Обзор судебной практики "Установление охранных
и санитарных зон на земельных участках"
От редакции: В настоящее время возникает немало вопросов относительно того, кто выносит решение об установлении охранных и санитарных зон на земельный участок, какие последствия для владельцев участков влечет это решение.
Bозведение линии элетропередачи (далее - ЛЭП) требует установления охранной зоны и, следовательно, влечет ограничение прав собственника или иного пользователя земельного участка.
Убытки, причиненные в этом случае указанному лицу, подлежат возмещению в соответствии с действующим законодательством (постановление ФАС СКО от 05.10.2006 N Ф08-4220/06).
Кооператив предъявил обществу иск о взыскании убытков, вызванных строительством линии электропередачи на принадлежавшем ему земельном участке.
Рассматривая спор, суды пришли к выводу о том, что, действительно, на земельном участке кооператива были возведены ЛЭП и убытки, причиненные этим строительством, ему не возмещены. Между тем, в соответствии с Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В, утв. постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255 (далее - Правила), вдоль воздушных линий электропередачи устанавливается охранная зона. Право землепользователя в этом случае ограничивается. Данным ограничением ему могут быть причинены убытки, которые должны быть возмещены.
Комментарий. 1. В соответствии с ч. 2 ст. 89 ЗК РФ охранные зоны устанавливаются для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ.
Установление охранной зоны влечет введение ограничения прав на землю, которые устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления или решением суда (ч. 1 ст. 56 ЗК РФ). Ограничения вводятся бессрочно или на определенный срок и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. В силу п. 6 ст. 56 ЗК РФ указанные ограничения подлежат регистрации в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как следует из материалов дела, необходимость установления охранной хоны на земельном участке кооператива была продиктована установления на нем ЛЭП. Размер ЛЭП определяется в зависимости от силы напряжения. Поскольку в настоящем споре речь идет о ЛЭП напряжением до 20 кВ, следовательно, применению подлежат вышеуказанные Правила.
При строительстве ЛЭП ограничения заключаются в следующем. Вдоль линии ЛЭП напряжением до 20 кВ устанавливается охранная зона по обе стороны линии от крайних проводов на расстоянии 10 м в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченного вертикальными плоскостя ми (п. 4 Правил). В охранной зоне без письменного согласия организации, в ведении которой находятся сети, запрещается сажать и вырубать деревья и кустарники, располагать полевые станы, устраивать загоны для скота, сооружать проволочные ограждения, шпалеры для виноградников и садов, а также осуществлять полив сельскохозяйственных культур (п. 11 Правил). Порядок и сроки получения разрешения на производство работ Правилами не предусмотрены, однако установлено, что отказ в выдаче разрешения может быть обжалован в суде (п. 11 Правил). Кроме того, не подлежит использованию площадь, занятая под опорами ЛЭП.
За нарушение данных положений предусмотрена административная ответственность. В соответствии со ст. 9.8 КоАП РФ нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В, которое способно вызвать или вызвало перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией, влечет наложение административного штрафа: на граждан - от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.; на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.
2. Для возведения ЛЭП наряду с ограничением прав возможно изъятие земельного участка у собственника или пользователя. Что прямо предусмотрено п. 1 подп. 2 ст. 49 ЗК РФ: изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в частности, для размещения объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения.
3. Расчет убытков, причиненных изъятием или ограничением прав на земельные участки, осуществляется в соответствии с Правилами возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утв. постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262.
Если возведение ЛЭП осуществлялось без изъятия земельного участка либо установления ограничения прав на землю, то лицо, по инициативе которого данное возведение ЛЭП проводилось, обязано компенсировать владельцу данного земельного участка упущенную выгоду. "
Земельный участок может быть предоставлен с ограничениями, предусмотренными ст. 56 ЗК РФ (постановление ФАС ПО от 21.09.2006 N А55-7587/05-11).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения местного органа власти о предоставлении ему земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование с ограничениями. Данные ограничения заключались в соблюдении правил об охранных зонах и обеспечении доступа к подземным кабельным линиям для выполнения необходимых работ. Позже земельный участок был предоставлен обществу в собственность по договору купли-продажи. Однако, установленные ограничения пользования земельным участком сохранились. По мнению общества, данные ограничения являются незаконными, поскольку нарушают права общества - собственника земельного участка.
Обосновывая свое решение, представители местного органа власти указали: поскольку под земельным участком общества проходят кабельные линии, то необходимо установление охранных зон.
Суды отказали в удовлетворении требований общества в связи с тем, что охранная зона введена в соответствии со ст. 56 ЗК РФ и Правилам охраны электрических сетей напряжением до 1000 В, утв. постановлением СМ СССР от 11.09.1972 г. N 667.
Комментарий. Выводы судов следует принять справедливыми. Охранная зона введена в соответствии со ст. 56 ЗК РФ и вышеуказанных Правил.
Для охраны электрических сетей напряжением до 1000 В устанавливаются охранные зоны вдоль подземных кабельных линий электропередачи в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от крайних кабелей на 1 м с каждой стороны.
