г. Саратов |
|
27 февраля 2013 г. |
Дело N А06-6121/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Акимовой М.А., Александровой Л.Б.
при ведении протокола судебного заседания путем использования системы видеоконференц-связи секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" (400131, г.Волгоград, ул.им. Скосырева, д.7, ОГРН 1093460001095, ИНН 3445102073)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 декабря 2012 года по делу N А06-6121/2012 (судья Сорокин Н.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" (400131, г.Волгоград, ул.им. Скосырева, д.7, ОГРН 1093460001095, ИНН 3445102073)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул.Шаумяна, д.47, ОГРН 1023000863390, ИНН 3015011410),
третье лицо: товарищество собственников жилья "Доверие" (414000, г.Астрахань, ул.Тургенева, д.8, 22, ОГРН 1093015003036, ИНН 3015088324)
о признании незаконным решения от 09.06.2012 по делу N 06-К-03-12,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" Погорелова С.В., действующего по доверенности N 30 от 30.12.2012, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области Нургалиева Т.А., действующего по доверенности N 8 от 09.01.2013,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Теплотранспортная компания" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС по Астраханской области, антимонопольный орган) о признании незаконным решения по делу N 06-К-03-12 от 09.06.2012, о признании действий ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением суда первой инстанции от 13 декабря 2012 года в удовлетворении заявления ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" отказано.
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления Общества. Податель жалобы настаивает на том, что при выставлении счета-фактуры ТСЖ "Доверие" за поставленную тепловую энергию в горячей воде порядок расчёта ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" не нарушен. В обоснование данной позиции Общество ссылается на то, что размер платы по общим требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом указывает, что коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии и горячей воды у ТСЖ "Доверие" отсутствуют. Нормативы потребления коммунальных услуг органами государственной власти Астраханской области не утверждены. В связи с этим количество фактически потребленного коммунального ресурса за каждый расчетный период, по мнению Общества, правомерно определено ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" с использованием данных о фактическом потреблении за отдельно взятый расчетный период, в соответствии с методикой МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2006 N 105, и тарифа, утвержденного постановлением Службы по тарифам Астраханской области.
ТСЖ "Доверие", УФАС по Астраханской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых возражают против доводов апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", УФАС по Астраханской области поддержали правовые позиции, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзыве на неё, дали аналогичные пояснения.
Представитель ТСЖ "Доверие" в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания указанное лицо извещено надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заказное письмо N 410031 55 81598 4, направленное ТСЖ "Доверие", возвращено в суд с отметкой отделения связи "истек срок хранения". В соответствии с пунктом 2 части 4статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле, считается извещенным надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 24.01.2013. Указанное лицо имело реальную возможность обеспечить явку своего представителя в судебное заседание.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении ТСЖ "Доверие" о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", УФАС по Астраханской области, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, проверив в пределах, установленных статьёй 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 08.12.2011 в УФАС по Астраханской области поступило заявление ТСЖ "Доверие" о нарушении ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" антимонопольного законодательства, выразившегося в применении метода расчета за поставленную Обществом ТСЖ "Доверие" тепловую энергию в горячей воде с нарушением нормативно-правовых актов, регулирующих порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
По данному факту антимонопольным органом возбуждено дело по признакам нарушения ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
09.06.2012 УФАС по Астраханской области принято решение, которым ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением на рынке реализации тепловой энергии и теплоносителя ТСЖ "Доверие" в виде выставления счетов-фактур от 30.11.2011 N АС01-00017740 и от 31.12.2011 N АС01- 0020160 на оплату необоснованно завышенных объемов тепловой энергии, результатом которого явилось ущемление интересов ТСЖ "Доверие".
В связи с устранением ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" последствий нарушения антимонопольного законодательства производство по делу N 06-К-03-12 прекращено. Вместе с тем, Обществу выдано предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства, которым ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" предписано с момента получения данного предписания при осуществлении с ТСЖ "Доверие" расчётов за отпускаемую ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" и потребляемую ТСЖ "Доверие" тепловую энергию не допускать завышение объёмов тепловой энергии и направлять в течение 6 месяцев в УФАС по Астраханской области копии счетов-фактур, выставленных ТСЖ "Доверие" не позднее дня, следующего за днём их выставления.
