О посреднической "первичке"
Любая хозяйственная операция должна быть оформлена первичными документами. Причем сделать это не всегда просто. Даже при условии, что бланк необходимой "первички" утвержден Госкомстатом. Но ситуация еще более усложняется, когда официальной формы тех или иных бумаг нет вовсе. Например, по посредническим сделкам...
Наша фирма продает товар через посредников. Это удобно и нам, и им. Мы расширяем рынок сбыта продукции. Посредники получают дополнительные доходы. Налоговые инспекторы уделяют достаточно много внимания подобным операциям. По их мнению, некоторые недобросовестные компании за счет этого уходят от налогов. Поэтому, все документы мы стараемся оформлять так, чтобы "комар носа не подточил". Правда, в посреднических операциях сделать это не всегда просто. Объясню почему. Отгружая товар посреднику, мы выписываем накладную по форме ТОРГ-12 и счет-фактуру. С этими бумагами проблем не возникает. Однако, их недостаточно. Инспекторы требуют предоставить для проверки еще два дополнительных документа.
Во-первых, это отчет посредника о выполненном поручении. Во-вторых, акт сдачи-приемки посреднических услуг. Он подтверждает факт их выполнения. Только при их наличии контролеры разрешают включать вознаграждение посредника в налоговые расходы и принимать к вычету "входной" НДС по нему (конечно, при наличии счета-фактуры нашего контрагента).
Если формы накладной и счета-фактуры утверждены официально, то про два других документа этого не скажешь. Нам пришлось их разрабатывать самостоятельно. И я решила поделиться своим опытом, чтобы облегчить работу бухгалтеров, которые вынуждены (или будут вынуждены) заниматься тем же самым.
Итак, отчет посредника. В нем следует как можно подробнее расписать какие услуги выполнил посредник, на какую сумму и какое вознаграждение ему причитается. Обратите внимание: бумагу оформляет и подписывает посредник.
Перейдем к акту сдачи-приемки посреднических услуг. Напомним, что этот документ обосновывает правомерность включения в налоговые расходы посреднического вознаграждения. Акт оформляют двусторонний. То есть его подписывает как комитент, так и посредник (комиссионер).
Документ может быть оформлен так:
ЗАО "Комитент" ООО "Посредник"
Акт сдачи-приемки
посреднических услуг от "30" октября 2007 г. N 23
Настоящим актом стороны подтверждают что ООО "Посредник" оказала посреднические услуги ЗАО "Комитент" за октябрь 2007 г. по договору комиссии от "10" сентября 2007 г. N 456/н. Сумма вознаграждения посредника составляет - 29 500 руб. (двадцать девять тысяч пятьсот рублей). Сумма НДС с посреднического вознаграждения составляет 4500 руб. (четыре тысячи пятьсот рублей).
Генеральный директор
ООО "Посредник" Иванов /А.И. Иванов/
МП
Генеральный директор
ЗАО "Комитент" Петров /О.Н. Петров/
МП
ООО "Посредник"
Отчет посредника
от "24" октября 2007 г. N 23
о выполнении посреднических услуг
по договору комиссии от "10" сентября 2007 г. N 456/н
1. В рамках договора комиссии от "10" сентября 2007 г. N 456/н комиссионером (ООО "Посредник") были выполнены следующие действия:
1.1. Получены товары на сумму 590 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.);
1.2. Отгружены товары покупателю на сумму 295 000 руб. (в том числе НДС - 45 000 руб.);
1.3. Получены денежные средства от покупателя в сумме 295 000 руб. (в том числе НДС - 45 000 руб.);
1.4. Денежные средства, поступившие от покупателя, перечислены на расчетный счет комитента. Сумма перечисленных средств за вычетом посреднического вознаграждения составила 265 500 руб.
2. Сумма комиссионного вознаграждения, рассчитанная в соответствии с пунктом 5 договора комиссии от "10" сентября 2007 г. N 456/н составила:
295 000 руб. х 10% = 29 500 руб. (в том числе НДС - 4500 руб.).
Генеральный директор
ООО "Посредник" Иванов /А.И. Иванов/
МП
Комментарий редакции
По закону о бухгалтерском учете те документы, формы которых не предусмотрены в альбомах унифицированных форм, должны быть составлены компанией самостоятельно. При этом в них должны присутствовать обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ). Кроме того, формы первичных документов, разработанных компанией самостоятельно, утверждаются в качестве элемента бухгалтерской учетной политики фирмы. В этом случае их можно применять наряду с официальными формами.
О. Незлобина,
гл. бухгалтер
"Актуальная бухгалтерия", N 11, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.