г. Томск |
|
15 марта 2013 г. |
Дело N А27-15920/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: И.И. Бородулиной, О.А. Скачковой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А.
с использованием средств аудиозаписи
с участием в заседании
от истца : без участия (извещен),
от ответчика: Закиров С.Ж. по доверенности от 06.03.2013 г., паспорт,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Каскад плюс"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 06 декабря 2012 г. по делу N А27-15920/2012 (судья Семенычева Е.И.)
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Каскад плюс" (ОГРН 1054205221927, ИНН 4205092874)
о взыскании 11 054, 30 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее по тексту - истец, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Каскад плюс" (далее по тексту - ответчик, Общество) штрафа в размере 11 054, 30 руб. за несвоевременное непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 06 декабря 2012 г. по делу N А27-15920/2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильно истолкованы нормы права), несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Пенсионный фонд отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) не представил.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Пенсионный фонд о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции представителя не направило.
На основании частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Обществом 15.11.2011 года представлены в орган Пенсионного фонда форма РСВ-1 за 9 месяцев 2011 года, форма АДВ-6-2 за 3 квартал 2011 года, форма СЗВ-6-2 за 3 квартал 2011 года.
27.01.2012 года Пенсионным фондом составлен акт документальной проверки, в котором зафиксирован факт недостоверности первоначально представленных сведений.
Пенсионным фондом вынесено решение от 01.03.2012 года N 56 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 10 % от причитающихся за отчетный год платежей.
На основании указанного решения Пенсионный фонд выставил Обществу требование от 02.04.2012 года N 56 об уплате штрафа.
В связи с неисполнением указанного требования истец обратился в суд первой инстанции с заявлением о взыскании с Общества штрафных санкций.
Удовлетворяя требования Пенсионного фонда, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава правонарушения, установленного пунктом 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, а также документального подтверждения факта правонарушения, в связи с чем взыскал с ответчика в доход Пенсионного фонда РФ штраф в размере 11054 руб. 30 коп., а также государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2000 руб.
Седьмой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с данными выводами суда, находит их ошибочными по следующим основаниям.
Часть 3 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N 27-ФЗ) устанавливает специальное правило, согласно которому взыскание финансовой санкции, начисленной по данной норме, производится в судебном порядке.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 11, статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ, пунктом 30 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее по тексту - Инструкция N 987н), страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В целях реализации указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) в Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", далее по тексту - Федеральный закон N 213-ФЗ) отчетными периодами в 2011 году признаются полугодие и календарный год.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно з отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
В силу статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ законодательством РФ предусматривается два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела, первоначально представленные Обществом сведения (15.11.2011 года) поданы с соблюдением установленного законом срока.
Однако, при проверки формы Пенсионным фондом выявлены ошибки в виде несоответствия данных об начисленных страховых взносах на страховую и накопительную части трудовой пенсии, о которых Общество извещено письмом N 20-17636 от 14.12.2011 года с указанием срока предоставления исправленных форм документов не позднее 17.01.2012 года.
Исправленные сведения представлены Обществом в орган Пенсионного фонда 19.12.2011 года, но не были приняты. Пенсионным фондом составлен акт от 27.01.2012 года об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Пунктом 3.4 данного акта предложено привлечь Общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением от 01.03.2012 г. N 56 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной п.3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям (за 3 квартал 2011 г.).
Между тем, исходя из требований статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ уточненный расчет, по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи, не считается представленным с нарушением срока.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N 212-ФЗ) установлено право, а не обязанность плательщика страховых взносов представлять органам контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов, а также по актам проведенных проверок.
При этом законодательством РФ ответственность за непредставление пояснений и за невнесение соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам не установлена.
Кроме того, исследуя материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при принятии решения о привлечении к ответственности Пенсионным фондом не установлено наличие вины Общества в совершении правонарушения, ее формы и степень.
Фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
В акте проверки, являющемся итоговым актом такого контроля, обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения, диспозицию правонарушающего деяния и соответствующую санкцию. Таким актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности.
Согласно положениям статей 40, 42 Федерального закона N 212-ФЗ, регулирующего отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, нарушением законодательства признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее - правонарушение).
При этом, виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
В соответствии с требованиями статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Таким образом, привлекая Общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, орган Пенсионного фонда должен не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, но и обязан определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе виновность.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" прямо указывает нижестоящим пенсионным органам о недопустимости формального подхода к наложению штрафа при наличии ошибки в документах, представляемых страхователями. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Вместе с тем, в акте проверки и в решении о привлечении к ответственности отсутствует установление всех элементов состава данного правонарушения, в том числе виновности Общества
В рассматриваемом случае заявитель ограничился описанием факта представления Обществом недостоверных сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете, - не установив вину лица в совершении вмененного ему правонарушения, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку именно наличие вины в совершении правонарушения влечет за собой ответственность.
При таких фактических обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о подтвержденности Пенсионным фондом представленными в материалы дела доказательствами правомерность привлечения Общества к ответственности.
Учитывая изложенное, арбитражным судом первой инстанции решение принято при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем имеются основания для отмены решения суда, установленные статьей 270 АПК РФ, и принятия в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об отказе Пенсионному фонду удовлетворении заявленных требований, а равно, принятия доводов апелляционной жалобы.
Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, с Пенсионного фонда в пользу Общества подлежит взысканию в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06 декабря 2012 г. по делу N А27-15920/2012 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Отказать Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) в удовлетворении заявленных требований о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Каскад плюс" штрафа 11 054, 30 рублей.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Каскад плюс" (ОГРН 1054205221927, ИНН 4205092874) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15920/2012
Истец: ГУ-УПФ РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области
Ответчик: ООО "Каскад Плюс"