Согласно п. 4, 5, 6 Правил в пределах охранных зон ЛЭП напряжением до 1000 В без письменного согласия организации, эксплуатирующей эти линии, запрещается:
а) осуществлять строительные, монтажные, взрывные и поливные работы, производить посадку и вырубку деревьев, устраивать спортивные площадки и площадки для игр, складировать корма, удобрения, топливо и другие материалы;
б) устраивать причалы для стоянки судов, барж и плавучих кранов, производить погрузочно-разгрузочные, дно углубительные и землечерпальные работы, бросать якоря, проходить с отданными якорями и тралами, выделять рыбопромысловые участки, вести добычу рыбы, а также водных животных и растений придонными орудиями лова, устраивать водопой, производить колку и заготовку льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);
в) устраивать проезды для машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 м, а также стоянки автомобильного и гужевого транспорта, машин и механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
г) производить земляные работы на глубине более 0,3 м и планировку грунта с помощью бульдозеров, экскаваторов и других землеройных машин (в охранных зонах кабельных линий электропередачи).
Запрещается производить всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную работу электрических сетей или привести к их повреждениям.
Земельная площадь охранных зон линий электропередачи напряжением до 1000 В не подлежит изъятию у землепользователей, но используется ими с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.
Организации и отдельные граждане на предоставленных им в пользование земельных участках, по которым проходят линии электропередачи напряжением до 1000 В, обязаны принимать все зависящие от них меры, способствующие обеспечению сохранности этих линий.
Следовательно, ограничения прав общества на земельный участок, которые согласно ч. 1 ст. 56 ЗК РФ устанавливается органами государственной власти, местного самоуправления или решением суда, необходимо признать правомерными.
Выделение земельного участка для строительства, производства и иных целей должно осуществляться с учетом необходимости установления санитарно-защитной зоны (СЗЗ), размер которой определяется на основании санитарно-эпидемиологического заключения и проекта, в соответствии с санитарными нормами и правилами (постановление ФАС ЗСО от 19.09.2006 N Ф04-6067/2006)
Общество обратилось в местный орган власти с заявлением об утверждении границ санитарно-защитной зоны.
Местный орган власти отказался это делать, мотивируя отказ отсутствием законодательно определенного порядка утверждения границ санитарно-защитной зоны СЗЗ, а также тем, что законодательством не предусмотрена соответствующая обязанность со стороны органа местного самоуправления.
Не согласившись с таким решением, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, указав, что общество не доказало наличия у местного органа власти полномочий по утверждению границ СЗЗ.
Кассационная инстанция, отменяя решение суда, исходила из следующего.
В силу подп. 1 п. 2, 3 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю, в том числе определение СЗЗ, устанавливается актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
Согласно п. 2.6 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03*(1), санитарно-защитная зона утверждается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам. "
Следовательно, санитарно-защитная зона устанавливается органами власти или решением суда на основании санитарно-эпидемиологического заключения.
Комментарий. Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством.
Размеры санитарно-защитной зоны определяются в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов (п. 1.2).
Ширина санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом санитарной классификации, результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий, а для действующих предприятий и натурных исследований (п. 2.7).
Так, в частности, для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон:
- предприятия первого класса - 1000 м;
- предприятия второго класса - 500 м;
- предприятия третьего класса - 300 м;
- предприятия четвертого класса - 100 м;
- предприятия пятого класса - 50 м. (п. 2.12)
Согласно п. 2.14 для объектов, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющим аналогов в стране и за рубежом, ширина СЗЗ устанавливается в каждом конкретном случае решением Главного государственного санитарного врача РФ или его заместителя.
Размеры санитарно-защитных зон могут быть изменены для предприятий I и II классов - по решению Главного государственного санитарного врача РФ или его заместителя, для предприятий III, IV и V классов - по решению Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя.
Следует также обратить внимание на следующее. Действующее законодательство не содержит четкого ответа на вопрос о том, устанавливаются ли границы санитарно-защитной зоны одновременно с введением ограничений прав на землю или сначала вводится санитарная зона, а затем ограничение прав на участок.
Н.Н. Мельников,
кандидат юрид. наук
"Арбитражное правосудие в России", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 N 38 "О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В статье комментируется несколько постановлений арбитражных судов, связанных с установлением охранных и санитарных зон на земельных участках.
Два анализируемых автором постановления вынесены по спорам, возникшим по поводу ограничения прав на землю, связанных с размещением на участке линий электрических сетей. Автором рассматриваются вопросы: кто выносит решение об установлении охранных и санитарных зон на земельный участок, какие последствия для владельцев участков влечет это решение. Автор делает вывод, в частности, что если возведение ЛЭП осуществлялось без изъятия земельного участка либо установления ограничения прав на землю, то лицо, по инициативе которого данное возведение ЛЭП проводилось, обязано компенсировать владельцу данного земельного участка упущенную выгоду.
Представляет интерес дело, в котором общество обжаловало решение местного органа власти об отказе утвердить границы санитарно-защитной зоны, мотивированное отсутствием законодательно определенного порядка утверждения границ санитарно-защитной зоны, а также тем, что законодательством не предусмотрена соответствующая обязанность со стороны органа местного самоуправления. Автор обращает внимание, что действующее законодательство не содержит четкого ответа на вопрос о том, устанавливаются ли границы санитарно-защитной зоны одновременно с введением ограничений прав на землю или сначала вводится санитарная зона, а затем ограничение прав на участок.
Обзор судебной практики "Установление охранных и санитарных зон на земельных участках"
Автор
Н.Н. Мельников - кандидат юрид. наук
"Арбитражное правосудие в России", 2007, N 11