г. Самара |
|
14 марта 2013 г. |
Дело N А65-21878/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 марта 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стафиловым Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13.03.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.10.2012 по делу N А65-21878/2012 (судья Бредихина Н.Ю.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Алтын-И" (ИНН 1655079910, ОГРН 1041621007691), г.Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, г.Казань, государственного казенного учреждения Республики Татарстан "Пригородное лесничество" (ИНН 1660105996, ОГРН 1071690057427), г.Казань, об оспаривании решения и предписания,
с участием в судебном заседании представителя ЗАО "Алтын-И" Гареевой Н.Р. (доверенность от 08.02.2013 N 4/13),
представители Татарстанского УФАС России, Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан и ГКУ "Пригородное лесничество" не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Алтын-И" (далее - ЗАО "Алтын-И", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) от 02.05.2012 по делу N 06-121/2012 и его предписаний от 02.05.2012 N 1, N 2, N 3 по делу N 06-121/2012 (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан и государственное казенное учреждение "Пригородное лесничество" (далее - ГКУ "Пригородное лесничество").
Решением от 25.10.2012 по делу N А65-21878/2012 Арбитражный суд Республики Татарстан удовлетворил указанные требования и обязал Татарстанское УФАС России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В апелляционной жалобе Татарстанское УФАС России просило отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт. По мнению Татарстанского УФАС России, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
ЗАО "Алтын-И" в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
От Татарстанского УФАС России поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела на более поздний срок в целях формирования единой судебной практики.
Суд апелляционной инстанции отклонил указанное ходатайство, поскольку указанное основание для отложения рассмотрения дела не предусмотрено статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что подобные дела уже рассматривались Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом (дела N А65-19787/2012, N А65-20469/2012 и др.) и Федеральным арбитражным судом Поволжского округа (дело N А65-17648/2012).
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Татарстанского УФАС России, Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан и ГКУ "Пригородное лесничество", которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлении представителя общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения дела N 06-121/2012 о нарушении антимонопольного законодательства Татарстанское УФАС России 02.05.2012 приняло решение, которым признало заключение ГКУ "Пригородное лесничество", Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и ЗАО "Алтын-И" дополнительного соглашения от 29.01.2010 к договору аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 10.11.2008 N 155 нарушением части 1 статьи 16 Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившимся в ограничении прав и законных интересов неограниченного круга лиц - потенциальных арендаторов федерального имущества.
На основании данного решения Татарстанское УФАС России 02.05.2012 выдало всем участникам указанного дополнительного соглашения предписания N 1, N 2, N 3 о прекращении нарушения части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции путем совершения действий, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства и обеспечение конкуренции, а именно: расторгнуть дополнительное соглашение от 29.01.2010 к договору аренды от 10.11.2008 N 155 и совершить необходимые действия, направленные на государственную регистрацию измененных прав в отношении лесного участка.
Суд первой инстанции обоснованно признал указанные решение и предписания недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Как следует из материалов дела, 20.07.1996 АООТ "Татнефтепроводстрой" (продавец) и АОЗТ "Трастовая компания "Образование" (покупатель) заключили договор купли-продажи базы отдыха "Боровое Матюшино", принадлежавшей продавцу на праве собственности, подтвержденном свидетельством от 27.12.1994 N 319, выданным Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом.
15.06.1998 между ОАО "Трастовая компания "Образование" и Пригородным лесхозом Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан был заключен договор N 30 об аренде лесного участка в культурно-оздоровительных целях.
07.04.2004 ЗАО "Трастовая компания" передало недвижимое имущество (базу отдыха "Боровое Матюшино") в оплату акций, размещенных при учреждении ОАО "Алтын-И".
На основании решения Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 31.10.2008 N 04-3961 между государственным бюджетным учреждением Республики Татарстан "Пригородное лесничество" и ОАО "Алтын-И" был заключен договор от 10.11.2008 N 155 об аренде лесного участка площадью 0,8 га с местонахождением: Лаишевский муниципальный район, Матюшинское участковое лесничество, квартал N45 (выдела 23, 26), кадастровый номер 16:24:26 02 01:0356.
