г. Пермь |
|
02 апреля 2010 г. |
Дело N А60-41699/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Соларевой О. Ф.
судей Лихачевой А. Н., Рубцовой Л. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Овчинниковой О. В.
при участии:
от истца, ООО "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" - Брюханова Е. В., паспорт, доверенность N 1673 от 07.08.2009 г.;
от ответчика, ОАО "Уральский завод электрических соединителей "Исеть" - не явились;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Уральский завод электрических соединителей "Исеть"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 января 2010 года
по делу N А60-41699/2009,
принятое судьёй С. Э. Рябовой
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика"
к открытому акционерному обществу "Уральский завод электрических соединителей "Исеть"
об урегулировании разногласий по договору,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" (далее - ООО "УК "Дирекция единого заказчика", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к открытому акционерному обществу "Уральский завод электрических соединителей "Исеть" (далее - ОАО "Завод "Исеть", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на поставку горячей воды в целях оказания коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению N И-10/3 от 11.01.2009 г. в части изложения раздела N 1 договора, а также пунктов 2.1, 3.1, 3.2, 3.6, 4.1.4, 4.3.3, 5.4. на основании статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (л.д.5-12).
В связи с урегулированием разногласий по редакции раздела N 1 договора, пунктов 2.1, 3.2, 3.3., 3.6, 4.3.3, 5.4 истцом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлен отказ от исковых требований в части урегулирования разногласий по данным пунктам договора, а также заявлено ходатайство о дополнении договора пунктами 3.1.1., 3.5 в редакции истца. Уточнения исковых требований принято судом первой инстанции, рассмотрены разногласий по пунктам 3.1, 3.1.1., 3.5, 4.1.4, 4.2.1 договора (л.д.145-147,152,153).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.11.2010 г. (резолютивная часть от 11.01.2010 г., судья С. Э. Рябова) условия пунктов 3.1, 3.1.1., 3.5, 4.1.4, 4.2.1 договора на поставку горячей воды в целях оказания коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению N И-10/3 от 11.01.2009 г. приняты в редакции, предложенной истцом (л.д.157-169).
Ответчик, ОАО "Завод "Исеть", с решением суда в части изложения пунктов 3.1, 31.1., 4.1.4 договора на поставку горячей воды в целях оказания коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению N И-10/3 от 11.01.2009 г. не согласился, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение в части указанных пунктов договора изменить, принять по делу новый судебный акт ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Считает, что определение количества потребленной горячей воды в целях теплоснабжения и горячего водоснабжения в отсутствие приборов учета должно осуществляться не по нормативам потребления коммунальных услуг, а по показаниям приборов учета, установленных в котельной энергоснабжающей организации, поскольку увеличилась площадь отапливаемых объектов, на которые осуществляется поставка тепловой энергии, а именно в домах, расположенных по ул. Овсянникова. Исполняя договор в редакции п. 3.1, изложенной в решении суда, нормативный объем тепловой энергии будет недостаточен для отопления домов по ул. Овсянникова, что приведет к разморозке теплотрассы. Принимая п. 4.1.4 в редакции истца, суд не учел технических особенностей сетей ответчика, а также заключение независимой экспертной организации, согласно которому схема теплоснабжения ОАО "завод "Исеть" является двухтрубной с открытым водозабором на нужды горячего водоснабжения населения, в которой температура воды на нужды ГВС поддерживается в пределах от 55 град. С до 65 град. С, что влечет за собой превышение температуры теплоносителя на отопление домов. Технические возможности поддерживать различные температурные параметры на нужды отопления и ГВС у ответчика отсутствуют, поскольку в жилых домах установлена открытая система горячего водоснабжения. Полагает также, что граница эксплуатационной ответственности должна быть определена по фланцам запорной арматуры, с использованием которой происходит регулирование подачи воды в многоквартирный дом, а не по внешней границе стены многоквартирного дома. Исполнение п. 3.1.1 договора в редакции, утвержденной судом, приведет к необходимости вырезки участка трубы и установки запорной арматуры внутри каждого дома.
