Скидки - в расходах. Но при каких условиях?
Скидки в составе внереализационных расходов учитывают, если условия их предоставления перечислены в договоре. И покупатель эти условия выполнил. Обоснованием для включения в расходы служит договор, расчет суммы скидки и подтверждающие документы (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.09.2007 N Ф04-6332/2007(38166-А67-15)
Из документа
"..." у налогового органа отсутствовали основания для исключения из состава внереализационных расходов предоставленных дистрибьюторам сумм скидок "...".
Данный вывод судебных инстанций соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основан на положениях пункта 19.1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации "...".
"..." в данном пункте не конкретизировано, о каких именно скидках идет речь "...".
Учитывая, что налоговым органом "..." не представлены доказательства, опровергающие вывод суда об экономической обоснованности предоставления указанных скидок, кассационная инстанция отклоняет довод налогового органа о неправомерности отнесения ООО "КДВ Групп" спорных скидок во внереализационные расходы.
Ситуация
Компания заключила со своими контрагентами Соглашение о дистрибьютерских поставках. Цена продукции определялась в соответствии с основным прейскурантом цен с учетом скидок. Соглашением предусмотрены скидки за статус Дистрибьютора, за выполнение плана, за выполнение основных условий настоящего соглашения, за выполнение обязательств по срокам платежа, за осуществление предоплаты. Изложены также условия предоставления и механизм расчета скидок. Так скидки предоставляются на основании результатов деятельности покупателя в предыдущем месяце путем распределения суммы скидок по накладным текущего месяца.
В случае расторжения Соглашения фирма выплачивает скидку путем уменьшения дебиторской задолженности. Все без исключения предоставленные покупателям скидки рассчитаны, исходя изданных по произведенным контрагентами закупкам, в соответствии с согласованными сторонами планом закупок. В зачет плана закупок идет стоимость отгруженной продукции по ценам основного прейскуранта. Сумма подлежащей выплате скидки определяется в акте сверки расчетов между фирмой и контрагентом. Таким образом перед представлением скидок проверяется выполнение покупателем необходимых для этого условий договора.
Проблема
Налоговая инспекция провела камеральную проверку по налогу на прибыль за 6 месяцев 2006 года. В декларации по налогу на прибыль в состав внереализационных расходов были отнесены суммы предоставленных дистрибьюторам скидок. Проверяющие указали, что в случае изменения цены товара скидка должна корректировать доход фирмы, а не внереализационный расход. А если скидки предусматривают уменьшение дебиторской задолженности, то по своей правовой природе они являются дарением, и как безвозмездно переданное имущество не уменьшают налоговую базу. К тому же, по мнению инспекторов, отсутствуют доказательства экономической обоснованности предоставленных скидок. На основе вынесенного по результатам налоговой проверки решения, фирме было выставлено требование об уплате налога.
Что решил суд
Суд решил дело в пользу компании. Оснований для доначисления налога на прибыль не имеется, поскольку обществом соблюдены все условия, предусмотренные подпунктом 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса. Из текста этого пункта не следует, что речь идет о скидках, предоставляемых без изменения цены товара. Следовательно, предоставленные покупателю вследствие выполнения договора суммы скидок, могут быть включены в состав внереализационных расходов. Доводы контролирующих органов о безвозмездном характере заключенных Соглашений основаны на неправильном толковании норм Гражданского кодекса Российской Федерации (статей 415, 572) к возникшим по данному спору правоотношениям. Налоговой инспекцией не представлены доказательства экономической необоснованности скидок покупателям.
От редакции
С 2006 года подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ разрешает учитывать во внереализационных расходах скидки и премии. Новая норма породила много вопросов. Арбитражная практика пока не сложилась. Минфин России считает, что применять эту норму к скидкам, предоставленным покупателю путем указания в договоре пониженной цены товара, нельзя (письмо Минфина России от 02.02.2006 г. N 03-03-04/1/411).
Можно сделать вывод, что в налоговом учете в состав внереализационных расходов можно включать скидки, предоставленные после реализации товаров, путем пересмотра числящейся за покупателем задолженности.
"Актуальная бухгалтерия", N 11, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.