Продвигаешь чужой товар - заплати налог!
С полученной скидки надо заплатить НДС. Именно так предписывают поступать специалисты Минфина России в своих последних разъяснениях. Это, конечно, не новость. Но в комментариях финансистов есть и более интересные моменты. При продвижении товаров поставщика розничный торговец должен начислить НДС - утверждают они...
Для оптовиков, производителей, а также розничных торговцев Минфин выработал новые правила расчета НДС*(1). Они касаются случаев, когда компания получает или предоставляет скидки. А также вознаграждения либо премии за создание наиболее выгодных условий для поставщика.
Вот так сюрприз...
Надо сказать, что некоторые из тезисов финансового ведомства весьма неожиданны*(2). Их нет как в Налоговом кодексе, так и в других документах.
Одно из таких требований - розничный торговец должен начислять НДС, если он продвигает товары поставщика. К примеру, выкладывает их на самые ходовые места. Либо выделяет для них постоянные либо дополнительные торговые полки. Такие действия финансисты называют услугой по продвижению, которую розничный магазин предоставляет оптовику. А раз это услуга, то ее стоимость следует включить в базу по НДС.
Далее чиновники указали - подобная услуга может выполняться на основании отдельного соглашения. Или вводиться в общем договоре поставки. Там нередко прописываются обязанности по выкладке товаров. И указывается, что взамен поставщик назначает вознаграждение (или скидку). Такая сумма и будет базой по НДС - решили сотрудники Минфина.
Пример
ООО "Магазин" закупает колбасу у ЗАО "Мяспром". В договоре определено, что "Мяспром" предоставляет 2%-ную скидку, если его товар всегда находится в продаже. В ноябре такое условие было выполнено. Общая стоимость отгруженной продукции за этот месяц - 1 180 000 руб. (в том числе НДС, но без скидки). Получается, что скидка равна:
1 180 000 руб. х 2% = 23 600 руб.
Ту же сумму признаем за стоимость услуги. Она уже включает НДС. Налог узнаем расчетным путем и получаем НДС в сумме:
23 600 руб. х 18% : 118% = 3600 руб.
В расчете мы применяем максимальную ставку, поскольку 10%-ный НДС предусмотрен для мясной продукции. А не для услуг по ее продвижению.
Определив налог, ООО "Магазин" выписывает два экземпляра счета-фактуры. Один регистрирует в книге продаж. Другой отдает поставщику. Тот стал заказчиком услуг. Он фиксирует счет-фактуру в книге покупок. И принимает НДС к вычету.
Когда оптовик или производитель перечисляет магазину "живые" деньги, то в расчете налога на добавленную стоимость нет особенностей. Но обычно картина иная. На вознаграждение оптовик уменьшает сумму по своему счету (за поставленный товар). По нашему мнению, в такой ситуации происходит зачет взаимных требований. Здесь введен особый порядок учета НДС. Участники договора должны обменяться платежками на налог.
Пример
Вернемся к предыдущему примеру. ЗАО "Мяспром" обязано перечислить 3600 руб. на счет ООО "Магазин". В платежке надо отметить, что это оплата НДС по услугам, оказанным в ноябре. ООО "Магазин" оформляет обратную платежку. Но в ней уже другая формулировка - "НДС по продукции, оплата которой произведена взаимозачетом". Смысла у подобных операций нет. Однако их требует проводить Налоговый кодекс и Минфин*(3).
Когда НДС платить не надо
Рассказав, когда надо платить НДС, специалисты Минфина сообщили и о том, что налог взимается не в каждой ситуации. В частности, его нет, если магазин берет вознаграждение за простое включение товара в свой ассортимент. Или его размещение в новой торговой точке. По мнению финансистов, тут не оказываются услуги по рекламе товара.
Из документа
Во взаимоотношениях между продавцами товаров и их покупателями могут применяться различные премии и вознаграждения, выплачиваемые продавцами товаров их покупателям, не связанные с оказанием услуг по рекламе и продвижению товаров: например, за факт заключения с продавцом договора поставки; за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети; за включение товарных позиций в ассортимент магазинов и т.п. Указанные суммы, по нашему мнению, не следует признавать выплатами, связанными с расчетами за поставляемые товары.
Письмо Минфина России от 26.07.2007 г. N 03-07-15/112
Где граница между продвижением товара и отсутствием таких услуг? Чиновники не отвечают на этот вопрос. На наш взгляд, и особая выкладка товара в магазине, и его размещение в новой точке - схожие действия. Их цель одинакова - увеличить спрос на определенную продукцию. Но в первом случае Минфин заявляет о наличии услуги и необходимости платить НДС. Во втором - освобождает от налога. Понять такую логику сложно. Однако компании могут не начислять НДС в тех случаях, что прямо упомянули финансисты. Инспекторы, полагаем, не будут это оспаривать. В худшем случае проверяющие могут доначислить только НДС. Ведь исполнение официальных разъяснений Минфина освобождает компанию от пени и штрафа*(4).
А. Маслов,
ведущий юрисконсульт компании "Налоговая помощь"
Специалисты Минфина России фактически разбивают один сложный договор на несколько простых, вычленяя отдельные услуги. Такой подход можно применить практически к любому сложному гражданско-правовому соглашению. Хотя, на мой взгляд, это неоправданно. Ведь стороны договорились о единой комплексной услуге. К примеру, о поставке товаров с их выкладкой на наиболее престижные торговые места. Эти условия связаны. Нет обособленных договоренностей о поставке и выкладке ценностей.