В судебное заседание ответчик явку представителя не обеспечил, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, которое рассмотрено судом апелляционной инстанции и удовлетворено на основании ст. 156 АПК РФ.
Истец, УК "Дирекция единого заказчика", представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что пункты 3.1., 3.1.1, 4.1.4 договора, приняты в редакции истца в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, а также Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 213.08.2006 г. N 491.
В судебном заседании представитель истца доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, на основании постановлений Комитета по управлению имуществом города Каменск-Уральского от 06.10.2008 г. N 396, от 19.09.2008 г. N 356, от 29.09.2008 г. N 380, истец является управляющей компанией в отношении жилых домов, расположенных по адресам: Свердловская область, г.Каменск-Уральский, ул.Овсянникова N 31,33,35,39,41,43,45,47,49,51,53 (л.д.51-60) и в силу п.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ обязан оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в вышеуказанных многоквартирных домах, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этих домах лицами, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность.
В соответствии с п.2.2. устава ООО "Управляющая компания "дирекция единого заказчика", общество осуществляет следующие виды деятельности: управление недвижимым имуществом, в том числе управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда; иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством (л.д.15-37).
Согласно ст.548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, водой, применяются правила, предусмотренные ст.539-547 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу ст.426 ГК РФ ГК РФ договоры энергоснабжения являются публичными договорами, по которым цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В случаях предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (п.4 ст.426 ГК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307).
Пунктом 8 Правил N 307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с п.3 указанных Правил к коммунальным ресурсам отнесены холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Из текста договора от 11.01.2009 г. N И-10/3 следует, что он заключается сторонами с целью поставки горячей воды для оказания коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика (л.д.37-40).
При заключении указанного договора между ООО "УК "Дирекция единого заказчика" (Абонент) и ОАО "Завод "Исеть" (Энергоснабжающая организация) возникли разногласия в части изложения условий пунктов 3.1, 3.1.1., 3.5, 4.1.4, 4.2.1 договора.
Для разрешения возникших разногласий по редакциям спорных пунктов договора ООО "УК "Дирекция единого заказчика" обратилось в арбитражный суд в порядке ст. 445 ГК РФ.
Согласно ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Поскольку ответчиком обжалуется редакция пунктов 3.1, 3.1.1, 4.1.4 договора, арбитражным апелляционным судом дело рассматривается в пределах доводов апелляционной жалобы (п.5 ст.268 АПК РФ).
Согласно решению суда первой инстанции пункт 3.1. договора принят в редакции Абонента (истца): "Количество фактически принятого (потребленного) ресурса определяется исходя из показаний приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности сторон. При отсутствии приборов учета, количество фактически принятого (потребленного) гражданами ресурса, определяется исходя из нормативов на потребление питьевой воды гражданами, утвержденных Постановлением Главы города Каменск-Уральского N 2040 от 27.12.2006 г. Изменение нормативов производится соответствующим Постановлением Главы города Каменск-Уральского с даты, указанной в Постановлении, при этом внесения изменений в договор и его перезаключения не требуется".
Ответчик настаивает на принятии п. 3.1 договора в следующей редакции: "Количество фактически принятого (потребленного) ресурса определяется исходя из показаний приборов учета, установленных в котельной Энергоснабжающей организации, расположенной по адресу: г. Каменск-Уральский, переулок Санаторный, 28. При отсутствии приборов учета количество принятого (потребленного) гражданами ресурса определяется исходя из нормативов на потребление питьевой воды гражданами, утвержденных Постановлением Главы города Каменск-Уральского".
