г. Вологда |
|
04 марта 2013 г. |
Дело N А13-3881/2012 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В., Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
при участии от предприятия Бараева С.Н. по доверенности от 09.01.2013, Райляна А.А. по доверенности от 13.02.2013, от отдела Холмогоровой С.А. по доверенности от 13.03.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Вологодский городской рынок" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 декабря 2012 года по делу N А13-3881/2012 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Вологодский городской рынок" (ОГРН 1023500879324; далее - МУП "Вологодский городской рынок", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 26.12.2011 N 1638 Отдела надзорной деятельности по городу Вологде Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее - отдел, административный орган) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4, 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 26 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу предприятия - без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы предприятия.
Как видно из материалов дела, в рамках прокурорского надзора проведена проверка предприятия по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности, по результатам которой составлен акт от 17.11.2011.
В ходе проверки установлено нарушение предприятием требований пожарной безопасности.
По установленным фактам нарушения предприятием правил пожарной безопасности прокурором вынесены постановления от 23.11.2012 о возбуждении в отношении него дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрены частями 1, 3, 4, 8 статьи 20.4 КоАП РФ.
Вышеуказанные постановления прокурора о возбуждении в отношении предприятия дел об административных правонарушениях 23 ноября 2011 года были направлены для рассмотрения административному органу (том 1, лист 54).
Заместитель главного государственного инспектора города Вологды по пожарному надзору, рассмотрев постановления прокурора от 23.11.2011 о возбуждении дел об административных правонарушениях, вынес постановление от 26.12.2011 N 1638, которым МУП "Вологодский городской рынок" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4, 8 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему с применением положений части 2, пункта второго части 3 статьи 4.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 данного Кодекса и частями 3 - 8 названной статьи, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения в виде наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 8 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается заявителем, что производство по делу об административном правонарушении возбуждено уполномоченным органом, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом Управления в пределах компетенции административного органа.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
На основании пунктов 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 02 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Согласно постановлению от 26.12.2011 N 1638 МУП "Вологодский городской рынок" вменены следующие нарушения правил пожарной безопасности, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ: двери помещений кладовых, электрощитовой, вентиляционной камеры имеют предел огнестойкости менее 0,6 часа (пункт 3 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, (далее - ППБ 01-03); пункт 1.82 "СНиП 2.08.02-89* Общественные здания и сооружения", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, (далее - СНиП 2.08.02-89*)); двери насосной станции выполнены с пределом огнестойкости менее RE1 45 (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 4.71 Норм пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования. НПБ 88-2001*" (далее - НПБ 88-2001*); в здании рынка допускается эксплуатация киосков и ларьков из горючих материалов (пункт 165 ППБ 01-03).
Приказом Минрегиона России от 01.09.2009 N 390 "О внесении изменений в СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" утвержден прилагаемый СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" в новой редакции, с изменением его названия на СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" (пункт 1) и определено, что СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" вступает в силу с 01.01.2010 (пункт 2) (далее - СНиП 31-06-2009).
В связи с чем, при исследовании нарушения обязательных требований пожарной безопасности в части пределов огнестойкости дверей помещений кладовых, электрощитовой, вентиляционной камеры (вменено как нарушение пункта 1.82 СНиП 2.08.02-89*), суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями СНиП 31-06-2009, в соответствии с пунктом 6.27 которого ограждающие конструкции кладовых для хранения белья, хранения горючих материалов, гладильных, мастерских для работы с горючими материалами, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений площадью более 25 кв.м должны быть противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 45.
Согласно пункту 6.8.19 действовавшего в период возникновения спорных правоотношений Свода правил "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты. СП 2.13130.2009", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 172, двери электрощитовых, вентиляционных камер должны иметь предел огнестойкости не менее EI 30.
В соответствии с пунктом 4.71 НПБ 88-2001 помещение насосной станции должно быть отделено от других помещений противопожарными перегородками и перекрытиями с пределом огнестойкости REI 45.
