведений, подлежащих опубликованию в соответствии с Федеральным законом, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве применяются с 1 апреля 2011 года (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2010 года N 429-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, конкурсным управляющим не были опубликованы в установленном порядке в газете "Коммерсантъ" сведения об отстранении Туровцева А.А. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "Строительный мир", а также конкурсный управляющий Черешко М.Н. в уведомлении о проведении 03.10.2012 года собрания кредиторов ООО "Строительный мир" не указал сведения о месте нахождения должника и его адрес, подлежащие обязательному указанию, то есть своими действиями допустил нарушения положений пункта 6 статьи 28, пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ.
Так, 27.08.2012 года в адрес Управления Росреестра по Новосибирской области от конкурсного управляющего ООО "Строительный мир" Черешко М.Н. поступило уведомление о том, что 03.10.2012 года состоится собрание кредиторов ООО "Строительный мир".
Между тем, в данном уведомлении отсутствует информация о месте нахождения должника, его адресе. При этом в определении Арбитражного суда Новосибирской области от 20.06.2012 года об утверждении Черешко М.Н. конкурсным управляющим ООО "Строительный мир" адресом должника указан г. Новосибирск, ул. Военная, 63, 601, в то время как в спорном уведомлении указан абонентский ящик самого конкурсного управляющего ООО "Строительный мир" Черешко М.Н. (г. Кемерово-70, а/я 2299).
Следовательно, довод апеллянта о наличии необходимых сведений о должнике в уведомлении, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Доводы Черешко М.Н. о том, что в силу части 5 статьи 28 Закона о банкротстве, обязанность опубликования сведений об отстранении от исполнения обязанностей конкурсного управляющего возложена на самого конкурсного управляющего, а также на саморегулируемую организацию арбитражных управляющих являются несостоятельными, поскольку указанная выше норма права регулирует порядок возмещения расходов на опубликование сведений в газете "Коммерсантъ", а также порядок включения сведений об отстранении или освобождении арбитражного управляющего от обязанностей в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
При этом при составлении протокола об административном правонарушении, административным органом указанное обстоятельство учтено и указано о не опубликовании в установленном порядке Черешко М.Н. сведений об отстранении Туровцева А.А. в газете "Коммерсантъ".
Таким образом, в данном случае материалами дела подтверждается, что арбитражным управляющим не исполнена обязанность, предусмотренная пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, согласно которой при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, что свидетельствует о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
По убеждению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемой ситуации вина арбитражного управляющего выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют и не были представлены арбитражным управляющим ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
Каких-либо нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Так, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что уведомление о дате и месте составления протокола направлено Управлением 26.10.2012 года по имеющимся адресам арбитражного управляющего Черешко М.Н., что подтверждается копиями почтовых квитанций N 36795 и N 36796 от 26.10.2012 года.
Заказное письмо с уведомлением о дате и месте составления протокола по квитанции N 36795 от 26.10.2012 года (почтовый идентификатор 63009153367953), направленное по указанному в ходатайстве арбитражного управляющего адресу, вручено адресату 07.11.2012 года, согласно распечатке со страницы интернет "Почта России. Отслеживание почтовых отправлений".
Следовательно, Черешко М.Н. знал о ведении в отношении него административного расследования и мог отследить получение корреспонденции.
Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении у административного органа имелись сведения о надлежащем уведомлении арбитражного управляющего о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенных нарушений малозначительными.
Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Пунктом 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предусмотрено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований Кодекса.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции не установлены какие-либо исключительные обстоятельства, для квалификации совершенного арбитражным управляющим административного правонарушения в качестве малозначительного, поскольку до настоящего момента не представлено доказательств опубликования сведений об отстранении конкурсного управляющего.
Допущенное арбитражным управляющим правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством).
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, формальный, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в несоблюдении арбитражным управляющим публично-правовых обязанностей, применяемых в период конкурсного производства которые возложены на него законодательством о несостоятельности (банкротстве).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно привлек арбитражного управляющего к административной ответственности.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25 января 2013 года по делу N А45-30881/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-30881/2012
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области
Ответчик: Арбитражный управляющий Максим Николаевич Черешко, Арбитражный управляющий Черешко Максим Николаевич, Черешко М. Н.
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1323/13