г. Саратов |
|
13 марта 2013 г. |
Дело N А12-21429/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Акимовой М.А., Жевак И.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ОГРН 1023402020113 ИНН 3435110090 Волгоградская область, г.Волжский),
администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ОГРН 1023402008706 ИНН 3435110011 Волгоградская область, г.Волжский)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 06.12.2012 по делу N А12-21429/2012 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шеврон-Авто" (ОГРН 1093435005619 ИНН 3435102821 Волгоградская область, г.Волжский)
к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ОГРН 1023402008706 ИНН 3435110011 Волгоградская область, г.Волжский)
о признании незаконным постановления,
третьи лица:
Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ОГРН 1023402020113 ИНН 3435110090 Волгоградская область, г.Волжский),
Управление муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (Волгоградская область, г.Волжский), комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (Волгоградская область, г.Волжский),
прокуратуры Волгоградской области (г.Волгоград),
при участии в судебном заседании:
от Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - Шинкаренко М.Н. по доверенности от 16.01.2013 N 12/124,
от администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - Боркунова О.Г. по доверенности от 09.01.2013 N 46-Д,
от Комитета земельных ресурсов администрации городского-округа - город Волжский Волгоградской области - Каглик М.П. по доверенности от 29.12.2012 N 13/15500,
от общества с ограниченной ответственностью "Шеврон-Авто" - директор Ефремов В.В., действующий на основании приказа от 13.11.2009 N 1, представитель Винокуров А.О. по доверенности от 11.11.2012, Гудименко Г.И. по доверенности от 11.11.2012,
в отсутствие представителей Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, прокуратуры Волгоградской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Шеврон-Авто" (далее - Администрация) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Администрация) от 29.06.2012 N 784-ГО о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта и хранения автомобилей по адресу: улица 87-я Гвардейская, 37-М, город Волжский, Волгоградская область.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 06.12.2012 признано недействительным постановление Администрации от 29.06.2012 N 784-ГО о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта и хранения автомобилей по адресу: улица 87-я Гвардейская, 37-М, город Волжский, Волгоградская область как не соответствующее положениям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд взыскал с Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в пользу общества 2 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Администрация, Управление архитектуры и градостроительства Администрации не согласились с вынесенным решением и обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований общества отказать по тем основаниям, что постановление было принято во исполнение решения арбитражного суда Волгоградской области от 28.06.2010 N А12-8893/2010, соответствует действующему законодательству, обществом при обращении в Администрацию с заявлением о выделении земельного участка было указано место расположения испрашиваемого земельного участка без основания его размера, выбор земельного участка Комитетом земельных ресурсов был осуществлен в соответствии с действующим законодательством, красные линии были утверждены до обращения общества с заявлением, размещение магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта и хранения автомобилей не относится к разрешенным видам использования земельных участков, расположенных на территории общего пользования, суд первой инстанции не верно принял в качестве доказательства отсутствия красных линий обоснование размера земельного участка, изготовленное ООО "Мастерская Криво Н.М." в 2011 году.
В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, прокуратуры Волгоградской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
При рассмотрении дела объявлялся перерыв до 05.03.2013 до 15 час. 00 мин. После перерыва заседание продолжено в отсутствие представителя Комитета земельных ресурсов администрации городского-округа - город Волжский Волгоградской области.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением арбитражного суда Волгоградской области от 28.06.2010 по делу N А12-8893/2010, вступившим в законную силу, признано незаконным решение Администрации городского округа город Волжский об отказе в предоставлении обществу земельного участка для строительства нежилого объекта - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта и хранения автомобилей как не соответствующее требованиям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, выраженное в письме от 05.02.2010.
В порядке восстановления нарушенного права суд обязал Администрацию осуществить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно осуществить выбор земельного участка и принять в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта по заявлению общества от 20.12.2009 о выделении земельного участка площадью 10000 кв.м, расположенного по улице 87-й Гвардейской между 31 и 38 микрорайонами города Волжского, для строительства нежилого объекта - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта и хранения автомобилей.
Постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 29.06.2012 N 784-ГО во исполнение решения арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-8893/2010 обществу предварительно согласовано место размещения объекта капитального строительства - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта и хранения автомобилей на земельном участке площадью 4854 кв.м., состоящее из двух земельных участков площадью 3381 кв.м и площадью 1473 кв.м, расположенных по адресу: г.Волжский Волгоградской области, ул.87-я Гвардейская, 37-М.