Разделом VII Правил пожарной безопасности "Объекты торговли" в пункте 165 установлено, что киоски и ларьки, устанавливаемые (если это не противоречит нормативным документам) в зданиях и сооружениях, должны быть из негорючих материалов
Как обоснованно указал суд первой инстанции, материалами дела подтверждается факт нарушения заявителем обязательных требований пожарной безопасности, выразившийся в том, что в здании городского рынка двери помещений электрощитовой, вентиляционной камеры имеют предел огнестойкости менее 0,6 часа; двери насосной станции выполнены с пределом огнестойкости менее REI 45; допускается эксплуатация киосков и ларьков из горючих материалов. Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 17.11.2011 и образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о том, что СНиП 2.08.02-89 распространяется только на проектирование общественных зданий и сооружений, помещений общественного назначения, встроенных в жилые здания, а СП 2.13130.2009 является нормативным документов по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и не может быть применен в отношении существующего здания рынка.
Как указано выше нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Следовательно, поскольку указанные СНиП 2.08.02-89 и СП 2.13130.2009 содержат обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности, они относятся к нормативным документам по пожарной безопасности и соответственно предприятие обязано их соблюдать.
Суд не может принять во внимание ссылку заявителя на таблицу 24 к Закону N 123-ФЗ, поскольку в соответствии со статьей 88 данного Закона по таблицам 23 и 24 к настоящему Федеральному законы определяются пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов, а также пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах. То есть в обеих таблицах речь идет о противопожарных преградах.
Не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о том, что надзорным органом не проверялась горючность материалов, примененных для устройства киосков и ларьков.
Факт того, что в здании рынка допускается эксплуатация киосков и ларьков из горючих материалов подтвержден материалами дела, а именно: актом проверки, постановлением прокурора о возбуждении в отношении МУП "Вологодский городской рынок" дела об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения административного дела предприятие не оспаривало данный факт нарушения, также не представило какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что для устройства киосков и ларьков не применялись горючие материалы.
Отклоняется довод предприятия о нахождении на 2 этаже рынка ларьков, которые принадлежат на праве собственности иным лицам, поскольку в оспариваемом постановлении идет речь не только о ларьках и киосках, расположенных на 2 этаже здания.
На основании оспариваемого постановления Предприятию вменено нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему водоснабжению, электроустановкам и электротехнической продукции, изложенные в ППБ 01-03, в Правилах устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 N 204 (далее - ПУЭ); в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерством энергетики Российской Федерации от 23.01.2003 N 6 (далее - ПТЭЭП), НПБ 88-2001*, Нормах пожарной безопасности "НПБ 151-2000. Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний, утвержденные приказом Главного управления Государственной противопожарной службой МВД России от 27.12.2000 N 79 (далее - НПБ 151-2000); Строительных нормах и правилах "СНиП 23-05-95*. Естественное и искусственное освещение", введенных в действие постановлением Минстроя России от 02.08.1995 N 18-78 (далее - СНиП 23-05-95*), а именно: помещение насосной станции не оборудовано аварийным освещением (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 4.71 НПБ 88-2001*); электродвигатели пожарных насосов не обеспечены бесперебойным питанием (пункт 89 ППБ 01-03); монтаж освещения и электросети во всем здании не выполнены надлежащим образом - трехжильным проводом (пункт 57 ППБ 01-03, пункт 7.1.13 ПУЭ); на щитах ВРУ, ЩР, ЩО, ЩУ отсутствуют надписи с указанием диспетчерского наименования (номера) щита, не установлены знаки по электробезопасности "Осторожно электрическое напряжение" (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 2.2.20 ПТЭЭП, пункт 4.1.3 ПУЭ); в предохранительных щитах отсутствуют надписи, указывающие номинальный ток плавких вставок; на аппаратах защиты нет надписей, указывающих значение номинального тока аппарата и вставки расцепителя (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 3.1.7 ПУЭ); отсутствует устройство резервного питания 1 категории по ПУЭ для обеспечения работы систем автоматической пожарной защиты и оповещения людей при пожаре (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 1.2.17 раз. 14 ПУЭ, НПБ 88-2001*); здание рынка не оборудовано системой аварийного освещения (пункт 3 ППБ 01-03, глава 2.12 ПТЭЭП, пункты 6.1.12 - 6.1.13 ПУЭ, СНиП 23-05-95); электропроводка за непроходным подвесным потолком проложена в трубах из горючих материалов (пункты 3, 57 ППБ 01-03, пункт 7.1.38 ПУЭ); в производственных помещениях спуски незащищенных проводов, кабелей к выключателям, розеткам, аппаратам, щиткам, оборудованию не оборудованы в металлорукава до высоты не менее 1,5 м от пола (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 2.1.52 ПУЭ); пожарные краны заключены в деревянные шкафы (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 4 НПБ 151-2000); соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей выполнено неверно (не опрессовкой, сваркой, пайкой или сжимами) (пункты 3, 57 ППБ 01-03, пункт 2.1.21 ПУЭ).
