город Ростов-на-Дону |
|
07 марта 2013 г. |
дело N А53-25400/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Кузнецова С.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
при участии:
от истца - представитель Тарчоков А.Ю. по доверенности от 14.06.2012;
от ответчика - представитель Стречень С.А. по доверенности N 443 от 29.12.2012;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.12.2012 по делу N А53-25400/2012
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ответчику - ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов"
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Илюшина Р.Р.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Новошахтинский завод нефтепродуктов" о взыскании задолженности в размере 5790894 руб. 25 коп.
Решением от 17.12.2012 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 5790894 руб. 25 коп. задолженности.
Решение мотивировано тем, что за время нахождения вагонов, поступивших в адрес ответчика, на путях общего пользования перевозчиком обоснованно начислена плата в соответствии с пунктом 15 заключенного сторонами договора. На основании статьи 43 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчиком правомерно начислена повышенная плата. Наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих выгрузке вагонов ответчиком, не установлено.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что при взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования истцом не доказано возникновение технологических затруднений на станции по его вине. Вывод о том, что нахождение вагонов на приемочно-отправочных путях в любом количестве создает технологические затруднения необоснован. Вагоны, прибывшие в адрес ответчика, составляли всего от 17 % до 40 % занятости путей. По мнению заявителя жалобы, судом необоснованно отклонено заключение Торгово-Промышленной палаты Ростовской области о том, что в спорный период имелись обстоятельства непреодолимой силы, как доказательство отсутствия вины ответчика в простое вагонов. В период действия обстоятельств непреодолимой силы ответчик не имел возможности отгружать готовую продукцию и принимать сырье, в связи с занятостью складских площадей и производственных мощностей.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал.
Представитель истца доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 30.07.2010 между сторонами заключен договор N 223/1/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов" при станции Несветай Северо-Кавказской железной дороги (т. 1 л.д. 7-10), в соответствии с которым осуществляется эксплуатация принадлежащего ОАО "Новошахтинского завода нефтепродуктов" (владелец) железнодорожного пути необщего пользования, являющегося продолжением пути N 7д "Донецкого парка" станции Несветай. Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 6177 м, принадлежащих владельцу (пункт 3 договора).
В соответствии с пунктом 6 договора приемо-сдаточные операции перед подачей вагонов на путь владельца производятся на выставочном пути N 9 станции Несветай приемосдатчиком станции Несветай и приемосдатчиком владельца с использованием смотровой эстакады. Подача вагонов на путь необщего пользования производится локомотивом владельца.
В подпункте "б" пункта 15 договора установлено, что расчеты по настоящему договору производятся в соответствии с договором на организацию расчетов N 791/03-09 от 04.03.2009, код плательщика 1001916971, заключенного между владельцем и ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказского ТЦФТО ОАО "Российские железные дороги" за время нахождения вагонов, принадлежащих перевозчику на подъездном пути владельца либо ожидания их подачи по вине владельца на путях станции. Владелец уплачивает перевозчику на железнодорожных путях общего пользования при задержке их приема или в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, не зависящим от владельца, в размере 50 % от ставок плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
По дополнительному соглашению от 04.07.2011 срок действия договора продлен до 01.08.2012.
В феврале и марте 2012 года в адрес ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов" поступило 428 вагонов. По причине занятости фронтов погрузки-выгрузки завода, вагоны простаивали на путях общего пользования.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования зафиксирован в актах общей формы N 287, 288, 352, 402, 420, 453, 460, 488, 494, 302, 317, 330, 354, 401, 403, 426, 459, 486, 304, 321, 501, 306, 314, 319, 382, 424, 454, 492, 497, 499, 323, 331, 461, 503, 346, 350, 363, 427, 462, 505 (т. 1 л.д. 12-65). От подписания актов представитель грузополучателя отказался.
В связи с неисполнением владельцем обязательств по оплате за время нахождения вагонов на путях общего пользования, ОАО "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за время задержки вагонов в пути следования, в том числе и на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, последние вносят перевозчику плату за пользование вагонами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге. Размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте.
Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава. Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, за время в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Однако плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, может взиматься при достижении сторонами соответствующего соглашения.
В данном случае взимание платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования предусмотрена в подпункте "б" пункта 15 заключенного между сторонами договора.
На основании статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Размер платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, при задержке их приема или в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования, по причинам, зависящим от владельца, определен сторонами в размере 50 % от ставок плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В апелляционной жалобе заявитель указывает на отсутствие оснований для взыскания платы в связи с недоказанностью истцом возникновения на станции технологических затруднений, а также на наличие обстоятельств непреодолимой силы.
В период с 31.01.2012 по 08.02.2012 теплоходы "Riroil 2", "Bashir Safaroglu", "Armada Trader", "Kura River", "Caspian Stream", "Araz River", "Armada Navigator", "Brothers-l", "Brothers-7" прибыли к кромке льда в Керченском проливе и подали нотисы о прибытии. Однако вследствие действия неблагоприятных погодных условий и введенных ограничений по ледовому плаванию указанные суда до конца февраля - начала марта 2012 года находились у кромки льда в ожидании ледокольной проводки. Вышеуказанные суда были включены в ледокольные караваны в период с 29.02.2012 по 15.03.2012.