Апелляционный арбитражный суд полагает, что пункт 3.1 договора N И-10/3 от 11.01.2009 г., определяющий порядок учета тепловой энергии при отсутствии узлов учета тепловой энергии, правомерно принят судом первой инстанции в редакции истца, исходя из следующего.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 15 Правил N 307 в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с п. 19 указанных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, а именно с учетом количества граждан, проживающих в жилом помещении, норматива потребления тепловой энергии (Гкал/кв.м) и тарифа на тепловую энергию; для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
Приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам установлен порядок определения стоимости коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, холодного водоснабжения при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета. При отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за соответствующую коммунальную услугу определяется в следующем порядке: за отопление - путем умножения общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном жилом доме или общей площади жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление и на соответствующий тариф, установленный на тепловую энергию (подпункт 1 пункта 1 Приложения N 2); за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение - путем умножения количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, на норматив потребления соответствующей коммунальной услуги и на соответствующий тариф (подпункт 3 пункта 1 Приложения N 2).
Доводы ответчика о том, что норматив потребления тепловой энергии, рассчитанный на одного жителя настолько мал, что его не хватит для нормального отопления и половины домов на улице Овсянникова, документально, в порядке ст.65 АПК РФ, не подтверждены. Имеющиеся в материалах дела документы: акты обследования систем теплового и горячего водоснабжения от 08.09.2009 г., от 13.10.2009 г., от 14.10.2009 г. от 23.10.2009 г. от 30.10.2009 г.; акт обследования систем холодного водоснабжения, водоотведения от 23.12.2009 г.; протокол совещания рабочей группы на основании распоряжения главы Администрации Синарского района от 12.11.2009 г. N 15-ОД; акт обследования теплового источника котельной ОАО "Завод "Исеть" и присоединенных тепловых сетей на потребителей ул.Овсянникова дома с 31по 35 от 16.11.2009 г., паспорт Кт 302Б.00.00.000 ПС котла стального водогрейного КСВа-2,0 Гс "ВК-21"; расчетный график температур теплоносителя Тп=95 градусов С, То=70 градусов для ведения теплового режима в котельной пансионата "Сосновый бор", пояснительная записка с описанием технологического цикла выработки и передачи тепловой энергии по котельной профилактория "Сосновый бор" ОАО "Завод " "Исеть", режимная карта водогрейного котла типа КСВа-2 ст.N 4 с горелкой ГГС-Б-2,2 на природном газе, акт обследования температурного режима на присоединенную тепловую сеть потребителей ул.Овсянникова дома с 31 по 53 от котельной ОАО "Завод "Исеть" от 19.11.2009 г., доводы ответчика не подтверждают (л.д.88-92,118-130, 134,135). Из актов обследования следует, что ресурсоснабжающая организация (ответчик) ненадлежащим образом исполняла свои обязательства по предоставлению коммунальных услуг (теплоснабжение и горячее водоснабжение) жителям многоквартирных домов, в отношении которых заключается договор от 11.01.2009 г. N И-10/3. Представленные ответчиком паспорт на котел подтверждает его технические характеристики. Иных выводов из вышеуказанных документов не следует. Доказательства того, что ответчиком в надлежащем порядке обжаловано постановление Главы города Каменска-Уральского от 27.12.2006 г. N 2040 "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения" в материалах дела не имеется.
Ссылка заявителя на то, что ограничение подачи горячей воды до уровня норматива приведет к разморозке теплотрассы, поскольку она проложена надземно от котельной ОАО "Завод "Исеть" до жилых домов на ул.Овсянникова, не могут быть приняты во внимание. Поскольку ответчик является владельцем указанных тепловых сетей (иного не следует из материалов дела-ст.65 АПК РФ), то он должен принять необходимые меры для того, чтобы при исполнении им обязательства по предоставлению коммунальной услуги гражданам домов, проживающих по ул.Овсянникова, теплотрасса не разморозилась, потребители услуг (граждане) получили коммунальные услуги в необходимом объеме и качестве (ст. 210,309 ГК РФ).