Согласно пункту 57 ППБ 01-03 к числу общих требований пожарной безопасности относится осуществление проектирования, монтажа, эксплуатации электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроля за их техническим состоянием в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 783 утвержден свод правил "СНиП 23-05-95* "Естественное и искусственное освещение" (пункт 1) и установлено, что свод правил "СНиП 23-05-95* "Естественное и искусственное освещение" вводится в действие с 20 мая 2011 года.
Эвакуационное освещение подразделяется на: освещение путей эвакуации, эвакуационное освещение зон повышенной опасности и эвакуационное освещение больших площадей (антипаническое освещение). Аварийное освещение предусматривается на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения и подключается к источнику питания, не зависимому от источника питания рабочего освещения. Освещение путей эвакуации в помещениях или в местах производства работ вне зданий следует предусматривать по маршрутам эвакуации: в коридорах и проходах по маршруту эвакуации; в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия; в зоне каждого изменения направления маршрута; при пересечении проходов и коридоров; на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом; перед каждым эвакуационным выходом; перед каждым пунктом медицинской помощи; в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации; в местах размещения первичных средств пожаротушения; в местах размещения плана эвакуации.
Согласно пункту 4.71 НПБ 88-2001 в помещении насосной станции рабочее и аварийное освещение следует принимать согласно СНиП 23-05-95. Помещение станции должно быть оборудовано телефонной связью с помещением пожарного поста. У входа в помещение станции должно быть световое табло "Насосная станция".
В соответствии с пунктами 5.10.13, 5.10.15 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования СП 5.13130.2009", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175, рабочее и аварийное освещение следует принимать согласно СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение". У входа в помещение станции должно быть световое табло "Насосная станция пожаротушения", соединенное с аварийным освещением.
Пунктом 89 ППБ 01-03 установлено, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.
Требования к электроустановкам в жилых, общественных, административных и бытовых зданиях предусмотрены главой 7.1 Правил устройства электроустановок (ПУЭ-7) (седьмое издание, раздел 7).
В соответствии с пунктом 7.1.13 ПУЭ-7 питание электроприемников должно выполняться от сети 380/220 В с системой заземления TN-S или TN-C-S. При реконструкции жилых и общественных зданий, имеющих напряжение сети 220/127 В или 3 x 220 В, следует предусматривать перевод сети на напряжение 380/220 В с системой заземления TN-S или TN-C-S.
Согласно пункту 7.1.36 ПУЭ-7 во всех зданиях линии групповой сети, прокладываемые от групповых, этажных и квартирных щитков до светильников общего освещения, штепсельных розеток и стационарных электроприемников, должны выполняться трехпроводными (фазный - L, нулевой рабочий - N и нулевой защитный - PE проводники). Не допускается объединение нулевых рабочих и нулевых защитных проводников различных групповых линий. Нулевой рабочий и нулевой защитный проводники не допускается подключать на щитках под общий контактный зажим.
ПУЭ-7 в разделе 4 содержат главу 4.1, которой установлены требования к распределительным устройствам напряжением до 1 кВ переменного тока и до 1,5 кВ постоянного тока.
В соответствии с пунктом 4.1.3 ПУЭ-7 распределительные устройства и низковольтные комплектные устройства должны иметь четкие надписи, указывающие назначение отдельных цепей, панелей, аппаратов. Надписи должны выполняться на лицевой стороне устройства, а при обслуживании с двух сторон также на задней стороне устройства (см. также главу 3.4). Распределительные устройства, как правило, должны иметь мнемосхему.
