Комментарий к письму Минфина РФ
от 21 ноября 2007 г. N 03-03-06/1/823
Сотруднику, отправленному в командировку в другую местность, фирма обязана возместить расходы на проезд. К ним относятся стоимость билета на транспорт общего пользования, оплата брони, сумма страховки пассажиров на транспорте, плата за пользование постельными принадлежностями, стоимость проезда электричкой, автобусом к станции или аэропорту, если место посадки находится за чертой города.
В случае документального подтверждения данных трат расходы можно учесть при налогообложении прибыли. Причем они не облагаются НДФЛ, ЕСН, пенсионными взносами и взносами "по травме".
Это общие правила, регулируемые законодательством. Однако может сложиться и такая ситуация. Подчас в стоимость билетов на поезд или самолет включена сумма сервисного сбора, взимаемая посреднической компанией, реализующей билеты. В запросе к комментируемому письму Минфина налогоплательщика интересовало, можно ли учесть данную сумму в составе расходов по налогу на прибыль.
Налоговое законодательство позволяет отнести к прочим расходам в части командировочных затрат консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного транспорта и иные аналогичные платежи и сборы. Таким образом, перечень данных затрат открытый. В комментируемом письме финансисты сообщили, что сумму сервисного сбора можно отнести на командировочные расходы. Ведь она формирует стоимость услуги по проезду по железной дороге.
С позицией Минфина согласны и судьи. Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 24.03.2006 N А28-10790/2005-233/15 они указали на то, что суммы сервисного сбора относятся к оплате проезда работника.
У многих бухгалтеров, сталкивающихся с учетом командировочных расходов, возникает вопрос: можно ли учесть затраты сотрудников по проезду на такси? На протяжении многих лет финансисты не советовали фирмам учитывать плату за таксомоторные услуги при налогообложении прибыли. Причиной тому была инструкция "О служебных командировках в пределах СССР", которая действует с 1988 года до сих пор в части, не противоречащей положениям Трудового кодекса. В соответствии с пунктом 12 этого документа организация обязана компенсировать сотруднику лишь затраты, связанные с проездом на общественном транспорте. Такая позиция высказана в письмах Минфина России от 26.05.2004 N 04-02-05/4/14 и от 26.01.2005 N 03-03-01-04/2/15.
Однако с недавнего времени финансисты изменили свою точку зрения. В письмах от 13.04.2007 N 03-03-06/4/48 и от 22.05.2007 N 03-03-06/2/82 указано, что расходы по проезду на такси могут уменьшить налогооблагаемую прибыль. Для этого, однако, должно выполняться требование Налогового кодекса о документальном подтверждении затрат и их экономической обоснованности. "Оправданием" использования услуг таксистов может стать то обстоятельство, что вылет из аэропорта осуществляется в ночное время суток, когда нет возможности добраться общественным транспортом.
А.И. Вахламова,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.