В Решении Верховного Суда Республики Татарстан от 11.03.2009 по делу N 3-17/09 указано, что создаваемые для содействия осуществлению отдельных функций республиканского органа исполнительной власти и находящиеся в его ведении научные, экспертные, учебные и иные государственные учреждения в структуру органа исполнительной власти Республики Татарстан не включаются, согласно статье 35 Закона Республики Татарстан от 06.04.2005 N64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
29.01.2010 между государственным бюджетным учреждением Республики Татарстан "Пригородное лесничество", ОАО "Алтын-И" и Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан было заключено дополнительное соглашение к договору от 10.11.2008 N 155, которым произведена замена стороны (арендодателя) по сделке, а именно: государственное бюджетное учреждение Республики Татарстан "Пригородное лесничество" заменено на Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан. При этом дополнительное соглашение не предусматривает предоставление обществу дополнительных площадей участков лесного фонда, либо увеличение срока аренды.
В силу статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с ЛК РФ лица, использующие участки лесного фонда, подают заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка. Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствие со статьями 25, 29 - 47 ЛК РФ, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 ЛК РФ.
Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Как следует из материалов дела, договор аренды 31.10.2008 N 04-3961 был оформлен на основании статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в целях приведения договора аренды от 15.06.1998 N 30 в соответствие с ЛК РФ. Переоформление осуществлялось на основании соответствующего заявления, представленного в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление лесных участков в аренду.
Таким образом, договором между государственным бюджетным учреждением Республики Татарстан "Пригородное лесничество" и ОАО "Алтын-И" от 10.11.2008 N 155 лесной участок не был предоставлен в аренду вновь. Этим договором уже действующий договор лишь был приведен в соответствие с требованиями нового ЛК РФ. Заключенное впоследствии трехстороннее соглашение от 29.01.2010 также не являлось соглашением о предоставлении земельного участка вновь.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией подразумевается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с положениями статей 25, 72 и 74 ЛК РФ и согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.12.2009 N 10520/09, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться по результатам аукциона лишь в случаях и для целей, определенных нормами ЛК РФ.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" указано, что в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 ЛК РФ), договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).
Лесной участок с объектами недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано в установленном законом порядке, не может являться предметом аукциона, проводимого на основании статьи 74 ЛК РФ.
В рассматриваемом случае заключение договора и дополнительного соглашения к нему не привело к ограничению конкуренции, поскольку общество имело никем не оспоренное преимущественное право на заключение договора аренды и новый земельный участок ему не предоставлялся.
Данный вывод согласуется с выводами, содержащимися в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09 и от 13.12.2011 N 5342/11.
Общество недвусмысленно выразило намерение воспользоваться своим правом продолжать пользоваться земельным участком, на котором располагаются принадлежащие ему объекты недвижимости.
Какая-либо конкуренция в рассматриваемом случае невозможна и нарушала бы принцип правовой определенности и стабильности гражданского оборота.
При указанных обстоятельствах и с учетом вышеприведенных правовых норм суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что дополнительным соглашением от 29.01.2010 к договору аренды от 10.11.2008 N 155 не была нарушена часть 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.04.2012 N А65-20028/2011 не может быть учтено при рассмотрении настоящего дела, поскольку в рамках указанного дела оценивалась иная совокупность конкретных обстоятельств.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно оценил их. Выводы, сделанные судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, согласуются с выводами, содержащимися в судебных актах по подобным делам (постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 по делу N А65-19787/2012, от 13.02.2013 по делу N А65-20469/2012, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.12.2013 по делу N А65-17648/2012 и др.).
Доводы, приведенные Татарстанским УФАС России в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 октября 2012 года по делу N А65-21878/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21878/2012
Истец: ЗАО "Алтын-И", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: ГКУ "Пригородное лесничество", Министерство лесного хозяйства РТ, Министерство лесного хозяйства РТ, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4857/13
24.01.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-22748/13
01.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10546/13
24.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10546/13
01.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4620/13
14.03.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16052/12
25.10.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-21878/12