г. Санкт-Петербург |
|
14 марта 2013 г. |
Дело N А56-54319/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Евсеева М.В. по доверенности от 12.02.2013 N 4
от ответчика (должника): Сосновская А.А. по доверенности от 28.12.2012 N 12/41
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2481/2013) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2012 по делу N А56-54319/2012 (судья Д.Ю. Боровлев), принятое
по заявлению ЗАО "Каскад ЛТД"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга об оспаривании решения от 15.06.2012 N 088 002 12 РК 0019075
установил:
Закрытое акционерное общество "Каскад ЛТД" (ОГРН 1037804024015, место нахождения: г. Санкт-Петербург, пр-кт Луначарского, 76, 2 лит. А, пом. 3Н, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 15.06.2012 N 088 002 12 РК 0019075.
Решением суда первой инстанции от 26.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представитель Управления требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Общества с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Материалами дела установлено, что Управлением проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонда РФ, на обязательное медицинское страхование и территориальные фонды обязательного медицинского страхования заявителем, в ходе которой установлено несвоевременное представление расчета страховых взносов за 9 месяцев 2011 года (срок представления 15.11.2011, фактически представлен 04.05.2012), о чем составлен акт от 04.05.2012 N 08800230013847.
По результатам проверки управлением принято решение от 15.06.2012 N 088 002 12 РК 0019075 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 108 222,20 руб.
Считая решение Управления не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта Управления.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, указал на нарушение Учреждением порядка принятия оспариваемого решения. Акт проверки составлен в отсутствии представителя Общества. Решение по материалам проверки вынесено 15.06.2012, в отсутствие представителя Общества без надлежащих доказательств извещения Общества о времени и месте рассмотрения акта проверки.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 9 статьи 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции от 18.07.2011) в обязанность Общества вменено ежеквартальное представление в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.
Срок представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2011 года истекал 15.11.2011.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Обществом расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2011 года представлен 04.05.2012, то есть с нарушением установленного законом срока.
В то же время, удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции пришел к выводу о грубом нарушении Учреждением порядка принятия оспариваемого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Согласно части 5 статьи 34 Закона N 212-ФЗ лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Согласно части 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
На основании части 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
В силу части 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов: устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Как видно из материалов дела, Общество не было уведомлено о выявленном Управлением Пенсионного фонда факте нарушения законодательства о страховых взносах, пояснений относительно выявленного Управлением Пенсионного фонда факта несвоевременного представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также относительно обстоятельств, с которыми Управлением Пенсионного фонда связано начисление пеней в оспариваемом решении по результатам камеральной проверки, от Департамента органом контроля за уплатой страховых взносов не испрашивалось.
Акт камеральной проверки от 04.05.2012 не содержит сведений о получении (подписании) его Обществом.
Управление указывает, что акт камеральной проверки от 04.05.2012 и уведомление от 04.05.2012 о времени и месте рассмотрении акта (назначенного на 15.06.2012) были направлены Обществом заказным письмом 10.05.2012 (номер идентификатора почтового отправления 19422343669306), листы дела 39, 63-64.
Между тем, согласно сведениям Почты России (листы дела 63 - 64) заказное письмо не было вручено Обществу (операция 14.05.2012 и 15.05.2012 отражена как временное отсутствие адресата) и 17.05.2012 было направлено почтой отправителю.
Согласно пункту 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи. Извещения о регистрируемых почтовых отправлениях опускаются в почтовые абонентские ящики в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.
В соответствии с п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение. По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их законными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем.
В нарушение указанных Правил заказная корреспонденция с актом и уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки находилась в почтовом отделении адресата 4 дня (14.05.2012 - 17.05.2012) и 17.05.2012 направлено отправителю.
Доказательств вручения (оставления) Обществу первичного и повторного извещения о получении корреспонденции в материалах дела не имеется.
Управление не получило из отделения связи возвращенное почтовое отправление в связи с отказом 27.06.2012, в связи с чем неполученное почтовое отправление в материалы дела не представлено.
Таким образом, Общество не было извещено о выявленных фактах нарушения законодательства о страховых взносах, не было извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
На момент вынесения оспариваемого решения у Управления отсутствовали сведения о получении Обществом акта камеральной проверки и уведомления о времени и месте его рассмотрения.
Напротив, из материалов дела видно, что акт и уведомление не были вручены Обществу и об этом на момент вынесения оспариваемого решения имелись сведения Почты России.
Причины, по которым Общество представило расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам 04.05.2012, так же как и наличие или отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, не были исследованы и не оценивались Управлением при принятии решения.
Решением Управлением Пенсионного фонда принято в отсутствие представителя Общества.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что Управлением Пенсионного фонда нарушена процедура привлечения Общества к ответственности. Общество не имело возможности представить объяснения по выявленным обстоятельствам, и не было извещено о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки. Управлением Пенсионного фонда не установлены обстоятельства и причины представления Обществом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам после срока, определенного в законе, следовательно, отсутствуют основания считать соблюденной процедуру вынесения решения; в данном случае Управлением подлежали установлению вина Общества в совершении вменяемого правонарушения и степень его ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение Управления Пенсионного фонда от 15.06.2012 N 088 002 12 РК 0019075.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные и не являющиеся основанием считать соблюденными заинтересованным лицом требований законодательства о порядке принятия решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Пенсионного фонда освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2012 по делу N А56-54319/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-54319/2012
Истец: ЗАО "Каскад ЛТД"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга