г. Самара |
|
15 марта 2013 г. |
Дело N А72-7990/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 марта 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стафиловым Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13.03.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Администрации города Димитровграда Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.12.2012 по делу N А72-7990/2012 (судья Леонтьев Д.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ульяновск-Фарм" (ИНН 7325054820, ОГРН 1057325048538), г.Ульяновск, к Администрации города Димитровграда Ульяновской области, г.Димитровград Ульяновской области, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения Ульяновской области, г.Ульяновск, Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства", г.Димитровград Ульяновской области,
о взыскании денежных средств,
с участием в судебном заседании представителя Администрации г.Димитровграда Ульяновской области Шулимовой О.В. (доверенность от 25.02.2013 N 01-26/968),
представители ООО "Ульяновск-Фарм", Министерства здравоохранения Ульяновской области, ФГБУЗ КБ N 172 ФМБА России не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ульяновск-Фарм" (далее - ООО "Ульяновск-Фарм", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Администрации города Димитровграда Ульяновской области (далее - администрация) о взыскании 1388440 руб. 29 коп.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство здравоохранения Ульяновской области и (с учетом произведенной судом процессуальной замены) Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства" (далее - и ФГБУЗ КБ N 172 ФМБА России).
Решением от 21.12.2012 по делу N А72-7990/2012 Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил исковые требования.
В апелляционной жалобе администрация просила отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт о взыскании с администрации денежных средств в размере 1388440 руб. 29 коп. за счет средств бюджета Ульяновской области.
Министерство здравоохранения Ульяновской области и ООО "Ульяновск-Фарм" в отзывах просили оставить обжалуемое судебное решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ООО "Ульяновск-Фарм", Министерства здравоохранения Ульяновской области и ФГБУЗ КБ N 172 ФМБА России, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель администрации поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзывах, выступлении представителя администрации в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, 01.03.2010 между администрацией (заказчик) и ООО "Ульяновск-Фарм" (исполнитель) был заключен муниципальный контракт N 10, по которому исполнитель обязался по заданию заказчика оказать услуги по обеспечению региональных льготников города Димитровграда Ульяновской области сахаропонижающими препаратами и средствами самоконтроля на 2010 год (услуги), а заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги (пункт 1.1).
Стоимость услуг по этому контракту определена в размере 5623398 руб. 40 коп.; источник финансирования - бюджет города Димитровграда Ульяновской области на 2010 год (пункт 2.1 контракта).
Пунктом 2.2 контракта предусмотрено, что оплата оказанных услуг производится заказчиком по мере поступления денежных средств из бюджета города Димитровграда Ульяновской области на 2010 год после подписания оформленных в установленном порядке актов об оказании услуг, справки о стоимости оказанных услуг и затрат на услуги, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, но не позднее 31.12.2010. К акту об оказании услуг исполнитель оформляет счет-фактуру. Отчетные документы должны подтверждать целевое использование выделенных средств.
08.11.2010 между администрацией (заказчик) и ООО "Ульяновск- Фарм" (поставщик) был заключен муниципальный контракт N 88, по которому исполнитель обязался по заданию заказчика оказать услуги по закупке, хранению и розничной торговле через аптечную сеть сахаропонижающими препаратами и средствами самоконтроля для больных города Димитровграда Ульяновской области, страдающих сахарным диабетом на октябрь, ноябрь, декабрь 2010 года (услуги), а заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги (пункт 1.1).
Стоимость услуг по этому контракту определена в размере 247607 руб.; источник финансирования - бюджет города Димитровграда Ульяновской области на 2010 год (пункт 2.1 контракта).
В соответствии с пунктом 2.2 контракта оплата оказанных услуг производится заказчиком по мере поступления денежных средств из бюджета города Димитровграда Ульяновской области на 2010 год после подписания оформленных в установленном порядке актов об оказании услуг, справки о стоимости оказанных услуг и затрат на услуги, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, но не позднее 31.12.2010. К акту об оказании услуг исполнитель оформляет счет-фактуру. Отчетные документы должны подтверждать целевое использование выделенных средств.
04.05.2010 между администрацией (заказчик) и ООО "Ульяновск-Фарм" (исполнитель) был заключен договор возмездного оказания услуг N 87, по которому исполнитель обязался по заданию заказчика оказать услуги по обеспечению региональных льготников города Димитровграда Ульяновской области сахаропонижающими препаратами и средствами самоконтроля во втором полугодии 2010 год (услуги) в соответствии с техническим заданием (приложение), а заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги (пункт 1.1).
Стоимость услуг по этому договору определена в размере 99558 руб.; источник финансирования - бюджет города Димитровграда Ульяновской области на 2010 год (пункт 3.3 контракта).
Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что оплата оказанных услуг производится заказчиком по мере поступления денежных средств из бюджета города Димитровграда Ульяновской области на 2010 год после подписания оформленных в установленном порядке актов об оказании услуг, справки о стоимости оказанных услуг и затрат на услуги, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, но не позднее 31.12.2010. К акту об оказании услуг исполнитель оформляет счет-фактуру. Отчетные документы должны подтверждать целевое использование выделенных средств.
22.12.2010 между администрацией (заказчик) и ООО "Ульяновск-Фарм" (исполнитель) был заключен договор возмездного оказания услуг N 203, по которому исполнитель обязался по заданию заказчика оказать услуги по обеспечению региональных льготников города Димитровграда Ульяновской области сахаропонижающими препаратами и средствами самоконтроля во втором полугодии 2010 год (услуги) в соответствии с техническим заданием (приложение), а заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги (пункт 1.1).