Расчет НДС при выплате вознаграждений
за продвижение товаров (если следовать указаниям Минфина)
/---------------------------------------------------------\
| Изучаем договор. НДС определяем, |
| только если есть обязанность продвигать товар |
\---------------------------------------------------------/
/---------------------------------------------------------\
| Из договора узнаем плату либо скидку за продвижение. |
| Это база по НДС |
\---------------------------------------------------------/
/---------------------------------------------------------\
| Исчисляем налог. Его ставки - 18% или 18/118%. |
| Это зависит от условий договора |
\---------------------------------------------------------/
/---------------------------------------------------------\
| По итогам месяца выписываем счет-фактуру, |
| показывая ее в книге продаж |
\---------------------------------------------------------/
/---------------------------------------------------------\
| До 5-го числа следующего месяца выдаем поставщику |
| второй экземпляр счета-фактуры |
\---------------------------------------------------------/
/---------------------------------------------------------\
|Поставщик регистрирует свой счет-фактуру в книге покупок,|
| вычитая "входной" налог |
\---------------------------------------------------------/
Продвижение товаров налогом чревато
Теперь поговорим о ситуациях, когда налицо продвижение товаров. Это не только их размещение в магазине и обеспечение постоянного остатка. Сюда можно отнести и информационные объявления в торговых точках, и дегустацию продукции, и другие подобные предложения.
Когда вы проводите такие мероприятия, то сначала надо решить - выполнять предписания Минфина или нет. Многие специалисты считают, что они вполне оспоримы. Ведь поставщик в договоре зачастую требует особых условий для продажи своих товаров. Соблюдая их, магазин лишь выполняет свои обязанности. Они закреплены за ним, как за покупателем. И предусмотрены в договоре поставки. Здесь нет особых услуг, с которых финансисты хотят взимать НДС.
Конечно, это лишь логический контраргумент. Арбитражной практики по данному вопросу пока не сложилось. Победа плательщика довольно-таки вероятна, но не все организации захотят рисковать.
Пример
По договору организации поставлено товаров на 590 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.). Но она оказала поставщику дополнительные услуги на 7080 руб. В эту сумму включен НДС - 1080 руб. Его компания отражает в книге продаж. А в книгу покупок она вносит весь "входной" НДС по приобретенному товару. То есть 90 000 руб. Значит, налоговый вычет составит:
90 000 - 1080 = 88 920 руб.
Теперь допустим, что дополнительные услуги не закреплены в контракте. Но компании дана скидка, которая без НДС равна:
7080 - 1080 = 6000 руб.
Стоимость поставляемого товара (учтенная без НДС и отраженная в книге продаж):
590 000 - 90 000 - 6000 = 494 000 руб.
Налог, предъявляемый к вычету:
494 000 руб. х 18% = 88 920 руб.
Столько же, сколько и в первом случае.
Изменена цена - изменен и налог
Вторая часть письма финансистов касается НДС по так называемым ретро-скидкам. То есть ситуациям, когда цена товара меняется после его отгрузки. Минфиновцы по-прежнему требуют корректировки налоговой базы, счетов-фактур и деклараций.
Пример
Для поощрения клиентов ООО "Завод" ввел накопительные скидки. Если покупатель за месяц приобрел товаров на сумму более 1 млн руб., то ему предоставляют бонус. Стоимость продукции, отгруженной за месяц, снижается на 3%. Перерасчет цены выполняется по итогам месяца. Когда определена общая сумма продаж.
В ноябре отгружены товары в ЗАО "Розница" на 1 416 000 руб. (в том числе НДС - 216 000 руб.). Это стоимость без скидок. Она показана в счетах-фактурах, составленных ООО "Завод". И в его книге продаж. ЗАО "Розница" приняло весь налог на добавленную стоимость к вычету, отразив его в книге покупок.
В декабре определена скидка:
1 416 000 руб. х 3% = 42 480 руб.
В том числе НДС:
216 000 руб. х 3% = 6480 руб.
По мнению Минфина, "Розница" должна вернуть обратно поставщику ранее полученные счета-фактуры.
ООО "Завод" исправляет сумму НДС и стоимость товаров в счетах-фактурах. Эти записи заверяются печатью поставщика и подписью его руководителя. Кроме того, предприятие оформляет доплист к книге продаж за ноябрь. В нем приводится уменьшенная стоимость товаров и НДС. Если сдана декларация за этот месяц, то заполняется "уточненка".
ЗАО "Розница" на основании исправленных счетов-фактур, взятых у поставщика, составляет доплист к книге покупок за ноябрь. Если компания уже предоставила декларацию по НДС за ноябрь, она обязана составить "уточненку". Возможно, придется отдать и пени (если корректировка производится после срока уплаты налога на добавленную стоимость).
И последнее. ЗАО "Розница" вносит отдельную запись в книгу покупок за декабрь, когда получены исправленные счета-фактуры. Приведенный в них НДС равен:
216 000 - 6480 = 209 520 руб.
Он предъявляется к вычету в декабре.
Как мы видим, учет ретро-скидок очень сложен. Конечно, иногда без него не обойтись. Однако желательно разработать более простую систему поощрения клиентов. Например, можно не менять цены по уже реализованной продукции, а давать бонусы на предстоящую отгрузку. В нашем примере это декабрьская поставка товаров. На нее переносим скидку. Тогда стоимость продукции, отпущенной для ЗАО "Розница", будет снижена на 42 480 руб. (с учетом НДС). Это сразу отражается в счетах-фактурах. Тогда их корректировка не требуется.
А. Юрьев,
аудитор
"Актуальная бухгалтерия", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) письмо Минфина России от 26.07.2007 N 03-07-15/112.
*(2) указания финансистов доведены до инспекций письмом ФНС России от 30.08.2007 N ШС-6-03/688@
*(3) п. 4 ст. 168 НК РФ, письмо Минфина России от 07.03.2007 N 03-07-15/31
*(4) п. 8 ст. 75 и подп. З п. 1 ст. 111 НК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.