г. Пермь |
N 17АП-1262/2013-АКу |
14 марта 2013 г. |
Дело N А50-21919/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Риб Л. Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.,
при участии:
от заявителя (открытое акционерное общество "Соликамскбумпром") (ОГРН 1025901975802, ИНН 5919470121): Иванов С.А., доверенность от 31.01.2013, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица (Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края) (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298): Юсупова Э.Ф., доверенность от 04.12.2012, Ильина Е.И., доверенность от 21.10.2012, предъявлены паспорта;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 09 января 2013 года по делу N А50-21919/2012, принятое судьей А.В. Кетовой при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению открытого акционерного общества "Соликамскбумпром"
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
о признании незаконными и отмене постановлений,
установил:
Открытое акционерное общество "Соликамскбумпром" (далее - ОАО "Соликамскбумпром", общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Министерства лесного хозяйства Пермского края от 18.10.2012 N 01-05/58-12, N01-05/59-12, N01-05/60-12, N01-05/61-12, N01-05/62-12, N01-05/63-12, N01-05/64-12 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.8.25 КоАП РФ.
Судом на основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией произведена замена Министерства лесного хозяйства Пермского края на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Решением арбитражного суда от 09.01.2013 требования удовлетворены, оспариваемые постановления признаны незаконными и отменены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обжаловало судебный акт в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части нарушений требований Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ при вынесении оспариваемых постановлений.
В апелляционной жалобе ее подателем приведены доводы о правомерности вынесения постановлений по каждому из нарушений, допущенных в разных кварталах, лесотаксационных выделах, имеющих различное географическое положение, площадь и объемы заготовки древесины по разным породам.
Общество не согласно с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, решение суда считает законным и обоснованным.
В заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Поскольку заинтересованным лицом в просительной части апелляционной жалобы не заявлено об изменении мотивировочной части решения, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полном объеме.
Как следует из материалов дела, при проведении Министерством проверки соблюдения лесного законодательства ОАО "Соликамскбумпром" при осуществлении деятельности на лесных участках в кварталах: N 161 (9), N 153 (7), N 211 (10), N 183 (2, 3, 4), N 228 (2), N 103/9,15,18, делянка N 1 Чазевского участкового лесничества ГКУ "Кочевское лесничество", N 81/7,9 делянка N 1 Косинского участкового лесничества ГКУ "Косинское лесничество" выявлены нарушения правил заготовки древесины, послужившие основанием для составления в отношении Общества протоколов об административных правонарушениях от 03.10.2012 (л.д.58, 61, 69, 72, 75, 78, 81).
По результатам рассмотрения административных дел 18.10.2012 Министерством вынесены постановления о привлечении общества к административной ответственности N 01-05/58-12, N01-05/59-12, N01-05/60-12, N01-05/61-12, N01-05/62-12, N01-05/63-12, N01-05/64-12 по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ с наложением административных штрафов в размере 10 000 рублей за каждое правонарушение (л.д.8-14).
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обжаловало постановления в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о совершении обществом одного административного правонарушения, привлечение к ответственности за каждый факт нарушения правил заготовки древесины суд посчитал необоснованным. Основанием для признания постановлений незаконными послужил вывод суда о нарушении процедуры административного производства.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 8.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение Правил заготовки древесины для юридических лиц в виде предупреждения или административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу ч. 9 ст. 29 ЛК РФ Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила заготовки древесины (далее - Правила) утверждены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337.
Согласно п. 12 Правил рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации, или в течение срока, установленного договором купли-продажи лесных насаждений, - в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений.
Не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеки (пп. "з" п.13 Правил).
Как усматривается из представленных в материалы дела лесных деклараций от 14.12.2010, "Соликамскбумпром" в 2011 году использовало лесные участки для заготовки древесины на территории ГКУ "Косинское лесничество" на основании договоров аренды лесных участков от 17.11.2008 N 35 и N 36 (л.д. 86, 90).
Исходя из п. 12 Правил общество должно вывезти заготовленную древесину до окончания 2011 года.
Административным органом установлено, что на момент проверки в мае 2012 года обществом не вывезена заготовленная древесина в лесных кварталах N 161 (9), N 153 (7), N 211 (10), N 183 (2, 3, 4), N 228 (2), N 103/9,15,18 делянки N 1 Чазевского участкового лесничества ГКУ "Кочевское лесничество", N 81/7,9 делянка N 1 Косинского участкового лесничества ГКУ "Косинское лесничество" в объемах 18,56 куб.м., 4,1 куб.м., 1,6 куб.м., 23,9 куб.м., 1,78 куб.м.6,69 куб.м., 6,0 куб.м. соответственно.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина бщества административным органом исследована и отражена в оспариваемых постановлениях.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем Правил заготовки древесины в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что состав правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ в действиях общества подтвержден материалами административного дела.
Вывод суда первой инстанции о том, что установленные факты нарушений правил заготовки древесины образуют одно административное правонарушение апелляционный суд считает ошибочным по следующим основания.
В силу п.2 ст.69 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 (далее - Лесоустроительная инструкция).
В соответствии с п.55 Лесоустроительной инструкции закрепление на местности местоположения границ эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков производится по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков.
Нарушения допущены Обществом в разных кварталах, имеющих различное географическое положение, площадь и объемы заготовки древесины по разным древесным породам, следовательно, административным органом установлено несколько самостоятельных, хотя и одинаковых правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Общество подлежит привлечению за каждое административное правонарушение, при этом норма ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ в данном случае не нарушается.
Между тем, неправильные выводы суда в указанной части не привели к принятию неправосудного судебного акта исходя из следующего.
Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях. В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях.
В п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
В рассматриваемом случае протоколы об административном правонарушении составлены и постановления о назначении административного наказания вынесены в присутствии представителя общества Иванова С.А., действующего по доверенности от 2.10.2012 N 15-20-348 (л.д.106).
Содержание указанной доверенности не позволяет сделать вывод о том, что юрисконсульт Иванов С.А. является законным представителем общества, уполномоченным не представление интересов общества на участие в конкретном административном деле. Более того, доверенность не предусматривает полномочия представителя на право представления интересов общества при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Оценив представленные в материалы дела доказательства извещения общества о дате рассмотрения административного дела, арбитражный суд обоснованно указал на то, что оспариваемые постановления вынесены в отсутствие доказательств извещения общества о дате рассмотрения дела, что является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.
В п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования Общества о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности удовлетворены правомерно.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 января 2013 года по делу N А50-21919/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21919/2012
Истец: ОАО "Соликамскбумпром"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Пермского края, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края