Суда "Lerik", "Caspian Stream", "Caspian Leader", "Lakhta" в период с 23.01.2012 по 05.02.2012 поданы судовладельцем под погрузку и в соответствии с условиями договора приняли на борт товар. Фрахтователем 05.02.2012 выполнены все формальности, суда были готовы к убытию в рейс. Однако, вследствие действий неблагоприятных погодных условий и введению ограничения по ледовому плаванию вышеуказанные суда находились на рейде порта Ростов и были включены в состав ледового каравана только в период с 04.03.2012 по 19.03.2012.
В связи с указанными обстоятельствами в период с 25.01.2012 по 19.03.2012 ОАО "НЗНП" на то, что не имело возможности принимать поставляемый в его адрес груз (сырье) и производить его разгрузку в связи с заполнением всех производственных мощностей как готовой продукцией, так и сырьем.
По мнению заявителя жалобы, наличие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) в указанный период подтверждено в заключении Торгово-промышленной палаты Ростовской области, выданном ОАО "НЗНП" 19.03.2012 исх. N 188/08 (т. 1 л.д. 122-125).
Вместе с тем, доказательств того, что указанные выше форс-мажорные обстоятельства повлекли простой вагонов в ожидании разгрузки как в период действия обстоятельств непреодолимой силы, так в иные отрезки спорного периода, не представлено. В материалах дела отсутствуют документы в обоснование довода заявителя жалобы о том, что все складские помещения были заняты готовой продукцией, документы по приостановлению производства готовой продукции и прочие доказательства, подтверждающие невозможность разгрузки вагонов.
Заявителем не представлено также доказательств принятия мер по разрешению сложившейся ситуации, предупреждению контрагентов о приостановке отгрузки груза.
Размер подлежащей к взысканию платы определен с учетом статьи 43 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, согласно которой в связи с несвоевременным приемом вагонов, несвоевременной выгрузкой грузов на железнодорожных станциях, железнодорожных путях необщего пользования, несвоевременным вывозом грузов с железнодорожных станций грузополучателями и возникновением по данным причинам технологических затруднений на железнодорожных станциях перевозчик в отношении грузополучателей и обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования, по вине которых возникли указанные затруднения, имеет право, в том числе по обращению владельца инфраструктуры, увеличить размеры следующих сбора и платы: сбор за хранение выгруженных грузов, контейнеров - до пятикратного размера указанного сбора; плата за пользование вагонами, контейнерами, задержанными на железнодорожных путях необщего пользования более чем двадцать четыре часа после окончания технологического времени, установленного договором с перевозчиком, а также на железнодорожных станциях - до двукратного размера указанной платы.
В пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что при возникновении споров, связанных с увеличением перевозчиком в соответствии со статьей 43 Устава в одностороннем порядке сбора за хранение выгруженных грузов и контейнеров, а также платы за пользование вагонами, контейнерами, задержанными на железнодорожных путях необщего пользования более чем на двадцать четыре часа после окончания технологического времени, установленного договором с перевозчиком, а также на железнодорожных станциях, следует иметь в виду, что такие сборы и плату перевозчик может установить только в отношении грузополучателей и владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей (грузоотправителей) своими локомотивами, по вине которых возникли на железнодорожной станции технологические затруднения. Об увеличении сбора и платы указанные грузополучатели и владельцы железнодорожных путей необщего пользования должны быть уведомлены перевозчиком в письменной форме. Если грузополучатель отрицает получение письменного уведомления, перевозчик должен представить доказательства такого уведомления.
В данном случае уведомления о начислении повышенной платы направлялись грузополучателю (т. 1 л.д. 131-135), что не отрицается заявителем жалобы.
Указанные разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не исключают необходимости доказывания истцом факта возникновения технологических затруднений на станции в связи с нахождением на путях общего пользования вагонов, адресованных ответчику.
На станции Несветай имеется 9 путей общего пользования, из них восемь предназначены для приема и отправления поездов, в том числе N 5, N 6, N 7 и N 8 пригодны под слив и налив нефтепродуктов, что подтверждается технологическим процессом работы станции Несветай и технологией работы железнодорожной станции Несветай с ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов" (т. 1 л.д. 137-144, т. 1 л.д. 149-156). Вместимость фронта пути N 5 - 22 цистерны, N 6 - 22 цистерны, N 7 - 6 цистерн, N 8 - 6 цистерн.
Из представленной в материалы дела схемы станционных путей следует, что в период с 23.02.2012 по 05.04.4012 на станционных путях находились вагоны, прибывшие в адрес ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов", в количестве от 74 до 244 вагонов, при этом вместимость станции - 475 вагонов.
В соответствии с пунктом 6 заключенного между сторонами договора приемо-сдаточные операции перед подачей вагонов на путь владельца производятся на выставочном пути N 9, однако, указанное выше количество вагонов, прибывших в адрес завода, не могло разместиться на указанном выставочном пути и размещались на иных путях общего пользования.
Таким образом, в спорный период вагоны, прибывшие в адрес ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов" находились, в том числе на путях, предназначенных для приема и отправления поездов, что согласно пункту 64 приказа Минтранса России от 21.12.2012 недопустимо.
При таких условиях, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерном начислении ответчику повышенной платы за простой вагонов на станционных путях, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.12.2012 по делу N А53-25400/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Кузнецов С.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-25400/2012
Истец: ОАО "РЖД" -филиал ЦФТО-СП СК ТЦФТО, ОАО РЖД
Ответчик: ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов"