город Ростов-на-Дону |
N 15АП-1632/2013 |
15 марта 2013 г. |
дело N А53-33190/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Захаровой Л. А.
при ведении протокола судебного заседании помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от муниципального казенного учреждения "Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства" - Наливайко Анастасия Алексеевна, доверенность от 29.01.2013 г.,
от Департамента лесного хозяйства Ростовской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания департамент уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2012 по делу N А53-33190/2012 принятое в составе судьи Лебедевой Ю.В. в порядке упрощенного производства
по заявлению муниципального казенного учреждения "Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства"
к Департаменту лесного хозяйства Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления N 16-2012 от 16.10.2012 г. о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства" (далее - МКУ "Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Ростовской области (далее - департамент) о признании незаконным и отмене постановления N 16-2012 от 16.10.2012 г. о привлечении учреждения к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Решением суда от 26.12.2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в нарушении законодательства о пожарной безопасности в лесах.
Не согласившись с данным судебным актом, МКУ "Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 26.12.2012 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что факт нарушения учреждением п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах ни прокуратурой, ни департаментом не доказан. В материалах административного дела отсутствуют доказательства, что засорение леса бытовыми отходами и мусором совершено непосредственно заявителем. Запрос учреждения о выделении денежных средств для исполнения представления прокурора остался без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель управления поддержала доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя учреждения, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону 28.08.2012 г. совместно с сотрудником Департамента лесного хозяйства Ростовской области проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в части лесопользования и охраны расположенных на территории Кировского района г. Ростова-на-Дону лесов от пожаров.
В ходе проверки установлено, что в границах охранной зоны линии электропередач, расположенной на территории городских лесов в Кировском районе г. Ростова-на-Дону произрастают деревья, кроны которых находятся в непосредственной близости от электропроводов; охранная зона линии электропередачи не очищена от сухостоя и захламлена отходами потребления, в том числе, горючими материалами; в границах кварталов 66, 69 присутствует большое количество бытового мусора; ширина технологических коридоров в кварталах 60, 61, 64, 65 составляет менее 6 м; на территории городских лесов Кировского района отсутствуют стационарные противопожарные щиты и схемы проездов пожарных машин; у МКУ "Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства" отсутствует проект освоения лесов.
По факту нарушения пп. "а" п. 3 и п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах 29.08.2012 г. прокурором Кировского района г. Ростова-на-Дону вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МКУ "Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства" по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ; материалы направлены в Департамент лесного хозяйства Ростовской области для рассмотрения.
16.10.2012 г. начальником отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Ростовской области вынесено постановление N 16-2012 о назначении МКУ "Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства" административного наказания по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, учреждение обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 22.05.2012 г. N 382 на территории г. Ростова-на-Дону с 21.05.2012 г. введен особый противопожарный режим.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно ч. 1 ст. 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры (часть 2 ст. 53.1 ЛК РФ).
В силу статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и настоящим Кодексом.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. N 417, предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В силу пункта 4 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности в лесах, осуществляются: органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил пожарной безопасности меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором (пункт 9 Правил пожарной безопасности в лесах).
Требование о проведении уборки вылежа и захламленности, санитарной очистки и патрульной уборки случайного мусора на лесных участках городских лесов установлено также п. 1.1 Лесохозяйственного регламента Ростовского городского лесничества.
В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что в нарушение вышеприведенных норм МКУ "Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства" не производит противопожарное обустройство лесной территории Кировского района г. Ростова-на-Дону и создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (не оборудованы пункты сосредоточения противопожарного инвентаря); допускает засорение лесных кварталов 66, 69 бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами.
Выявленные нарушения подтверждаются представленными в материалы административного дела: актом прокурорской проверки от 28.08.2012 г.; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.08.2012 г.
Ссылка заявителя на недоказанность его вины в совершении вменяемого правонарушения, не принимается судом апелляционной инстанции.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 4 Постановления мэра г. Ростова-на-Дону от 08.08.2008 г. N 799 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Ростовского городского лесничества" на МКУ "Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства" возложена обязанность по обеспечению реализации положений лесохозяйственного регламента Ростовского городского лесничества. Спорные лесные участки принадлежат учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, именно заявитель является лицом, ответственным за санитарную очистку городских лесов, в том числе, с целью предотвращения возникновения пожара.
Вина учреждения в совершении правонарушения заключается в том, что оно не обеспечило выполнение требований Правил пожарной безопасности в лесах при отсутствии к тому каких-либо объективных препятствий. Доказательств невозможности соблюдения данных требований и принятия всех мер, направленных на предупреждение правонарушения материалы дела не содержат.
Обращение заявителя к Департаменту ЖКХ и энергетики с заявлением о необходимости выделения денежных средств для устранения вышеназванных нарушений произведено после проверки и не свидетельствует о принятии учреждением необходимых мер по предотвращению правонарушения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при производстве по административному делу не допущено.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2012 по делу N А53-33190/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-33190/2012
Истец: МКУ "Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства", Муниципальное учреждение "Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства РО, Департамент лесного хозяйства Ростовской области