Не согласившись с решением УФАС по Астраханской области, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" оспорило его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", суд первой инстанции, установив, что ТСЖ "Доверие" не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, а приобретает коммунальные ресурсы для предоставления их гражданам - потребителям коммунальной услуги в соответствии с договором управления многоквартирным домом, пришёл к выводу, что при расчётах между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией подлежит применению тариф, устанавливаемый для граждан.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.
Согласно положениям статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации или иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции российскими юридическими лицами и иностранными юридическими лицами, организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом N 135-ФЗ.
Из системного толкования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ следует, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребляющих доминирующим положением достаточно любого из перечисленных последствий, а именно ограничения конкуренции или ущемления прав лиц.
Таким образом, состав правонарушения, выражающегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением, является материальным, поскольку в его конструкцию включены определенные последствия, одним из которых может быть ущемление интересов других лиц. При этом данная категория последствий нарушения антимонопольного законодательства является оценочной и в каждом конкретном случае подлежит тщательному исследованию при рассмотрении антимонопольным органом дел, возбужденных в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, с целью установления факта причинения вреда общественным отношениям в сфере конкуренции.
Субъектом правонарушения, предусмотренного статьёй 10 Федерального закона N 135-ФЗ, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке работ (услуг).
В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона N 135-ФЗ, в том числе территориальными пределами), определяются статьёй Закона N 135-ФЗ. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов. Доминирующим признается и положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ).
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности естественных монополий.
Правоотношения в области электроэнергетики входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля, что специально закреплено в пункте 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.03 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
Приказом УФАС по Астраханской области от 04.08.2011 N 194-п ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов занимающих доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению в границах города Астрахани с долей более 50 %, следовательно, на него распространяются все запреты, установленные антимонопольным законодательством, а также, предусмотренные действующим законодательством в области энергетики.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, состав правонарушения, выражающегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением, является материальным, поскольку в его конструкцию включены определенные последствия, одним из которых может быть ущемление интересов других лиц.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", в частности, разъяснил, что судам, оценивая действие (бездействие) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование, в соответствии с Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях").
В соответствии с пунктом 117 Положения о функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя.
Как следует из материалов дела, 08.11.2010 между ТСЖ "Доверие" (потребитель) и ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" (теплоснабжающая организация) заключен договор N 500259 оказания услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде.
Согласно пункту 1.1 названного договора теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель, соблюдать режим потребления в соответствии с условиями договора, обеспечивать безопасность приборов и оборудования.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги урегулирован Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307)
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил N 307, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил N 307, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил N 307.
Пунктом 19 Правил N 307 предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 в следующем порядке:
1) размер платы за отопление (руб.) в жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
Р = S х N х Т,
где:
S - общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
N - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв.м);
Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В силу названной нормы расчет ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" за поставленную тепловую энергию заявителю при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета должен производится по указанной формуле.
В соответствии с первым абзацем пункта 19 Правил N 307 за январь и февраль 2011 Общество должно было начислить ТСЖ "Доверие" (без НДС) - по 38838,13 рублей (1704 * 781,63 * 0,02916 = 38838,13),
где:
1704 (м2) - общая полезная площадь жилых помещений, расположенных по адресу: г. Астрахань, ул. Тургенева, дом 8 (технический паспорт на жилой дом кварт. N 210);
- 0,02916 (Гкал/кв.м) - норматив потребления тепловой энергии для населения на отопление жилых зданий, утвержденный постановлением администрации города Астрахани от 10.01.2003 N 26 (далее - Постановление N 26);
- 781,63 (руб./Гкал) - тариф на тепловую энергию, утвержденный постановлением службы по тарифам Астраханской области N 84 от 24.11.2010 (далее - Постановление N 84).
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 предоставления коммунальных услуг гражданам в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Судом первой инстанции установлено, что на момент поступления в антимонопольный орган жалобы ТСЖ "Доверие" многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Астрахань, ул. Тургенева 8, не был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета.
ТСЖ "Доверие" не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, а приобретает коммунальные ресурсы для предоставления их гражданам - потребителям коммунальной услуги в соответствии с договором управления многоквартирным домом.
