г. Томск |
|
11 мая 2012 г. |
Дело N А27-4849/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Музыкантовой М. Х., Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полосиным А.Л.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованных лиц: без участия (извещены)
от третьих лиц: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Аверс", г. Кемерово на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22 февраля 2012 года по делу N А27-4849/2010 (судья Гуль Т.И.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью ""Аверс", г. Кемерово
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва
третьи лица:
Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово
Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Инком Прайс", г.Кемерово
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аверс" (далее по тексту - ООО "Аверс", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 4224:0101033:168 площадью 38 271 кв.м., расположенного по адресу: г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 125, проведенной ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в сумме 236 679 639,27 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6184,34 руб. за кв.м.;
о признании недействительным пункта 7 решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 года о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в сумме 236 679 639,27 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 6184,34 руб. за кв. м.;
о признании незаконными, не соответствующими ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года N 215 действия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка к кадастровым номером 42:24:0101033:168 площадью 38271 кв.м. в сумме 236 679 639,27 руб. и удельном показателе его кадастровой стоимости в сумме 6184,34 руб. за кв. м.;
о признании недействительным решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области об отказе в исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером кадастровым номером 42:24:0101033:168 в сумме 236 679 639,27 руб. и удельном показателе его кадастровой стоимости в сумме 6184.34 руб. за кв. м., оформленного письмом от 03.03.2010 года N 07/12-1266;
об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 площадью 38271 кв.м. в сумме 236 679 639,27 руб. и удельном показателе его кадастровой стоимости в сумме 6184,34 руб. за кв. м.
Определением арбитражного суда от 03.06.2010 года произведена замена стороны в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее по тексту - Управление).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по существу спора, привлечена Коллегия Администрации Кемеровской области.
Судебные акты, принятые по результатам рассмотрения указанных требований, отменены, дело направлено на новое рассмотрение Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11.
При новом рассмотрении Общество, настаивая на первоначально заявленных требованиях (по правилам главы 24 АПК РФ), в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнило свои требования и просило одновременно установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной оценщиком по состоянию на 01.01.2010 года в размере 41 598 000 руб. и обязать Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата по Кемеровской области" внести такую стоимость в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом втрое и третье требование изложено Обществом в следующей редакции (л.д.13-15 т.8):
- признать недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 года о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 в сумме 236 679 639,27 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 6184,34 руб. за кв. м.;
- признать незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168, представления в Коллегию Администрации Кемеровской области на утверждение недостоверных результатов кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 42:13:0109006:0047, 42:13:0109005:0010, 42:13:0109001:889, 42:13:0109001:1398 и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:168 236 679 639,27 руб. и удельном показателе его кадастровой стоимости в сумме 6184,34 руб. за кв. м.
В связи с тем, что Обществом дополнительно заявлено требование об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, к участию в деле в качестве ответчика привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата по Кемеровской области"; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - оценщик - ООО НПФ "Инком Прайс"
В судебном заседании арбитражного суда, 14.02.2012 г. в связи с состоявшемся реорганизацией, ФБУ "Кадастровая палата по Кемеровской области" заменена на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее по тексту - Кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22 февраля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22 февраля 2012 года отменить и принять новый судебный акт; прекратить производство по делу в части требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в сумме 41 598 000 руб.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что в нарушение положений ст.46 Конституции РФ, статей 29 и 200 АПК РФ арбитражный суд уклонился от рассмотрения по существу требований ООО "Аверс" в части оспаривания конкретных действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель и решения Роснедвижимости (г. Москва); выводы арбитражного суда не соответствуют обстоятельствам дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2011 года N 913/11; в нарушение ст.82 АПК РФ и позиции ВАС РФ суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство заявителя о проведении экспертизы рыночной стоимости земельного участка заявителя по состоянию на 01.01.2007 года и на текущую дату, не прекратил производство по делу в части требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в сумме 41 598 000 руб.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве (совместном) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Письменный отзыв Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области приобщен к материалам дела.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" в возражениях на апелляционную жалобу указало, что действующее законодательство не допускает самостоятельного обжалования результатов кадастровой оценки путем предъявления иска к оценщику после утверждения результатов оценки органом исполнительной власти, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для исследования отчета ФГУП "ФКЦ "Земля"; возражения на рыночный отчет ООО "ИНКОМ ПРАЙС" представлен в соответствии с положениями ст.41,131 АПК РФ, заявитель не был лишен возможности заявить ходатайство о назначении экспертизы отчета; дело просило рассмотреть без участия ФГУП "ФКЦ "Земля".