Пунктом 2 указанного постановления утверждены схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) и акт о выборе земельного участка для строительства объекта капитального строительства - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта и хранения автомобилей, являющиеся приложениями N 1 и 2 к постановлению от 29.06.2012 N 784-ГО.
Общество не согласилось с постановлением и обратилось в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что постановление Администрации не соответствует действующему законодательству.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 28.06.2010 по иску общества к Администрации признано незаконным решение Администрации, выраженное в письме от 05.02.2010, об отказе в предоставлении обществу земельного участка для строительства нежилого объекта - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта и хранения автомобилей, как не соответствующее требованиям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд обязал Администрацию осуществить действия, предусмотренные подп.1 ч.5 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно осуществить выбор земельного участка и принять в порядке ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта по заявлению общества от 20.12.2009 о выделении земельного участка площадью 10 000 кв.м, расположенного на 87-й Гвардейской между 31 и 38 микрорайонами г.Волжского для строительства нежилого объекта -магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта и хранения автомобилей.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Согласно части 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
На основании части 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу части 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом оформление акта выбора земельного участка должно сопровождаться утверждением схем расположения земельного участка, так как соответствующие организации согласуют акт выбора конкретного земельного участка, границы и место расположения которого определены на соответствующей схеме.
Согласно части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Из материалов дела усматривается, что 21.12.2009 общество обратилось с заявлением от 20.12.2009 N 18 о выделении земельного участка площадью 10 000 кв.м, расположенного на ул.87-й Гвардейской между 31 и 38 микрорайонами г.Волжского, для строительства нежилого объекта - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта и хранения автомобилей. К данному заявлению была приложена копия примерной схемы земельного участка. Обоснование примерного размера земельного участка предоставлено не было.
Обществом указано место расположения земельного участка, однако без обоснования его размера.
Выбор земельного участка Комитетом земельных ресурсов осуществлен в соответствии с ч.2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением главы городского округа- город Волжский от 29.06.2012 N 784-ГО обществу согласовано предварительно место размещения объектов капитального строительства - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта и хранения автомобилей на земельном участке общей площадью 4854 кв.м, состоящем на двух земельных участков: участок N 1 площадью 3381 кв.м, участок N 2 площадью 1473 кв.м, расположенном по адресу: ул.87-я Гвардейская, 37-м, г.Волжский, а также утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) и акт о выборе земельного участка.
Выбор земельного участка произведен в месте, указанном обществом в схеме, приложенной к заявлению от 20.12.2009. Площадь земельного участка была скорректирована с учетом красных линий и смежных землепользователей, местного проезда, расположенного между земельными участками N 1 и N 2.
Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что наличие (на момент рассмотрения заявления общества) утвержденных красных линий Администрация в процессе разрешения спора документально не подтвердила.
Местоположение границ предварительно согласованного земельного участка с севера было определено Администрацией с учетом кранных линий, утвержденных постановлением Администрации от 25.06.2009 N 4248 "Об утверждении проекта планировки территорий общего пользования с целью установления кранных линий городского округа -город Волжский Волгоградской области (центральная часть)".
Проект планировки территорий общего пользования с целью установления красных линий изготовлен ЗАО "Институт Волгоградгражданпроект" на основании муниципального контракта от 12.09.2008 N 1935.
Данный проект утвержден постановлением Администрации от 25.06.2009 N 4248.
Таким образом, красные линии утверждены до момента обращения общества в Администрацию с указанным заявлением.
Согласно выкопировке из проекта планировки территории общего пользования с целью установления красных линий городского округа - город Волжский Волгоградской области (центральная часть) изображены красные линии по ул. 87-Гвардейская с координатными точками.
Так как данная выкопировка (как самостоятельный документ) не может продемонстрировать наглядно расположение земельного участка по ул.87-Гвардейская, 37-м относительно красных линий, в суд первой инстанции была представлена в качестве доказательства "Схема красных линий и инженерных коммуникаций в районе спорного земельного участка".
На данной схеме показано положение земельного участка общества относительно установленных красных линий.
Координатные точки красных линий на данной схеме совпадают с координатными точками, указанными в проекте планировки территорий общего пользования с целью установления красных линий, утвержденном постановлением Администрации от 25.06.2009 N 4248.
В качестве доказательства отсутствия красных линий суд первой инстанции принял предоставленное обществом обоснование размера земельного участка под объект капитального строительства - магазина с офисными помещениями, гаражные боксы для ремонта и хранения автомобилей площадью 10 000 кв.м, по указанному адресу, выполненное ООО "Мастерская Криво Н.М." в 2011 году, согласно которому испрашиваемый обществом земельный участок расположен вне красных линий квартала, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу, что наличие (на момент рассмотрения заявления общества) утвержденных красных линий Администрация в процессе разрешения спора документально не подтвердила.
