город Ростов-на-Дону |
N 15АП-1664/2013 |
15 марта 2013 г. |
дело N А01-1969/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Захаровой Л. А.
при ведении протокола судебного заседании помощником судьи Яицкой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Гиагинском районе Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.12.2012 по делу N А01-1969/2012 принятое в составе судьи Шагуча Б.А. в порядке упрощенного производства
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Гиагинском районе Республики Адыгея
к индивидуальному предпринимателю Панасенко Валентину Николаевичу
о взыскании финансовых санкций
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гиагинском районе Республики Адыгея (далее - УПФР в Гиагинском районе Республики Адыгея) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к индивидуальному предпринимателю Панасенко Валентину Николаевичу (далее - ИП Панасенко В.Н.) о взыскании 55,87 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.
Решением суда от 24.12.2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что обязанность ежегодно до 01 марта представлять сведения, необходимые для индивидуального персонифицированного учета, с 01.01.2012 г. отменена.
Не согласившись с данным судебным актом, УПФР в Гиагинском районе Республики Адыгея обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 24.12.2012 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе Пенсионный фонд указывает, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 г. подлежали представлению предпринимателем как Главой КФХ в силу ч. 5 ст. 16 Закона N 212-ФЗ.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе камеральной проверки предпринимателя Панасенко В.Н. по вопросу своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сотрудниками Пенсионного фонда установлено непредставление предпринимателем в установленный срок сведений индивидуального учета за 2010 год.
По факту выявленных нарушений 18.06.2012 г. заявителем составлен акт N 17 о нарушении пенсионного законодательства и вынесено решение от 12.07.2012 г. N 17 о начислении предпринимателю штрафных санкций в сумме 55,87 руб. за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Требованием от 12.07.2012 г. N 17 ИП Панасенко В.Н. в срок до 01.08.2012 г. предложено уплатить указанную сумму штрафа.
Неисполнение предпринимателем названного требования явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафных санкций в судебном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ) глава крестьянского (фермерского) хозяйства Панасенко В.Н. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию как индивидуальный предприниматель.
Исходя из положений законодательства суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. Обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у главы КФХ.
В соответствии с абзацем 1 пункта 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ) физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Абзац первый пункта 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ подлежал применению в приведенной редакции с 01.01.2011 г., в связи с чем предприниматель, как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, обязан был представить соответствующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год не позднее 01.03.2011 г.
На основании статьи 16 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечить своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведения, определенные данным Законом и предоставленные работодателями и застрахованными лицами, а также имеют право требовать своевременного и правильного представления указанной информации и осуществлять контроль за правильностью представления сведений плательщиками страховых взносов, в том числе по их учетным данным.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (абзац 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Как следует из материалов дела Панасенко В.Н. не представил в установленный законодательством срок сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010 год, в связи с чем управление вынесло решение от 12.07.2012 г. N 17 о начислении предпринимателю штрафных санкций в сумме 55,87 руб.
В силу части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности.
С 01.01.2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - Закон N 379-ФЗ).
Пунктами 2 - 4 статьи 1, статьей 8 Закона N 379-ФЗ исключена обязанность и ответственность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 6 статьи 6 Закона N 379-ФЗ в части 5 статьи 16 Закона N 212-ФЗ, предусматривающей обязанность плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, слова "плательщики страховых взносов" заменены словами "главы крестьянских (фермерских) хозяйств".
Таким образом, на момент вынесения Пенсионным фондом решения от 12.07.2012 г. N 17 исключена обязанность предпринимателя представлять вышеуказанные сведения, а также его ответственность за их непредставление.
В силу части 2 статьи 54 Конституции РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Согласно пункту 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 4-П императивное по своему характеру правило статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона. Следовательно, государство, обязанное в силу статьи 2 Конституции РФ признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечивать на практике действие механизма приведения в соответствие с ним ранее принятых судебных решений независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованных лиц.
Учитывая изложенное, с 01.01.2012 г. предприниматель как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, не может быть подвергнут санкции за неисполнение обязательства, которое отменено законодателем. При этом сама санкция за неисполнение этого обязательства также отменена и не подлежит применению с указанной даты.
Принимая во внимание, что устранение ответственности имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена, апелляционный суд считает, что после 31.12.2011 г. решение о привлечении к ответственности за непредставление в Пенсионный фонд Российской Федерации упомянутыми выше лицами соответствующих сведений (документов) за предыдущие годы не может быть вынесено, равно как и взыскание ранее наложенных штрафов не может быть произведено.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" от 22.06.2012 г. N 34.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 г. подлежали представлению предпринимателем как Главой КФХ в силу ч. 5 ст. 16 Закона N 212-ФЗ, не принимается судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Закона N 212-ФЗ главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Из решения Пенсионного фонда от 12.07.2012 г. N 17 усматривается, что Панасенко В.Н. привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 212-ФЗ за нарушение положений статьи 11 Закона N 212-ФЗ, как лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в виде фиксированного платежа.
При этом за неисполнение обязанности по представлению расчета статьей 46 Закона N 212-ФЗ предусмотрена самостоятельная ответственность. К данному виду ответственности заявитель не привлекался.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 10.01.2013 г. N ВАС-14439/12.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.12.2012 по делу N А01-1969/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1969/2012
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Гиагинском районе Республики Адыгея, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гиагинском районе Республики Адыгея
Ответчик: ИП Панасенко Валентина Николаевна
Третье лицо: ИП Панасенко Игорь Анатольевич