Письменные возражения ФГУП "ФКЦ "Земля" приобщены к материалам дела.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, Коллегия Администрации Кемеровской области, Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Инком Прайс" отзыв в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
24 апреля 2012 года и 25 апреля 2012 года в канцелярию Седьмого арбитражного апелляционного суда поступили ходатайства (соответственно) ООО "Аверс" и ООО НПФ "Инком Прайс" о прекращении производства по делу в части требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в сумме 41 598 000 руб. по пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с не подведомственностью арбитражному суду указанного требования.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражения на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Аверс" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 42:24:01010133:168 площадью 38 271 кв.м, расположенный по адресу: г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 125 (далее по тексту - спорный земельный участок).
Земельный участок с кадастровым номером 42:24:01010133:168 поставлен на государственный кадастровый учет 24.06.2005 года с разрешенным использованием "промышленно-производственные фирмы" (л.д.28 т.1).
Кадастровая стоимость спорного земельного в размере 236 679 639 руб. 37 коп. (удельный показатель кадастровой стоимости - 6 187, 34 руб./кв.м) утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области".
Согласно отчету независимого оценщика общества с ограниченной ответственностью НПФ "Инком - Прайс" (далее - оценщиком) N 02/01 от 08.02.2010 года итоговая величина рыночной стоимости земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 42:24:01010133:168 площадью 38 271 кв.м, расположенного по адресу: г. Кемерово, Центральный район, пр. Кузнецкий, 33, разрешенное использование: промышленно-производственная фирма, на дату оценки 01.01.2010 года составляет 45 598 000 руб (л.д.57-122 т.1).
ООО "Аверс", полагая, что при определении кадастровой стоимости нарушены нормы законодательства, регулирующего порядок проведения кадастровой оценки земель, процедура проверки результатов кадастровой оценки, при этом кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную независимым оценщиком, обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходя из процессуальной обязанности Общества по доказыванию своих доводов по общим правилам искового производства, пришел к выводу о недоказанности ООО "Аверс" действительной рыночной стоимости земельного участка.
Согласно п.1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог (до введения действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту- НК РФ) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В силу п.1 ст. 388 НК РФ истце является плательщиком земельного налога в отношении указанного земельного участка.
В соответствии с п.1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется ка кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего кодекса. При этом пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков определяется в соответствии с земельных законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, п.2 ст. 66 ЗК РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная оценка земель, за исключение случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательском Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Однако на спорные правоотношения указанные нормы не распространяются, и Общество воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Тем не менее, пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакциях допускает не только определение кадастровой стоимости земельного участка в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так, пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 255 (далее по тексту - Федеральный стандарт оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)"), в предыдущей редакции, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", в редакции Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22.10.2010 N 509, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 N 913/11, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В данном случае, заявленные Обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, правомерно рассмотрено судом первой инстанции по общим правилам искового производства.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для прекращения производства по делу в части требований заявителя об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в сумме 41 598 000 руб. по пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Как обоснованно отмечено арбитражным судом, поскольку от величины кадастровой стоимости зависит налогооблагаемая база по земельному налогу, следовательно, результат установления кадастровой стоимости в размере, равной рыночной стоимости, может повлиять на экономические интересы хозяйствующих субъектов, каковым является истец по данному делу.
При этом изменение установленной кадастровой стоимости возможно при изменении нормативного акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; изменения вида разрешенного использования земельного участка; исправления кадастровой ошибки по правилам статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; при определении кадастровой стоимости в судебном порядке.
Имеющее иные цели, чем у заявителя, оспаривание результатов и действий уполномоченных органов по проведению кадастровой оценки земельных участков в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и абзаца 4 пункта 1 Информационного письма Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" как таковое возможно в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка 55:36:17 02 01:3007 определена в 2008 году по правилам статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" (постановление является действующим нормативным правовым актом акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который в установленном законом порядке не отменено, сведений о его признании судом недействующим также не имеется в материалах дела), вид разрешенного использования земельного участка не изменялся, кадастровой ошибки в значении, определенном в статье 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", судами, органом кадастрового учета не установлено, поэтому доводы апеллянта о возможности установления рыночной стоимости спорного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, как способа восстановления прав и законных интересов лица в силу положений ст. 201 АПК РФ, основаны на неправильном толковании норм права.
Следовательно, определение кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке осуществляется по правилам искового производства со сбором и оценкой соответствующих доказательств.