Данное обстоятельство заявителем не опровергнуто.
Таким образом, при расчетах между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией подлежит применению тариф, устанавливаемый для граждан, что соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2011 N 12552/10.
Между тем, в нарушение вышеизложенных норм права в 2011 году ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" выставляло ТСЖ "Доверие" счета N АС 01 - 00020160 от 31.12.2011, N АС 01-0017740 от 30.11.2011 на оплату тепловой энергии в горячей воде, где расчет платы за коммунальные услуги - потребленный ТСЖ "Доверие" энергоресурс произведен, исходя из объема (Гкал) поставленной тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденного постановлением N 84 Службы по тарифам Астраханской области от 24.11.2010.
Так, согласно счетам-фактурам N АС01-0017740 от 30.11.2011, N AC01-0020160 от 31.12.2011 ТСЖ "Доверие" за поданную Обществом тепловую энергию в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Тургенева, дом 8, было начислено (без НДС) -52 985,11 рублей (67,787964 * 781,63 = 52 985,11) и 56 639,25 рублей (72,462996 * 781,63 = 56 639,25) соответственно
где:
- 67,787964 (Гкал) - количество поставленной тепловой энергии (счет-фактура ЛСО1-0017740 от 30.11.2011);
- 72,462996 (Гкал) - количество поставленной тепловой энергии (счет-фактура N АС01-0020160 от 31.12.2011);
- 781,63 (руб./Гкал) - тариф на тепловую энергию, утвержденный Постановлением N 84.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку на дату выставления ТСЖ "Доверие" ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" вышеуказанных счетов-фактур органами власти Астраханской области не были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг, а потому количество фактически потребленного коммунального ресурса за каждый расчетный период, по мнению Общества, правомерно определялось последним с использованием тарифа, утвержденного постановлением Службы по тарифам Астраханской области N 84, подлежат отклонению.
Данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Как верно указал суд первой инстанции, на момент выставления указанных счетов нормативы потребления коммунальных услуг органами государственной власти Астраханской области не были утверждены, но действовали нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением администрации города Астрахани от 10.01.2003 N 26 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение жилищного фонда для расчёта тарифа для населения".
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что условиями спорного договора энергоснабжения предусмотрено, что порядок расчёта объёма тепловой энергии при отсутствии общедомового прибора учёта осуществляется в соответствии с методикой МДС 41-4.2000, утверждённой приказом Госстроя РФ от 06.05.2006 N 105, несостоятельна.
В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором и в соответствии с пунктом 4 данной статьи условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон, при заключении и исполнении публичных договоров.
Условия публичного договора не соответствующие обязательным правилам, установленным Правительством Российской Федерации - ничтожны (пункт 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор не должен противоречить закону, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статьи 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку в рассматриваемом случае приобретаемая тепловая энергия использовалась в целях отопления и горячего водоснабжения жилого фонда, к отношениям сторон подлежат применению положения статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что в отсутствие приборов учета количество поставляемой тепловой энергии подлежит расчету в соответствии с нормативом потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
ТСЖ "Доверие", не являющееся производителем энергии, при заключении договора теплоснабжения жилого дома действует в интересах граждан - жильцов дома, а поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития РФ в письме от 13.02.2007 N 2479-РМ/07 требование пункта 8 Правил N 307 распространяется на необходимость соответствия Правилам условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов, в частности, регулирующих условия оплаты коммунальных ресурсов.
Исходя из изложенного, оценив в порядке требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о доказанности факта нарушения Обществом антимонопольного законодательства, выразившегося в выставлении ООО "ЛУКОЙЛ ТТК" завышенных счетов за отпущенную тепловую энергию в многоквартирный дом по адресу Астрахань, ул. Тургенева 8, что привело к ущемлению интересов ТСЖ "Доверие" и граждан - потребителей.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учётом вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует нормам действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы общества, и правомерно отказал ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 декабря 2012 года по делу N А06-6121/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-6121/2012
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ - ТТК"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
Третье лицо: Двенадцатый Арбитражный аппеляционный суд, ТСЖ "Доверие", ТСЖ "Доверие" представителю Глазовой С. В.