Стоимость услуг по этому договору определена в размере 22651 руб. 82 коп.; источник финансирования - бюджет города Димитровграда Ульяновской области на 2010 год (пункт 3.3 контракта).
Согласно пункту 3.2 договора оплата оказанных услуг производится заказчиком по мере поступления денежных средств из бюджета города Димитровграда Ульяновской области на 2010 год после подписания оформленных в установленном порядке актов об оказании услуг, справки о стоимости оказанных услуг и затрат на услуги, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, но не позднее 31.12.2010. К акту об оказании услуг исполнитель оформляет счет-фактуру. Отчетные документы должны подтверждать целевое использование выделенных средств.
01.10.2010 администрацией (заказчик) и ООО "Ульяновск- Фарм" (исполнитель) был заключен договор возмездного оказания услуг N 147, по которому исполнитель обязался по заданию заказчика оказать услуги по обеспечению региональных льготников города Димитровграда Ульяновской области сахаропонижающими препаратами и средствами самоконтроля во втором полугодии 2010 год (услуги) в соответствии с техническим заданием (приложение), а заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги (пункт 1.1).
Стоимость услуг по этому договору определена в размере 43278 руб. 10 коп.; источник финансирования - бюджет города Димитровграда Ульяновской области на 2010 год (пункт 3.3 контракта).
Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что оплата оказанных услуг производится заказчиком по мере поступления денежных средств из бюджета города Димитровграда Ульяновской области на 2010 год после подписания оформленных в установленном порядке актов об оказании услуг, справки о стоимости оказанных услуг и затрат на услуги, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, но не позднее 31.12.2010. К акту об оказании услуг исполнитель оформляет счет-фактуру. Отчетные документы должны подтверждать целевое использование выделенных средств.
В соответствии с вышеуказанными контрактами и договорами ООО "Ульяновск-Фарм" осуществляло поставку лекарственных средств для обеспечения граждан, проживающих на территории Ульяновской области, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Из материалов дела следует, что ООО "Ульяновск-Фарм" поставило товар на сумму 5848709 руб. 47 коп. и за администрацией имеется задолженность по его оплате в сумме 1388440 руб. 29 коп.
Имеющимися в материалах дела рецептами подтверждается, что поставленный обществом товар отпущен гражданам.
Данные обстоятельства администрацией не опровергнуты.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 данного закона, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
1) организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;
3) организация обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" установлено, что в 2008 году в целях обеспечения мероприятий по разграничению полномочий в области оказания государственной социальной помощи в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 6 Федерального закона от 21.07.2007 N 184-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" финансирование переданных в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции закона N 230-ФЗ) полномочий осуществляется за счет направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Объем средств, направляемых в соответствии с данной частью в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, в 2008 году рассчитывается исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", а также из норматива финансовых затрат в размере 426 рублей в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде указанной социальной услуги.
Частью 11 статьи 11 Федерального закона от 14.07.2008 N 110-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг" установлено, что положения части 1 статьи 36 Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (в редакции Федерального закона от 14.07.2008 N 110-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 01.07.2008.
По состоянию на момент заключения упомянутых муниципальных контрактов и договоров указанные нормы действовали.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2007 N 873 "О предоставлении в 2008 году субвенций на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов" утверждены Правила "О предоставлении в 2008 году субвенций на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, питания для детей-инвалидов", в соответствии с которыми Министерство финансов Российской Федерации перечисляет в установленном порядке субвенции в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Согласно пункту 5 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" нарушение предусмотренных этим законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Вышеуказанные контракты и договоры не признаны недействительными в судебном порядке.
Довод администрации о непредставлении оправдательных документов, подтверждающих факт поставки товара, материалам дела не подтверждается.
Согласно статье 526 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Пунктом 1 статьи 531 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с условиями государственного контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному заказчику или по его указанию другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 ГК РФ.
По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 531 ГК РФ, в случаях, когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателям, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным или муниципальным заказчиком.
В силу статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно пункту 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В соответствии с требованиями статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Довод администрации об ответственности Министерства здравоохранения Ульяновской области перед ООО "Ульяновск-Фарм" за ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставленных лекарственных средств подлежит отклонению.
Министерство здравоохранения Ульяновской области не являлось стороной по вышеуказанным сделкам.
Кроме того, в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи 401 ГК РФ необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Таким образом, даже непоступление денежных средств из бюджета не является основанием для освобождения должника от ответственности за неисполнение обязанности по оплате стоимости поставленной продукции.
Выводы, сделанные судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, подтверждаются судебной арбитражной практикой.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и сделал выводы, соответствующие этим обстоятельствам.
Доводы, приведенные администрацией в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 декабря 2012 года по делу N А72-7990/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-7990/2012
Истец: ООО "Ульяновск-Фарм"
Ответчик: Администрация г. Димитровграда Ульяновской области, Администрация города Димитровграда Ульяновской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Ульяновской области, ФГУЗ МСЧ N172 ФМБА России, ФГУЗ МСЧ N172 ФМБА России Поликлиника больницы N2, ФГУЗ МСЧ N172 ФМБА России Поликлиника больницы ДААЗа, ФГУЗ МСЧ N172 ФМБА России Поликлиника ДААЗа, ФГУЗ МСЧ N172 ФМБА России Поликлинника больницы N2