В силу пункта 3.1.7 ПУЭ-6 каждый аппарат защиты должен иметь надпись, указывающую значения номинального тока аппарата, уставки расцепителя и номинального тока плавкой вставки, требующиеся для защищаемой им сети. Надписи рекомендуется наносить на аппарате или схеме, расположенной вблизи места установки аппаратов защиты.
Пунктами 6.1.12 - 6.1.13 ПУЭ-7 предусмотрено, что для аварийного освещения рекомендуется применять светильники с лампами накаливания или люминесцентными. Разрядные лампы высокого давления допускается использовать при обеспечении их мгновенного зажигания или перезажигания. Для питания осветительных приборов общего внутреннего и наружного освещения, как правило, должно применяться напряжение не выше 220 В переменного или постоянного тока. В помещениях без повышенной опасности напряжение 220 В может применяться для всех стационарно установленных осветительных приборов вне зависимости от высоты их установки. Напряжение 380 В для питания осветительных приборов общего внутреннего и наружного освещения может использоваться при соблюдении следующих условий: 1. Ввод в осветительный прибор и независимый, не встроенный в прибор, пускорегулирующий аппарат выполняется проводами или кабелем с изоляцией на напряжение не менее 660 В. 2. Ввод в осветительный прибор двух или трех проводов разных фаз системы 660/380 В не допускается.
Согласно пункту 7.1.38 ПУЭ-7 электрические сети, прокладываемые за непроходными подвесными потолками и в перегородках, рассматриваются как скрытые электропроводки, и их следует выполнять: за потолками и в пустотах перегородок из горючих материалов в металлических трубах, обладающих локализационной способностью, и в закрытых коробах; за потолками и в перегородках из негорючих материалов - в выполненных из негорючих материалов трубах и коробах, а также кабелями, не распространяющими горение. При этом должна быть обеспечена возможность замены проводов и кабелей. Под подвесными потолками из негорючих материалов понимают такие потолки, которые выполнены из негорючих материалов, при этом другие строительные конструкции, расположенные над подвесными потолками, включая междуэтажные перекрытия, также выполнены из негорючих материалов.
В силу пункта 2.1.52 ПУЭ-6 в производственных помещениях спуски незащищенных проводов к выключателям, розеткам, аппаратам, щиткам и т.п. должны быть защищены от механических воздействий до высоты не менее 1,5 м от уровня пола или площадки обслуживания.
Пунктом 4 НПБ 151-2000 установлены технические требования пожарной безопасности, согласно которому пожарные шкафы должны изготавливаться по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке и должны изготавливаться из листовой стали любой марки толщиной 1,0...1,5 мм.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 107 Закона N 123-ФЗ конструкция пожарных шкафов и многофункциональных интегрированных пожарных шкафов должна позволять быстро и безопасно использовать находящееся в них оборудование. Пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны быть изготовлены из негорючих материалов.
По смыслу вышеприведенных норм пункта 4.4 НПБ 151-2000, частей 2, 4 статьи 107 Закона N 123-ФЗ не допускается эксплуатация пожарных шкафов, изготовленных из горючих материалов. Данный запрет адресован, в частности лицам, на которых возложена обязанность по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности в зданиях.
Согласно пункту 2.1.21 ПУЭ-6 соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке.
Требования к защите электрических сетей до 1 кВ, сооружаемых как внутри, так и вне зданий, предусмотрены главой 3.1 Правил устройства электроустановок (ПУЭ-6) (шестое издание, раздел 3).
В соответствии с пунктом 3.1.7 ПУЭ-6 каждый аппарат защиты должен иметь надпись, указывающую значения номинального тока аппарата, уставки расцепителя и номинального тока плавкой вставки, требующиеся для защищаемой им сети. Надписи рекомендуется наносить на аппарате или схеме, расположенной вблизи места установки аппаратов защиты.
Аппаратом защиты называется аппарат, автоматически отключающий защищаемую электрическую цепь при ненормальных режимах (пункт 3.1.2 ПУЭ-6).
Требования к распределительным устройства и подстанциям потребителей напряжением 0,4 до 220 кВ предусмотрены главой 2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6.