Пунктом 6.1 "РДС 30-201-98. Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" (принято Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30) предусмотрено, что контроль за соблюдением красных линий осуществляют местные органы архитектуры и градостроительства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о возможности расположения земельного участка по указанному адресу за пределами красных линий.
Представителем Администрации была предоставлена выкопировка из проекта планировки территорий общего пользования с целью установления красных линий городского округа - город Волжский Волгоградской области (центральная часть), утвержденный постановлением Администрации от 25.06.2009 N 4248 в части установления красных линий в районе земельного участка, расположенного по указанному адресу, а также "Схема красных линий и инженерных коммуникаций в районе спорного земельного участка".
Администрацией предоставлена выкопровка из Генерального плана городского округа-город Волжский, согласно которой между красными линиями и проезжей частью ул.87-я Гвардейская запроектированы следующие объекты: проектируемая трамвайная линия, подземная проектируемая магистральная теплосеть.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
На основании пункта 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится в том числе утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области утверждены постановлением Волжской городской Думы от 29.10.2009 N 68/4.
Согласно карты градостроительного зонирования, являющейся неотъемлемой частью правил землепользования и застройки городского округа - город Волжский, если предварительно согласовать обществу земельный участок площадью 10 000 кв.м, то 5146 кв.м данного земельного участка будет располагаться на территории общего пользования.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется в том числе на земельные участки в границах территорий общего пользования.
На основании части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
С учетом вышеизложенного органы местного самоуправления обладают полномочиями по определению объектов, которые могут быть размещены на территории земель общего пользования.
Согласно пункту 13.1 Правил землепользования и застройки городского округа-город Волжский Волгоградской области (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления общества) были установлены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, на которые не распространяется действие градостроительного регламента, а именно: в пределах территории улично-дорожной сети, расположенной в границах территорий общего пользования, может допускаться размещение следующих объектов:
- транспортной инфраструктуры (площадок для отстоя и кольцевания общественного транспорта, разворотных площадок, площадок для размещения диспетчерских пунктов).
В соответствии с пунктом 3.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформления, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Из материалов дела усматривается, что согласно заявлению общества от 20.12.2012 назначение испрашиваемого земельного участка - магазин с офисными помещениями, гаражные боксы для ремонта и хранения автомобилей.
Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что размещение объектов дорожного сервиса относилось к видам разрешенного использования земельных участков, занятых улично-дорожной сетью.
Пунктом 13.1 Правил землепользования и застройки городского округа - город Волжский не предусмотрено размещение магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта и хранения автомобилей.
Таким образом, размещение магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта и хранения автомобилей не относится к разрешенным видам использования земельных участков, расположенных на территории общего пользования.
В качестве доказательств отсутствия красных линий суд первой инстанции принял обоснование размера земельного участка под объект капитального строительства - магазин с офисными помещениями, гаражные боксы для ремонта и хранения автомобилей площадью 10000 квадратных метров по адресу: лица 87 Гвардейская, 37, город Волжский, выполненное ООО "Мастерская Криво Н.М.", согласно которому испрашиваемый обществом земельный участок расположен вне красных линий квартала.
Однако данная организация не имеет полномочий по установлению красных линий, а обоснование примерного размера земельного участка составлено без учета красных линий, утвержденных постановлением Администрации от 25.06.2009 N 4248 "Об утверждении проекта планировки территорий общего пользования с целью установления красных линий городского округа - город Волжский Волгоградской области (центральная часть)".
Согласно части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории включает в себя чертежи, на которых отображаются красные линии.
В соответствии с частью 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
С учетом вышеизложенного документ, изготовленный ООО "Мастерская Криво Н.М." не является доказательством возможности предоставления земельного участка площадью 10 000 кв.м., так как составлен без учета муниципального нормативного правового акта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление Администрации соответствует действующему законодательству.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 06 декабря 2012 года по делу N А12-21429/2012 отменить. Принят по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Шеврон-Авто" г.Волжский Волгоградской области отказать.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-21429/2012
Истец: ООО "Шеврон-Авто"
Ответчик: Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области
Третье лицо: Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Прокуратура Волгоградской области, Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Волжский Волгоградской области, Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области, Управление муниципальным имуществом администрации городского округа г. Волжский Волгоградской области, Управление муниципальным имуществом администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области, Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10615/13
23.01.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10613/13
13.03.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-281/13
06.12.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-21429/12