С учетом изложенного доводы ответчика об особенностях сложившихся между сторонами отношений является необоснованными. Предложенная ответчиком редакция п.3.1 договора не соответствует Правилам N 307, применение которых является обязательным во взаимоотношениях сторон по снабжению тепловой энергией и горячей водой граждан, проживающих в домах, находящихся в управлении ответчика. При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно пункт 3.1. договора от 11.01.2009 г. N И-10/3 принят в редакции истца, которая соответствует требованиям Правил N 307.
Судом первой инстанции пункт 4.1.4 договора принят в редакции Абонента (истца): "Бесперебойно поставлять тепловую энергию в горячей воде Абоненту для целей отопления и горячего водоснабжения потребителей, в соответствии с договорными величинами (приложение N 1), поддерживать на границе балансовой принадлежности следующие параметры:
Температура горячей воды на границе балансовой принадлежности должна соответствовать для открытых систем централизованного теплоснабжения не менее 60 град. С, не более 75 град. С.
Давление - поддерживать давление теплоносителя на коллекторах котельной в подающем трубопроводе, обеспечивающее нормальное функционирование систем теплопотребления Абонента.
От указанных параметров допускаются следующие отклонения:
- продолжительность перерыва подачи горячей воды 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа; для проведения 1 раз в год профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) Абонента в установленном порядке. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
- допустимое отклонение температуры горячей воды на границе балансовой принадлежности сторон: в ночное время (с 23.00 до 6.00 часов) не более чем на 5 град. С; в дневное время (с 6.00 до 23.00 часов) не более чем на 3 град. С.
- допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца.
- допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 9 град. С, допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 град. С".
Ответчик не согласился с редакцией первых двух абзацев п. 4.1.4 договора, настаивает на следующей редакции: "Обеспечить горячее водоснабжение, соответствующее следующим параметрам: - для открытых систем отопления +55 град. С +65 град. С, теплоснабжение осуществляется по графику +95 град. С +70 град. С со срезкой. При температуре наружного воздуха ниже -10 град. С температура в подающей магистрали поддерживается согласно расчетному графику, являющемуся Приложением N 2 к договору".
Апелляционный арбитражный суд полагает, что пункт 4.1.4 договора N И-10/3 от 11.01.2009 г., определяющий требования к качеству поставляемых энергоресурсов, правомерно принят судом первой инстанции в редакции истца, в связи со следующим.
В силу п.п. 4.1, 4.16.3 ГОСТа Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" жилищно-коммунальные услуги должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, нормативной и технической документации на услуги конкретного вида, а также условиям договора между исполнителем и потребителем. Температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 град. С.
Согласно пунктам 6, 9 Правил N 307 горячим водоснабжением является круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Требования к качеству коммунальных услуг установлены в приложении N 1 к указанным Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно п.п. 5, 6 раздела II "Горячее водоснабжение" этого приложения N 1 лицо, предоставляющее коммунальные услуги, должно обеспечить следующее качество температуры горячей воды в точке разбора: не менее 60 град. C - для открытых систем централизованного теплоснабжения; не менее 50 град. C - для закрытых систем централизованного теплоснабжения; не более 75 град. C - для любых систем теплоснабжения, а также постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам.
Пунктом 1.7 Санитарных правил устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения, утвержденных Минздравом СССР 15.11.1988 N 4723-88, установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 град. C и не выше 75 град. C.
Таким образом, оказание населению услуги горячего водоснабжения должно соответствовать вышеперечисленным стандартам качества.
В связи с изложенным, пункт 4.1.4 обоснованно принят в редакции Управляющей компании, соответствующей требованиям Правил N 307, ГОСТу Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", Санитарных правил устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения, утвержденных Минздравом СССР 15.11.1988 N 4723-88.
Ответчиком документально не доказано отсутствие технической возможности для поставки тепловой энергии на нужды отопления и ГВС надлежащего качества (ст. 65 АПК РФ).