В соответствии с пунктом 2.2.20 ПТЭЭП на дверях и внутренних стенках камер закрытых распределительных устройств, оборудовании открытых распределительных устройств, лицевых и внутренних частях комплектных распределительных устройств наружной и внутренней установки, сборках, а также на лицевой и оборотной сторонах панелей щитов должны быть выполнены надписи, указывающие назначение присоединений и их диспетчерское наименование. На дверях распределительных устройств должны быть предупреждающие плакаты и знаки установленного образца. На предохранительных щитках и (или) у предохранителей присоединений должны быть надписи, указывающие номинальный ток плавкой вставки.
Главой 2.12 ПТЭЭП установлены требования к устройству электрического освещения потребителей, в том числе помещений и сооружений, жилых и общественных зданий, открытых пространств и улиц, а также рекламного освещения.
Требования к электропитанию систем пожарной сигнализации и установок пожаротушения предусмотрены разделом 14 НПБ 88-2001*. В соответствии с пунктом 14.1 названного раздела по степени обеспечения надежности электроснабжения электроприемники автоматических установок пожаротушения и систем пожарной сигнализации следует относить к I категории согласно Правилам устройства электроустановок, за исключением электродвигателей компрессора, насосов дренажного и подкачки пенообразователя, относящихся к III категории электроснабжения, а также случаев, указанных в п. п. 14.3, 14.4.
Пунктом 1.2.18 ПУЭ-7 предусмотрено, что в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории. Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Согласно пункту 14.3 НПБ 88-2001* при наличии одного источника электропитания (на объектах III категории надежности электроснабжения) допускается использовать в качестве резервного источника питания электроприемников, указанных в пункте 14.1, аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания, которые должны обеспечивать питание указанных электроприемников в дежурном режиме в течение 24 часов и в режиме "Тревога" не менее 3 часов.
Следовательно, в соответствии с нормами НПБ 88-2001* питание электроприемников, указанных в пункте 14.1 НПБ 88-2001* должно быть обеспечено от двух независимых источников.
Материалами дела подтверждается факт нарушения заявителем обязательных требований пожарной безопасности, выразившийся в том, что в здании городского рынка помещение насосной станции не оборудовано аварийным освещением; электродвигатели пожарных насосов не обеспечены бесперебойным питанием; монтаж освещения и электросети во всем здании не выполнен надлежащим образом - трехжильным проводом; отсутствуют на щитах вводно-распределительного устройства надписи с указанием диспетчерского наименования (номера) щита, отсутствуют знаки по электробезопасности "Осторожно электрическое напряжение"; отсутствуют в предохранительных щитах надписи, указывающие номинальный ток плавких вставок, на аппаратах защиты - надписей, указывающие значение номинального тока аппарата и вставки расцепителя; отсутствует устройство резервного питания 1 категории по ПУЭ для обеспечения работы систем автоматической пожарной защиты и оповещения людей при пожаре; здание рынка не оборудовано системой аварийного освещения; электропроводка за непроходным подвесным потолком проложена в трубах из горючих материалов; в производственных помещениях спуски незащищенных проводов, кабелей к выключателям, розеткам, аппаратам, щиткам, оборудованию не оборудованы в металлорукава до высоты не менее 1,5 м от пола; пожарные краны заключены в деревянные шкафы; соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей выполнено неверно (не опрессовкой, сваркой, пайкой или сжимами).
На основании чего суд первой инстанции правомерно сделал вывод об обоснованном привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о том, что СНиП 23-05-95 и ПЭУ не могут быть применены в отношении здания городского рынка. В связи с тем, что указанные документы содержат обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности, они относятся к нормативным документам по пожарной безопасности и соответственно предприятие обязано их соблюдать.
Не могут быть приняты во внимание доводы предприятия о том, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности должен нести собственник здания рынка - Администрация г. Вологды, поскольку они противоречит положениям части 1 статьи 38 данного Закона N 69-ФЗ.
Довод заявителя об отсутствии на пожарных насосах электродвигателей не подтвержден документально. При рассмотрении административного дела предприятие не оспаривало их наличие.
Необоснованны доводы предприятия о недоказанности административным органом фактов о том, что электропроводка за непроходным подвесным потолком проложена в трубах из горючих материалов, а соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей выполнено неверно (не опрессовкой, сваркой, пайкой или сжимами). Указанные факты подтверждаются материалами дела и заявитель не представил доказательств, опровергающих их.
Постановлением от 26.12.2011 N 1638 установлено, что Предприятие нарушило требования пожарной безопасности к системам пожарной автоматики, системам противодымной защиты в зданиях, сооружениях и строениях, изложенные Правилах пожарной безопасности, Нормах пожарной безопасности "НПБ 110-03. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03), НПБ 88-2001*, Строительных нормах и правилах "СНиП 41-01-2003. Отопление, вентиляция и кондиционирование", принятых и введенных в действие постановлением Госстроя России от 26.06.2003 N 115 (далее - СНиП 41-01-2003), а именно: помещения здания не оборудованы системой автоматического пожаротушения (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 14 НПБ 110-03); в подвальном помещении не смонтирована система вытяжной противодымной вентиляции для продуктов горения при пожаре (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 8.2 СНиП 41-01-2003, пункты 4.11*, 13.5* НПБ 88-2001*); в помещении насосной станции к передвижной технике не смонтированы трубопроводы с выведенными наружу патрубками, оборудованными соединительными головками для подключения установки пожаротушения (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 4.71 НПБ 88-2001*). Указанные нарушения требований пожарной безопасности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Согласно постановлению от 26.12.2011 N 1638 нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в том, что подвал N 1 не содержит второй эвакуационный выход (пункт 3 ППБ 01-03, пункты 6.12*. 6.15*, 6.20* СНиП 21-01-97*); в подвале N 2 пути эвакуации содержат горючую отделку стен и потолка (пункт 53 ППБ 01-01) были ошибочно квалифицированы в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.11.2011 по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Данные нарушения требований пожарной безопасности необходимо квалифицировать по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, поскольку субъектом нарушены требования пожарной безопасности, предъявляемые к путям эвакуации.
Как следует из пункта 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Статьей 2 Закона N 123-ФЗ определено, что эвакуационным следует считать выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону; эвакуационным путем (путем эвакуации) - путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
Каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты (часть 1 статьи 53 Закона N 123-ФЗ).
В силу пункта 1 части 2 статьи 53 Закона N 123-ФЗ для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов.
Согласно части 1 статьи 151 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
По смыслу пункта 6.12* СНиП 21-01-97 не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, в частности помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.; в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать в соответствии с требованиями 6.20.
Из положений пункта 6.15 СНиП 21-01-97 следует, что при наличии двух эвакуационных выходов и более они должны быть расположены рассредоточено (за исключением выходов из коридоров в незадымляемые лестничные клетки). При наличии двух и более эвакуационных выходов общая пропускная способность всех выходов, кроме каждого одного из них, должна обеспечить безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в помещении, на этаже или в здании.
Пункт 6.20* СНиП 21-01-97 содержит перечень выходов, относящихся к аварийным.
Пунктом 4.11 НПБ 88-2001 предусмотрено, что для одной секции спринклерной установки следует принимать не более 800 спринклерных оросителей всех типов. При этом общая емкость трубопроводов каждой секции воздушных установок должна составлять не более 3,0 куб.м. Каждая секция спринклерной установки должна иметь самостоятельный узел управления. При использовании узла управления с акселератором емкость трубопроводов воздушных установок может быть увеличена до 4,0 куб.м. При защите нескольких помещений, этажей здания одной спринклерной секцией для выдачи сигнала, уточняющего адрес загорания, а также включения систем оповещения и противодымной защиты допускается устанавливать на питающих трубопроводах, исключая кольцевые, сигнализаторы потока жидкости. Перед сигнализатором потока жидкости допускается устанавливать запорную арматуру, удовлетворяющую требованиям пункта 4.8.
Согласно пункту 13.5 НПБ 88-2001 запуск системы дымоудаления рекомендуется осуществлять от дымовых пожарных извещателей, в том числе и в случае применения на объекте спринклерной системы пожаротушения.