Согласно статье 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу (статьи 170, 180, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не утратили возможность доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Учитывая изложенные разъяснения об исковом характере требований ООО "Аверс", в совокупности с положениями статей 65, 66 Земельного кодекса РФ, на Обществе как на истце лежит процессуальная обязанность доказать в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ то обстоятельство, что его права и охраняемые законом интересы нарушены уполномоченными органами при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о стоимости земельного участка, не соответствующих данным о его рыночной стоимости.
Как было указано выше, в соответствии с отчетом независимого оценщика N 02/01 от 08.02.2010 года итоговая величина рыночной стоимости земельного участка на дату оценки 01.01.2010 года составляет 45 598 000 руб.
Однако, следуя буквальному содержанию статей 125, 126 АПК РФ, в соответствии с которыми, лицо при предъявлении иска самостоятельно формирует доказательственную базу, подтверждающую законность и обоснованность его требований, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности истцом действительной рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд в целях принятия законного и обоснованного судебного акта, в том числе, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Принимая во внимание, что оспариваемая кадастровая стоимость спорного земельного участка по отчету уполномоченного органа определена на 01.01.2007 года, а по отчету независимого оценщика рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2010 г., суд апелляционной инстанции при отсутствии данных о рыночной стоимости земельного участка на 01.01.2007 года считает недоказанным нарушение прав Общества внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенного на 01.01.2007 года.
Кроме того, апелляционный суд учитывает следующее.
Из разъяснений, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 со ссылкой на нормы статьи 17.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", следует, что суду при разрешении спора в целях изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, надлежит дать оценку отчету оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков.
В силу статьи 13 Закона об оценочной деятельности в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
При таких обстоятельством, судом исследуются правоотношения, связанные, в том числе, с установлением рыночной стоимости земельных участков, которые регламентируются нормами Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Для целей применения Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона).
Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки оформляется отчетом независимого оценщика об оценке объекта оценки.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Данная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
Проанализировав вышеизложенные нормы права в их совокупности и взаимосвязи, учитывая правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в постановлении от 28.06.2011 года N 913/11, в соответствии с которой, по правилу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, исходя из правил статей 1,65,66 ЗК РФ о платности за землю, ее рыночной стоимости, статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" об актуальности данных кадастра, при рассмотрении судом первой инстанции в 2012 года требований истца, сформулированных без привязки к временному периоду определения рыночной стоимости земельного участка, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности Обществом в нарушение ст.65 АПК РФ также и актуальности установленной отчетом независимого оценщика рыночной стоимости земельного участка на момент вынесения решения арбитражным судом.
При изложенных обстоятельствах, отсутствуют и основания для проведения в соответствии со ст.17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" экспертизы независимого оценщика N 02/01 от 08.02.2010 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции.
Однако, представитель Общества в суд апелляционной инстанции не явился, соответствующее ходатайство не заявлено, само по себе указание в апелляционной жалобе на необоснованность отклонения арбитражным судом заявленного Обществом ходатайство о проведении экспертизы рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 года и на текущую дату таким ходатайством не является.
Данная экспертиза не относится к категории судебных экспертиз, назначаемых по инициативе суда, и соответственно оплачиваемых за счёт средств федерального бюджета.
Согласно пункту 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", если экспертиза в силу АПК РФ могла быть назначена по ходатайству или с согласия участвующих в деле лиц, однако такое ходатайство не поступило или согласие не было получено, оценка требований и возражений сторон должна осуществляться судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий не совершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Таким образом, арбитражный суд при разрешении спора в соответствии с принципом состязательности и равноправия участников арбитражного судопроизводства исходит исключительно из требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также представленных ими доказательств в порядке статьи 65 АПК РФ. Возложение на арбитражный суд бремени поиска и сбора доказательств в обоснование иска противоречит нормам процессуального законодательства.
Следовательно, оснований для назначения экспертизы рыночной стоимости спорного земельного участка у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, нарушение прав Общества несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, которые, согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, не нашло своего подтверждения материалами настоящего дела
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения арбитражного суда апелляционный суд не усматривает.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на истца.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22 февраля 2012 года по делу N А27-4849/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Музыкантова М. Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4849/2010
Истец: ООО "Аверс"
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области
Третье лицо: Коллегия АдминистрацииКемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8667/10
18.02.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8100/10
12.11.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-4849/10
21.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8667/10
04.06.2012 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8667/10
11.05.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8100/10
22.02.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-4849/10
09.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-913/2011
19.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-913/11
28.06.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N 913/11
24.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-913/11
18.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-913/11
18.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-913/11
31.01.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-913/11
17.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-4849/2010
28.09.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8100/10