Напротив, техническим паспортом котла стального водогрейного КТ 302Б.00.00.000ПС определен параметр теплоносителя: температура воды на входе - 60 град. С, температур вода на выходе - 115 град. С. (л.д.123-129).
Довод ответчика о том, что техническое состояние сетей, построенных более 20 лет назад в качестве временных, не позволяет поставлять в жилые дома горячую воду в требуемом количестве и по определенному истцом температурному режиму, не подтверждаются материалами дела. Более того, ответчик как ресурсоснабжающая организация обязан оказывать населению услуги надлежащего качества, а, значит, поддерживать в надлежащем состоянии тепловые сети, посредством которых оказываются коммунальные услуги (ст. 210, 309 ГК РФ).
Поскольку предложенная ответчиком редакция первых двух абзацев п.4.1.4 договора не соответствует требованиям действующего законодательства, то суд первой инстанции обоснованно принял спорные абзацы п.4.1.4. договора в редакции истца.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО "УК "Дирекция единого заказчика" должна принимать тепловую энергию на границе ответственности за техническое состояние и обслуживание сетей, которой являются фланцы запорной арматуры, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Принимая решение о принятии п. 3.1.1. договора в редакции истца: "Граница ответственности за техническое состояние и обслуживание сетей теплоснабжения устанавливается по балансовой принадлежности. Границей ответственности Абонента и Энергоснабжающей организации являются наружные стенки фундаментов зданий жилых домов N 31, 33, 35, 39, 41, 43, 45, 47, 49, 51, 53 по. ул. Овсянникова. Абонент несет полную ответственность за техническое состояние и обслуживание внутридомовых тепловых сетей, в том числе за сохранность и работоспособность установленных отключающих, регулирующих измерительных устройств. Энергоснабжающая организация несет полную ответственность за техническое состояние и обслуживание наружных тепловых сетей до стенки фундамента здания", суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
"Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя", утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 г. в разделе "Термины и определения" установлено, что граница балансовой принадлежности тепловых сетей - это линия раздела элементов тепловых сетей между владельцами по признаку собственности, аренды или полного хозяйственного ведения.
Поскольку сторонами не достигнуто соглашение по вопросу определения границ эксплуатационной ответственности сетей, условие договора правомерно определено с учетом Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила N 491).
Пунктом 8 Правил N 491 установлено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (п. 5 Правил N 491).
Таким образом, виду того, что коллективные (общедомовые) приборы учета в многоквартирных жилых домах не установлены, инженерные придомовые сети на обслуживание истцу не переданы, то предложенная ответчиком редакция спорного пункта договора противоречит положениям Правил N 491. С учетом изложенного условие договора (п.3.1.1. договора) об определении границы ответственности абонента и ресурсоснабжающей организации правомерно удовлетворено судом первой инстанции по наружным стенкам фундаментов жилых домов.
То обстоятельство, что на некотором расстоянии от фундамента каждого дома, расположенного по ул. Овсянникова, находится запорная арматура, с использованием которой происходит регулирование подачи воды, не изменяет общего подхода к установлению границы эксплуатационной ответственности и ресурсоснабжающей организации, установленного действующим законодательством. Кроме того, ранее, при тех же обстоятельствах между Управлением заказчика по жилищно-коммунальным услугам Синарского района и ответчиком, 01.07.1996 г. был подписан акт разграничения ответственности за техническое состояние и обслуживание водопроводных сетей, содержание которого аналогично содержанию п.3.1.1. договора от 11.01.2009 г. N 10-И/3 (л.д.117).
С учетом изложенного, решение суда от 11.01.2010 г. в обжалованной части является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта в указанной части, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит. Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.01.2010 г. по делу N А60-41699/2009 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Ф.Соларева |
Судьи |
А.Н.Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-41699/2009
Истец: ООО "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика"
Ответчик: ОАО "Уральский завод электрических соединителей "ИСЕТЬ"