В соответствии с пунктом 8.1 НПБ 88-2001 системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий следует предусматривать для обеспечения безопасной эвакуации людей из здания при пожаре, возникшем в одном из помещений. Системы противодымной вентиляции должны быть автономными для каждого пожарного отсека.
Пунктом 8.2 СНиП 41-01-2003 предусмотрены места установки систем вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре. В соответствии с указанной нормой в число таких мест входят, в том числе коридоры (туннели) подвальных и цокольных этажей без естественного освещения их световыми проемами в наружных ограждениях общественных, административно-бытовых, производственных и многофункциональных зданий при выходах в эти коридоры из помещений, предназначенных для постоянного пребывания людей.
На основании чего судом первой инстанции правомерно сделан вывод о нарушении предприятием обязательных требований пожарной безопасности, выразившийся в том, что в подвальном помещении не смонтирована система вытяжной противодымной вентиляции для продуктов горения при пожаре; подвал N 1 не содержит второй эвакуационный выход; в подвале N 2 пути эвакуации содержат горючую отделку стен и потолка.
Материалами дела подтверждаются указанные факты нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Договор N 10-12 на выполнение работ по разработке проектной документации по вытяжной противодымной вентиляции объекта, расположенного по адресу: город Вологда, улица Батюшкова, д. 3а, заключен Предприятием 28.09.2012 (том 2, листы 97-98).
Не могут быть приняты во внимание доводы предприятия о том, что указанные выше СНиПы и НПБ не могут быть применены в отношении здания городского рынка, поскольку данные документы содержат обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности, и соответственно являются нормативными документами по пожарной безопасности.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно посчитал, что предприятие обоснованно привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановлением от 26.12.2011 N 1638 Предприятию вменено нарушение требования пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, строениям, предусмотренные Правилами пожарной безопасности, а именно: на запроектированном проезде к зданию рынка, предусмотренном для проезда пожарной техники, размещены ларьки, торговые палатки, осуществляется продажа шапок (пункт 23 ППБ 01-03).
В соответствии с пунктом 23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
Управлением и установлен и материалами дела подтверждается факт нарушения Предприятием обязательных требований пожарной безопасности, выразившийся в том, что на запроектированном проезде к зданию рынка, предусмотренном для проезда пожарной техники, размещены ларьки, торговые палатки, осуществляется продажа шапок.
На основании чего суд первой инстанции правомерно сделал вывод об обоснованном привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае доказательств невозможности соблюдения требований пожарной безопасности, и принятия всех зависящих по их соблюдению мер, предприятием в материалы дела не представлены.
Существенных нарушений установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности, административным органом не допущено.
Суд первой инстанции обоснованно сделал вывод об отсутствии в данном случае оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, признания допущенных Предприятием правонарушений малозначительными и освобождения заявителя от административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В связи с чем суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Предприятия об устранении им ряда выявленных нарушений требований пожарной безопасности и сложном финансовом положении заявителя, поскольку они не свидетельствуют о наличии обстоятельств, указывающих на малозначительность допущенных правонарушений.
Решение Вологодского городского суда от 29 марта 2012 года по делу N 2-1893/2012 по заявлению прокурора города Вологды к МУП "Вологодский городской рынок", по существу, свидетельствует о том, что заявителем не были приняты немедленные действия, направленные на добровольное полное устранение тех нарушений обязательных требований пожарной безопасности, наличие которых послужило основанием для привлечения заявителя к административной ответственности на основании оспариваемого постановления.
Совершенные Предприятием правонарушения представляют общественную опасность и не могут быть квалифицированы как малозначительные. В данном случае деяние заявителя выразилось в многочисленных нарушениях требований пожарной безопасности, что свидетельствует о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям, обеспечивающим безопасность и защиту жизни и здоровья граждан. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 декабря 2012 года по делу N А13-3881/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Вологодский городской рынок" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-3881/2012
Истец: МУП "Вологодский городской рынок"
Ответчик: ГУ МЧС России по Вологодской области, Отдел надзорной деятельности по г. Вологде ГУ МЧС России по Вологодской области, Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России по Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2012 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-3881/12